Считается, что первая публичная демонстрация полета воздушного шара состоялась 5 июня 1783 года, когда братья Жозеф и Этьен Монгольфье запустили в воздух свой летающий мешок, наполненный теплым воздухом. Прошел всего год, и в воздух поднялась первая женщина. Это была француженка госпожа Тибль, совершившая 24 сентября 1784 полет на воздушном шаре в Лионе.
Полеты на воздушных шарах воспринимались в то время как оригинальные и крайне опасные аттракционы для публики. Естественно, что полеты женщин были редки, ведь и далеко не всякий мужчина рисковал подняться в небо. Но уже в ноябре 1798 года в Париже две прекрасные француженки рискнули создать женскую команду, чтобы развлекать полетами публику. А француженка Софи Бланшар совершила 67 полетов, сделав воздухоплавание своей профессией. 6 июля 1819 года в ходе очередного полета она погибла.
Первый полет женщины в России произошел 20 июня 1803 года, когда на воздушном шаре над Петербургом поднялись француз Жак Гарнерен и его супруга Женевьева. А на следующий год в Москве, где выступала чета Гарнерен, в небо поднялась первая россиянка. Это была Александра Турчанинова, приехавшая к родственникам из Пензы. Видя, что мужчины не решаются откликнуться на призывы Гарнерена подняться с ним в небо, она вызвалась составить компанию супруге воздухоплавателя. Женский полет, состоявшийся 8 мая 1804 года, произвел большое впечатление на москвичей, которые долго его обсуждали. Правда, в их высказываниях больше звучали осуждающие нотки, дескать, не женское это дело уподобляться птицам, им и на земле забот должно хватать. Собственно, Турчанинова была всего лишь пассажиркой, но это не умаляет значения её смелого поступка.
Появился в первопрестольной и свой воздухоплаватель. Осенью 1805 года на шаре собственной конструкции поднялся в небо штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Иван Каминский. Его полеты обычно проходили в Нескучном саду, собирая массу публики, которая с удовольствием наблюдала за смельчаком, но платить деньги за билеты не спешила. Недостаток средств заставил аэронавта отказаться от дальнейших экспериментов.
А вскоре в Москве появилась женщина, которой на земле «было тесно». К сожалению, история сохранила для нас только её фамилию. Это была мещанка с Пресненской части госпожа Ильинская. К полету она готовилась давно, так как изготовила три шара собственной конструкции. Возможно, она советовалась или консультировалась у Каминского, так как постройка шаров было для России делом новым и практически неизведанным. Видимо, Ильинская стала не только первой россиянкой, самостоятельно поднявшейся в небо, но и первой женщиной в мире, самостоятельно проектировавшей и строившей воздушные шары.
В 1828 году в «Московских ведомостях» было опубликовано объявление, вызвавшее массу пересудов и нешуточный интерес в обществе: «Российская девица Ильинская имеет честь известить почтенную публику, что ею будут запущены три аэростатических шара, из которых первый — легкий, путеуказатель, второй — большой, с человеческой фигурой, а в третьем она сама предпримет воздушное путешествие».
Особый интерес у современных исследователей воздухоплавания вызывает второй шар Ильинской. Высказываются предположения, что с его помощью она проводила опыт со спуском на землю человеческой фигуры при помощи какого-то прообраза парашюта.
19 августа (31 по н.с.) 1828 года смелая девица поднялась в воздух. Это событие произошло в Москве на даче известного богача Г. Закревского. Для публики были заготовлены билеты, но как и при полетах Каминского, большинство публики предпочло наблюдать за полетами аэростатов с окрестных холмов, удобно расположившись на природе и запасшись провизией для пикника.
После запуска двух пробных шаров Ильинская поднялась в воздух примерно на 300 саженей — цифра впечатляющая, ведь это около 600 метров. Находясь под облаками, смелая девица приветствовала публику, пуская из гондолы шара разноцветные ракеты.
Полеты на шарах уже перестали быть особой экзотикой, поэтому о женщине-воздухоплавательнице вскоре подзабыли. Правда, в газете было объявление о её очередном полете 18 сентября, но состоялся ли он — неизвестно. Средств, полученных от продажи билетов, было явно недостаточно для продолжения экспериментов. Правительство и военное ведомство пока интереса к воздухоплаванию не проявляли, считая его сродни ярмарочным балаганам. Что стало с воздухоплавательницей дальше — неизвестно. Вероятнее всего, смелая девица вышла замуж и вела жизнь добропорядочной мещанки, только иногда с ностальгией вспоминая о своем юношеском увлечении.
Прошли десятилетия, пока руководство страны повернулось лицом к проблеме покорения неба. Только 21 декабря 1869 года в России появился первый официальный орган по военному воздухоплаванию — Комиссия по применению аэростатов для военных целей, которую возглавил известный военный инженер, генерал
В начале ХХ века наступила эра авиации, и снова вслед за мужчинами в небо устремились женщины. Одной из первых профессиональных авиатрисс, как тогда называли летчиц, стала россиянка Лидия Виссарионовна Зверева, окончившая осенью 1911 года гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». Она получила диплом пилота-авиатора за номером 31. Кстати, её соучениками были только мужчины, практически все имевшие офицерские чины.
Лидия Виссарионовна была летчиком, как говорится, от Бога. Она первой из женщин выполнила мертвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. Летала дерзко и уверенно, несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами.
Известный летчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту».
К сожалению, 15 мая 1916 года Лидия Зверева умерла от тифа, а ведь ей было всего 25 лет. Но, по большому счету, именно она открыла путь в небо для российских летчиц. По её стопам шли
То, что со временем становится обыденным, когда-то было неизведанным. Первым всегда неизмеримо труднее. А Ильинская и Лидия Зверева были именно первыми, проложившими для россиянок дорогу и в небо, и в космос.
Для удешевления недальних перевозок сейчас опять вернулись к воздухоплаванью. Комбинируется в.шар и самолёт. Ёмкость для газа в форме крыла, мотор приводится от солнечных батарей(частично), скорость под 100 км в час, хорошая грузоподъмность. Об этом с картинкой на портале "НиЖ".
Статья безупречная,освежает историю штурма неба. Оценка - 5
0 Ответить
Рассказывают, что во время полёта воздушного шара в Лионе в воздух поднялся также человек не приглашённый для полёта,спрятавшийся в гондоле заранее, став первым "воздушным зайцем"
0 Ответить
Владимир, не совсем понял, почему в дипломе писали "православная". Так ли это важно? Но женщин, поднимающихся в небо - уважаю...
0 Ответить
В то время в документах указывали не национальность, а исповедуемую религию.
Кстати, Ленин в дореволюционных документах везде писался как потомственный дворянин православного вероисповедания. Это так, к слову.
0 Ответить
Владимир, 5!!! Отличная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне понравилось. За это автору подарок: Hot_Air_Balloons.pps (2833 KB). Смотреть можно только стоя - такой восторг!
Оценка статьи: 5
0 Ответить