Здесь хранятся такие редчайшие памятники иконописи, как уникальная икона-рельеф «Святой Георгий с житием» XII века, «Волынская богоматерь» XIII века. Но более всего привлекают парсуны — замечательные произведения
Своеобразный раздел экспозиции — украинские народные картинки. Их много в музее, и потому выставляется лишь небольшая часть. Эти картинки до XIX века были непременным украшением каждой украинской хаты. В России когда-то повсеместно были распространены лубки, а на Украине — так называемые «козаки Мамаи». Картинки прижились, потому что символизировали сложившийся в народе тип украинца — может быть, чуть медлительного, расположенного к размышлению, к созерцанию, лирического, любящего песни. Как правило, сидит он с бандурой, с неизменной трубкой-люлькой в зубах, рядом любимый конь и сабля. Характер украинца схвачен так верно, словно возвращает в то далекое от нас время.
Важной страницей в истории украинской культуры является художественное творчество Тараса Григорьевича Шевченко. Произведения великого поэта и художника — «Автопортрет» (1861), серия офортов (1860) — занимают в экспозиции музея почетное место. Близким по духу Шевченко является художник Васько (1820−1883). Его «Портрет юноши из семьи Томари» написан очень сдержанно, но удивительно лирично.
Эпоха передвижничества — следующий этап в развитии реалистического искусства на Украине. Центральное место здесь принадлежит известной картине Н. Кузнецова «На заработки», где изображены крестьяне, уходящие из родных мест.
Экспозицию послевоенного времени открывает картина Г. Мелихова «Молодой
К числу потрясающих произведений, рассказывающих о военных годах, принадлежит «Возвращение» В. Костецкого. Немногословная и скупая по колориту, лишенная внешних эффектов, она рождает самые серьезные мысли и чувства. Картина достойно выдержала испытание временем. Сколько драматического содержания, сложного и правдивого, вложил в нее художник! Картина словно впитала суровость военного времени, подъем чувств и сил, невероятное напряжение народа.
Во всех музеях много маленьких, неприметных вещей, о которых не говорится в популярных брошюрах и путеводителях. Это работы, как принято думать, второстепенных художников. И вдруг однажды они останавливают твое внимание, раскрываются перед тобой, и начинаешь видеть то, чего раньше не замечал: теплоту, откровение. Часто бывает, что малоизвестные живописцы и их полузабытые картины обостряют воображение и вызывают ощущение неизведанного.
Музеи надо бы посещать чаще, не ссылаясь на нехватку времени. И тогда, когда в жизни все кажется понятным и простым, и тогда, когда вдруг иссякают какие-то внутренние силы. Там обязательно найдешь для себя то, что вдохновит и освежит тебя, наполнит яркими впечатлениями. Выходишь из музея окрыленным, приходят новые замыслы, все воспринимается активно, кажется прекрасным.
Ни одно посещение музея не проходит бесследно. Всякий раз это открытие. Открытие идей, картин, художников. Переосмысление, казалось бы, давно и хорошо знакомого. Даже в самом скромном музее непременно встретишь то необходимое и полезное, что обязательно пригодится в жизни.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...