Наименее понятны и известны для иностранцев богатые религиозные традиции жителей островного государства. На протяжении истории здесь так и не сложилась четкая монотеистическая система, а проникшие с материка идеи буддизма и конфуцианства подверглись значительной трансформации под влиянием древних верований, представлявших смесь культа предков и одухотворения природы. Получившийся в результате этого слияния духовный продукт получил название синтоизма.
Между тем, синто не подпадает под классическое определение религии, так как не содержит каких-либо нравственных заповедей, норм поведения или предостережений против грехов, а ритуальные богослужения больше напоминают языческие праздники. Это, скорее, набор поверий, обычаев и обрядов, позволяющих японцам укоренить верность традиционному образу жизни.
Центральное место в синтоизме занимает природа — как прародительница всего сущего, и почитается в качестве божества. По этой причине японец, получивший традиционное воспитание, отличается чуткостью к природе, умением наслаждаться ее бесконечной переменчивостью и радоваться ее многоликой красоте. Неслучайно сами японцы считают, что боги подарили им четыре главные радости: созерцание свежевыпавшего снега (праздник чистоты «юки-ми»), осенней луны («о-цуки-ми»), багряных листьев клена («момидзи-гари») и цветов сакуры («о-хана-ми»).
Вообще синтоистский Олимп включает 8 миллионов (!) различных божеств, и посему не мудрено, что среди такого множества нашлось место для очень экстравагантных «небожителей». Так, особое место в японской традиции отводится культу половых органов. И, благодаря врожденному эстетическому вкусу, эта не «запретная» здесь тематика далека от пошлости и ханжества. В этом плане показательно то, что согласно древнему мифу, сами Японские острова образовались непосредственно от капель, упавших с копья (приапический символ) бога Идзанаги в тот момент, когда он встретился лицом к лицу с богиней Идзанами и воскликнул: «О, прекрасная дева!».
Синтоизм отличается большим количеством праздников и необычных ритуалов. К примеру, в городе Кумамото находится храм (дзиндзя) Югэ, где поклоняются божеству, избавляющему от супружеских измен. Для этого молящиеся должны вбить гвозди в деревянные макеты гениталий неверного супруга.
Недалеко от Токио в городе Кавасаки действует храм Канаяма, возведенный в эпоху Эдо (1600−1867) на пожертвования проституток, молившихся в нем за покровительство от венерических заболеваний. По всей видимости, основание храма относится к тому периоду, когда вместе с иноземными завоевателями на островах стал распространяться сифилис.
Ежегодно в первое воскресенье апреля в храме проходит праздник Канамара-мацури (Kanamara — железный фаллос), имеющий более чем трехсотлетнюю традицию. По поводу его возникновения также имеется соответствующая легенда: когда-то в телах женщин поселился демон, который откусывал тин-тин (в разговорном японском — пенис) молодым людям. Продолжение рода японцев было поставлено под угрозу, но на помощь пришел кузнец, специально выковавший стальной орган, о который злой дух обломал свои зубы. В ознаменование этого чудесного исцеления во дворе храма установлены два внушительных размеров металлических фаллоса — божества Канамара-сама.
В дни фестиваля сюда съезжаются одинокие женщины, надеющиеся на помощь в поиске партнера, бездетные пары — за избавлением от бесплодия, а также счастливые родители, желание которых уже исполнилось. Помимо них, празднество особо любимо среди проституток и других представителей группы риска — гомосексуалистов и трансвеститов. Само действо привлекает внимание туристов со всего мира. В прошлом году в нем приняли участие более 30 тысяч человек. Следует отметить, что собранные при проведении мацури денежные средства идут на борьбу со СПИДом.
Церемония этого дня начинается с чтения норито — долгой и прочувствованной молитвы божеству. Затем процессия покидает стены храма и выносит Канамару в город. Шествие возглавляет священник в маске Тэнгу — человекообразного духа леса с красным лицом и прямым клювом с характерным утолщением на конце.
Взрослые раскупают сувениры и игрушки определенной формы, дети облизывают своеобразные леденцы на палочках и жуют бананы с «головкой» из розового шоколада.
Несколько иной смысл вкладывается в фестиваль Хонен-мацури (праздник Богатого года), который также проходит весной в городке Комаки и собирает 50−60 тысяч человек. С утра участники собираются на молитву в местном храме Тогата, где божества представлены в виде фаллосов разных форм и размеров. После благословения священника праздничные колонны выдвигаются в храм Симмэйся, откуда шествие во главе с Тенгу и оркестром выносит двухметровое «мужское достоинство» на городские улицы в сопровождении почетных горожан, чиновников мэрии и предпринимателей, опоясанных кушаками золотого цвета.
Суть праздника заключается в том, что раз в год, весной, небесный покровитель плодородия бог Такеинадене-но Микото наносит визит богине Тамахиме-но Микото. И от этой встречи зависит урожайность, так как по древним японским поверьям, для того чтобы все росло и развивалось, мать Земля должна быть оплодотворена отцом Небом.
Справедливости ради, надо отметить, что фаллический культ известен и другим народам, в частности, в Индии. Однако утверждается, что Япония единственная страна, где ежегодно проводятся фестивали, участники которых носят символы не мужских, а женских органов.
