На Крайнем Севере более 20 народов и народностей. Все они имеют свою древнюю и очень интересную культуру, заметное место в которой занимает прикладное искусство. Исстари жители Севера делали одежду, предметы домашнего обихода и украшения, используя природные материалы — шкурки животных и птиц, траву и дерево и рыбью кожу, замшу и, конечно, кость.
Кость использовалась разная: моржовый клык, китовый ус, олений рог и мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутии. Прежде, до появления металла, кость на Севере была универсальным материалом. Интересно, что и сегодня в ненецком языке почти каждое прилагательное употребляется со словом «кость»: например, деревянная пороховница — «ля-пороха-лы» — «деревянная пороховая кость». Из кости делали снасти для рыбной ловли, охоты и оленеводства, пуговицы, черенки ножей и многое другое. Северные мастера искусно резали кость, шлифовали и полировали ее, покрывали цветной гравировкой, могли наносить тончайшие узоры металлической инкрустации.
Искусство якутских косторезов разнообразно по своим формам. Тут и ажурная прорезная резьба предметов и украшений, и малая пластика, разновидностью которой являются традиционные якутские шахматы, и изготовление сосудов для кумыса — чоронов. Формы чоронов своеобразны и пластичны. Они ведут свою родословную еще от скифских сосудов с поддонами и ножками. Чороны украшаются орнаментами и нередко — скульптурными рельефами.
Мастеров волнуют самые разные темы. Почти одновременно рождаются и скульптурные композиции, навеянные древними легендами и сказками и произведения на сюжеты, взятые из истории, на темы актуальные именно сегодня. На выставке, проводимой в Московском историческом музее, посвященной северному искусству, рядом стояли работы: «Манчаары» (якутский легендарный герой) и «Изготовление кумыса».
Якутская скульптура выполняется из мамонтовой кости, которая имеет плотную структуру, красива своей матовой полированной поверхностью, чуть желтоватым теплым цветом. Эта кость легко режется и позволяет достичь особой пластики. Композиция всегда сохраняет компактную, чуть приземистую форму, она не очень сильно расчленена и всегда на подставке. Большое внимание мастер уделяет миниатюрной проработке лиц и передаче народной одежды. Произведения якутских косторезов обладают ярко выраженным национальным характером. Тут всегда присутствует сюжет, рассказ, происходит какое-то действие, что позволяет считать якутскую скульптуру жанровой. Особенно интересны произведения на исторические темы. Решены они всегда своеобразно — через легенду, сказку с ее метафорой, гиперболичностью, подчеркнутой динамикой, яркой декоративностью.
Чукотское искусство резьбы и гравировки по кости совсем иное. Тем и прекрасно народное творчество, что в каждом художественном промысле создаются свои, только ему присущие, уникальные изделия. Традиции резной чукотской кости насчитывают тысячелетия — об этом говорят раскопки археологов. Скупа по цвету северная скульптура из кости: белый цвет и холодноватая голубая гравировка на подставках. И в этой цветовой сдержанности — большая цельность и особая красота. Чукотская скульптура выполняется из моржового клыка. Его обработка сложна — у клыка тонкий поверхностный слой, пригодный для работы.
В чукотской скульптуре не используется ажурная прорезная техника, как у якутов. Нет и многофигурных композиций. Композиционные скульптуры появились здесь уже в советское время. Наиболее традиционны фигурки отдельно стоящих животных. Повадки зверя, его облик и характер чукотскому мастеру знакомы как охотнику, оленеводу и рыболову. Работы просто поражают своей правдивостью, необыкновенной жизненностью, высокими художественными достоинствами. Мастер умеет отобрать главное, наиболее характерное, в скупом движении передать все своеобразные позы и повадки животного. При этом сохраняется красота кусочка кости с ее мягкими плавными линиями, перетекающими один в другой объемами, без резких переходов, противопоказанных кости. Именно это и придает чукотской скульптуре совершенную пластику, особую музыкальность.
Только Чукотке свойственен уникальный вид народного творчества — цветная гравировка по кости. Она динамична, передает самые разнообразные сюжеты: древние сказки о солнце, о прекрасной девушке, об искусных охотниках и рыболовах, показывает и современные преобразования в краю. Скульптуры выполняют мужчины, а гравированные изделия — преимущественно женщины. Гравируются обычно бытовые предметы: стакан для карандашей, нож или просто клык моржа, на котором развернут целый рассказ в картинках.
Третий центр косторезного народного творчества находится в Тобольске. Русский косторезный промысел возник здесь в конце XIX в. Одним из излюбленных сюжетов в старое время были т.н. «остяцкие хозяйства» (ханты и манси в прошлом назывались остяки и вогулы). На подставке изображался чум — традиционное жилище остяков, люди в национальных меховых одеждах, рядом олени, собаки, нарты, на которых ездят на Севере, забавные бытовые сценки.
Тобольская скульптура сохранила свои традиционные черты: она многофигурна, повествовательна, как правило, выполняется на подставке. Например, на выставке была представлена скульптурка с сюжетом «Сказка о рыбаке и рыбке». Очень часто изображаются традиционные занятия северных народов. Но современного мастера интересуют не только бытовые сюжеты, но и любое событие из жизни. Вот дети идут в школу с портфелями, вот девочка с книгой…
В память об интересной, познавательной выставке я купила маленькую веточку ландышей на подставке, выполненную из оленьего рога.
Использованы иллюстрации bibliotekar.ru/rusKost
В июне еще нередко сыплет снежок, под почвой вечная мерзлота.
У нас в Якутске далеко не Заполярье (широта та же, что у Питера), но вечная мерзлота есть. Сегодня, правда, еще не июнь, но снег шел.
Кость использовалась разная: моржовый клык, китовый ус, олений рог и мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутске.
Китовый ус - это не кость, вообще-то. А самым ценным "костяным" материалом считается бивень мамонта. И в самом Якутске и его окрестностях его, вообще говоря, нет. Наверное, вы хотели написать - "в Якутии"?
Кость резали по всему Северу
Согласен с замечанием.
Ой, Иван, и правда... ТАЙГА!!!
Бывает, многие стереотипно считают, что Якутск находится на Крайнем Севере, что в Якутске ездят на оленях, и что тут у нас - тундра. Широта та же, что и у Питера, как я уже упоминал. А вот климат здесь у нас суровый, зимой - до -50. И олени не водятся.
0 Ответить
Мдя-аа... С оленями как-то... Непорядок! В целях дальнейшего развития косторезного производства, повышения эффективности мясо-мехового животноводства и углубления всего остального предлагаю незамедлительно интродуцировать оленя на территории Якутского муниципального городского поселения!
0 Ответить
Иван, спасибо за внимание к статье и комментарий
Но в статье не указано, что кость находили в ГОРОДЕ. Название Якутская или Тобольская указывается по месту изготовления скульптурных композиций.
На выставке же было представлено искусство Севера, начиная с XIX века, хотя и не всех косторезных центров, о чем уже писали в комментариях. Всего доброго и удачи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В статье прямым текстом написано: "мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутске". Да, не написано, что в ГОРОДЕ, но это и так подразумевается. Если я напишу "в Москве", это будет означать "в городе Москве" или "в реке Москве", но никак не "в Московской области" и уж тем более не "в России".
0 Ответить
Андрей Лебедкин, в статье это уже три дня не написано...
0 Ответить
Но я то коммент оставлял, когда это БЫЛО написано!
0 Ответить
оперативно исправили
0 Ответить
Карина, 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"...мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутске" - ни разу не слышал,чтобы мамонтовую кость находили в Якутске,тем более особенно часто.Я вырос в Якутске и не могу представить,где в городе можно найти мамонтовую кость.Можете сообщить источники?
0 Ответить
Иван... Ну, стоит ли так горячится? Не местный человек. Чуть заплутал на незнакомой территории. Хотел "в Якутии", наверное, написать... Чуть ошибся. С кем не бывает? Мы что ли все святые? Тем более...
Сейчас там, у Вас, наверное и вытаявшего муравейника не найти, чтобы по сторонам света сориентироваться. А прошлой осенью Карины в тундре не было. Потому, куда ветер дул, когда снег ложился, - она не знает.
У меня друг, по окончанию ЛАУ работал сначала на островах Анжу. Потом - в Тикси. Потому - дружественному Якутску - с теплом!!
0 Ответить
Константин в Якутске нет тундры,Якутск-город,а вокруг тайга))))
Я не горячусь,просто надоедают некоторые глупые стереотипы.Но и не виню людей,не их вина что у нас страна слишком большая.
0 Ответить
Ой, Иван, и правда... ТАЙГА!! Правы Вы, - стереотипы. Вот, зная Тикси, это впечатление переношу на всю остальную Якутию. Хотя делов-то - посмотрел на карту и увидел сразу - ТАЙГА! А вроде и не дурень дурнем. Так что не только от глупости, может просто от элементарного незнания иногда ляпы выскакивают? Так для того и все мы здесь, на Школе. Чтобы узнать, подсказать, а там где надо - и подправить!
Удачи и хорошего дня!
0 Ответить
Отличная статья! И комментарий Константина интересный, я же нарьян-марочка, и Архангельский край мне родной, так что буду ждать статью про поморских резчиков.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А уже, Гертруда...
0 Ответить
Хорошая, интересная статья. Богато иллюстрированная и информационно насыщенная.
Очень подробно и детально об особенностях работы с костью мастеров Якутии, Чукотки, Тобольска... В последнем "косторезный промысел возник ...в конце XIX в".
А Русский Север? Поморье, где с давних времен добывали не только навагу или тюленя, но и «рыбий зуб», моржовую кость, собирали ископаемую мамонтовую? Где в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную даже простая трубчатая коровья кость - цевка. Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII(!) веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и впоследствии стали лучшими её косторезами.
Живы эти традиции и сейчас. Года полтора тому был по делам в Архангельске и вот, лежит на столе, как память о той поездке, костяной нож для резки бумаги с резной рукояткой...
Потому не три косторезных центра на Севере России. Точно не три.
А статья - очень хорошая. И прочитал я её с большим удовольствием. Вот только... За соседей малость обидно.
0 Ответить
Константин Кучер, так статья - о конкретной выставке. Берете холмогорскую тему? Вот сайт с иллюстрациями.
0 Ответить
Нашёл. "На выставке, проводимой в Московском историческом музее, посвященной северному искусству"...
Получается, что это устроители выставки почему-то решили оставить холмогорских мастеров за её рамками?!
0 Ответить
Константин, большое спасибо за уточняющий комментарий. Интересно, что на выставке не были представлены изделия из Холмогор. Но благодаря Вашему комментарию, читатели которым интересна эта тема, узнают больше о косторезном искусстве Севера.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сбасибо, Карина.
Вот, как раз думаю, как бы эту тему чуть пошире. Да в "формат" вписаться. Тьфу-тьфу! Сдаётся мне, не просто так поморов на той выставке не было. Исходя из того, что от соседей за последние два дня получил, - есть у них сейчас проблемы.
Удачи Вам!
0 Ответить
Константин, ну, может, по холмогорской резьбе они отдельно проводили, кто их знает...
0 Ответить
Да, Марианна, берусь. С большим удовольствием. Интересно попробовать, когда не просто о чём захочешь, или о чём хорошо знаешь и оно как бы и само просится, а когда вот так... Что-то типа заказа. Тем более, что здесь и моё, и Ваше, в какой-то части совпадают. Я, когда готовил материал об Осипе Дудине, краем Холмогор касался. Да и соседи, как-никак... Спасибо за предложение. Мне очень приятно, что в меня верят.
А по выставке, извините, как-то видно проскочил в тексте, что это на основе конкретного мероприятия. Сейчас перечитаю.
0 Ответить