Такой парад, к примеру, проходит в городе Инуяма, неподалеку от Нагои, а процессия демонстрирует народу громадную модель раковины, являющуюся символическим изображением женского божества. Когда раковина открывается, сидящая внутри маленькая девочка выбрасывает из розовой полости рисовые лепешки. Кульминацией церемонии является ритуал, во время которого деревянный аналог Канамары пронзает соломенный символ, а зрители поливают данную композицию саке молочного цвета. Аналогичный фестиваль проводится в первое воскресенье марта в местечке Гакуден, где находится храм Огата, посвященный богине Идзанами.
Подобные праздники плодородия проводятся во многих, преимущественно земледельческих районах Японии. Ведь с древних времен для японцев три главные формы любви: мужчины и женщины, родителя к ребенку и, наконец, к божественному источнику жизненных сил, объединяются в нехитрых символах, означающих для них блага и добродетели, взращенные этими жизненными силами, — щедрость, изобилие и плодородие.
Вот такие благие помыслы заключаются в традиционных для Японии, но странных по нашим меркам ритуалах, которые по форме своей напоминают западные парады сексуальных меньшинств, но несут в себе совершенно иное содержание.
Своим подогреваемым туристическими фирмами повышенным вниманием именно к форме, а не духовной подоплеке таких мероприятий, символизирующих единение природы и человека, иностранцы дискредитируют их эстетический смысл в глазах молодого поколения японцев, которые принимают христианство или ислам уже только ради того, чтобы их сексуальная жизнь перестала интересовать «энтомологов». Девушки по той же причине одеваются в скучные костюмы офисных леди, а гайдзинов (иностранцев) с фотоаппаратами на мацури становится больше, чем участников шествия.
Тимур, отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, спасибо большое!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В редакцию "ШколыЖизни" поступило письмо от читательницы-японистки, которая считает, что упоминаемые в статье обряды не имеют отношения к синтоизму как к религии. Согласно ее утверждениям синтоизм здесь сбоку припека и надо было четче сказать, что праздники чисто языческие. Со своей стороны соглашусь в том, что синто - религия с очень глубокой философией, которую не передать в формате статьи. Тем более что и цели такой не ставил перед собой. Понимаю и принимаю критику уважаемой читательницы, опасающейся что у некоторых менее сведущих читателей на примере только упомянутых сугубо по избранной тематике праздниках может сложиться однобокое представление об этой религии.
Внимание и неравнодушная реакция читателей к публикации сами по себе приятны, жаль что высказывание произошло не в комментариях. Очень было бы интересно так сказать прямое общение. Здесь же в блоге можно было бы не только обменяться мнениями, но и дополнить материал взглядами на синтоизм.
Однако, учитывая высказанное мнение приведу некоторые взгляды исследователей на синтоизм, как загадочную религию:
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур Нуманов, отличная статья "5".
А ещё спасибо за ссылки, которых в статье много, а потому и из них тоже много интересного прочитала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Назия Алюшева, спасибо большое! Рад, если был полезен
Япония действительно загадочная цивилизация - необыкновенно самобытная! Пока писал статью столкнулся с зачастую очень поверхностными оценками культуры Японии в интернет-форумах и т.д. Довольно распространено: "примитив", "ужОс" и все такое в таком роде. Тем не менее меня наоборот просто поражает глубинность и какая-то философия практически во всех сферах жизни. И говорит это не фанатизм (которого тоже много в "паутине" среди поклонников), а искренний интерес к цивилизации, которая долгое время охраняла себя от посторонних, а потому сохранила самобытность, которой в современной Японии уже наверное все меньше и меньше, влияние Запада все ощутимее и ощутимее. А по поводу отношения к "запретным темам" на островах и на Западе - отдельный разговор! ИМХО, то что осуждается у нас и тем не менее вызывает какой-то нездоровый интерес, там воспринимается естественно.
Хотя Вам это говорить излишне - Вы в отличие от меня, выуживающего информацию из сети, там бывали!
Тем приятнее Ваш комплимент, как оценка искушенного читателя! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Изучила. А ведь и не знала...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня брат уже семь-восемь лет живет в Японии и тоже открыл для себя много нового
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур, у меня тоже есть такие родственники, которые много для себя открыли.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Свежий взгляд
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур, очень интересно. 5! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо большое, Ольга!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, отдельные исследователи утверждают о том, что в языческой Руси по весне также существовали аналогичные праздники плодородия. В качестве примера ими приводится версия, согласно которой бытовавшая историческая традиция после крещения в измененном виде и с другой идеологической трактовкой была продолжена в некоторых пасхальных обрядах. Однако, тема весьма щекотливая и спорная. Приведу цитату из интернета: "когда "внедряли" христианство, сознательно допустили в него элементы язычества, чтоб прижилось, чтоб люди в язычестве воспитанные во многих поколениях легче новую религию восприняли. В частности, символику частично допустили. Переплелось все.
Так что, ничего удивительного в этом нет. И кощунственного в этих символах тоже ничего нет. Про их истоки уже давно забыли, вот мы и удивляемся такому сравнению."
PS. Комментарий ни в коем случае не преследует цели оскорбить чьи-то религиозные чувства. Дополняю материал для сведения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить