Те, кто попал на премьеру, да, впрочем, и миллионы советских зрителей, выходили из кинотеатров, смахивая слезы. Да, фильм получился таким, что вызывал смех до слез. Во-первых, своим комическим сюжетом, во-вторых, блестящей игрой дуэта актеров: Ильинский — Кторов. И, наконец, остроумными фразами, которые были тут же разобраны на цитаты. И сегодня, спустя более 70 лет со дня выхода фильма, мы нет-нет да и вспоминаем некоторые из них, например: «Главное в профессии вора, как и в профессии святого, — это вовремя смыться!» или «С вами, святой отец, в карты играть не садись — разденете».
Режиссер Яков Протазанов
Можно сказать, что режиссер фильма Яков Протазанов попал в самую точку. Он взял за основу роман скандинавского писателя Гаральда Баргстеда «Праздник Святого Йоргена», но поскольку фильм снимался без звука, немой, то он пригласил для написания титров Илью Ильфа и Евгения Петрова. Это они, в соавторстве с несколько подзабытым уже Сигизмундом Кржижановским, и творили эти маленькие шедевры, типа «Учитесь, как надо работать без отмычки!». Впрочем, имя Кржижановского в титры создателей фильма так и не попало, вместо этого автором сценария числится Протазанов.
Это был режиссер с очень непростой судьбой. До революции он снял порядка 100 фильмов, два года работал в Париже, но потом неожиданно вернулся. Молодым новаторам пролетарского искусства он казался очень буржуазным. Так, Владимир Маяковский гремел с трибуны: «С этим Протазановым лезут столетние древности кинематографии. Кинематографа не было, а был уже Протазанов!».
Но, с другой стороны, Яков Александрович Протазанов, красивый и элегантный, а самое главное — мудрый — в дискуссиях не участвовал, никаких манифестов не подписывал. Сохраняя невозмутимое спокойствие, он каждый год выпускал по фильму, и все они были интересны зрителю, потому что имели свой взгляд на события и явления.
Гайдай «эксплуатировал» находку Протазанова?
Возможно, это произошло потому, что до революции режиссер не имел возможности снимать комедии, в те времена в России они считались «низким» искусством. А в конце 20-х — начале 30-х годов Протазанов словно обрел второе дыхание и снимал комедии на всякий вкус, причем делал все очень изящно и остроумно. Особенно понравился зрителям фильм «Процесс о трех миллионах», снятый в 1926 году. Здесь, пожалуй, впервые появилась троица гротесковых персонажей (прообраз Бывалого, Балбеса и Труса, который потом так умело «эксплуатировал» Леонид Гайдай). Но в «миллионах» блистали капиталистический делец (Климов), советский авантюрист (Кторов) и мелкий воришка-бродяга (Ильинский).
Вся троица перекочевала и в «Праздник Святого Йоргена». Михаил Климов играл ксендза, Анатолий Кторов — вора Коркиса, Игорь Ильинский — его сообщника Шульца. И пусть они находились как бы по разные стороны баррикад, зрители прекрасно понимали — все они одним миром мазаны.
Фильм «Праздник Святого Йоргена» стал популярным еще и потому, что, с одной стороны, религия тогда считалась опиумом для народа, а с другой — в фильме высмеивалась все-таки не православная, а католическая церковь. И этот ход Протазанова тоже не был случайным — он прекрасно знал, что святой Йорген — католический святой.
…Прошло пять лет со дня выхода картины, когда Яков Александрович решил превратить свой немой фильм в звуковой. «Озвучка» прошла успешно, фильм по-прежнему пользовался огромным успехом. Могу заметить, что и в конце 60-х — начале 70-х годов этот фильм довольно часто шел по центральному телевидению. Будучи пионером, я смотрел его раз пять.
А теперь о том, как сложились судьбы создателей фильма. Режиссер Яков Протазанов, по большому счету, не снял больше ничего, что хотя бы отдаленно напоминало славу, которую принес ему «Праздник Святого Йоргена». Предпоследняя его работа — «Салават Юлаев», завершенная в 1941 году, по определению комедией стать не могла. Не удалось ему полностью раскрыть себя и в последнем фильме — «Насреддин в Бухаре». Но, как говорится, Восток — дело тонкое… Яков Александрович скончался в Москве 8 августа 1945 года, на 65-м году жизни.
Для кого-то тот успех стал последним из значимых…
Его соавтор по сценарию — Сигизмунд Кржижановский — после «Йоргена» написал только один сценарий — фильма «Новый Гулливер», после чего сосредоточился на новеллах, очерках и либретто к операм. В частности, его перу принадлежат либретто к операм «Евгений Онегин» (музыка Сергея Прокофьева), «Кола Брюньон» (музыка Дмитрия Кабалевского), «Суворов» (музыка Сергея Василенко). Сигизмунда Доминиковича не стало 28 декабря 1950 года, а спустя полвека после его смерти свет увидел пятитомник его сочинений, изданный в Санкт-Петербурге.
О судьбах Ильи Ильфа и Евгения Петрова написано достаточно много, их я касаться не буду.
Михаил Михайлович Климов после «Йоргена» снялся еще в пяти фильмах, которые не имели такого успеха. Последний, шестой фильм — «Георгий Саакадзе» — вышел на экраны уже после смерти актера, которая последовала 9 июля 1942 года.
Кторов и Ильинский были любимы до конца жизни
Анатолий Петрович Кторов получил свой счастливый билет в кино спустя почти сорок лет после «Йоргена», когда легендарный советский режиссер Сергей Бондарчук пригласил его на роль старого князя, отца Андрея Болконского, в свою киноэпопею «Война и мир». В том же 1968 году вышел последний фильм с участием Кторова — «Посол Советского Союза», в котором он исполнил роль короля. Но не надо забывать, что это был театральный актер, которого при жизни называли великим, особенно после роли в спектакле «Милый лжец», который не сходил со сцены 14 лет, чуть ли не до смерти артиста. Анатолия Петровича не стало 30 сентября 1980 года.
Самая счастливая киносудьба ожидала Игоря Владимировича Ильинского. Достаточно вспомнить такие его роли, как Бывалов в культовой кинокомедии «Волга-Волга» или Огурцов в «Карнавальной ночи». А в фильме «Гусарская баллада» ему доверили роль фельдмаршала Кутузова. Игоря Владимировича не стало 13 января 1987 года. Он пережил всех…
С.Прокофьев не писал оперу "Евгений Онегин", он написал музыку к спектаклю "Е.О." в театре Таирова. Соответственно, либретто такого нет. То, что написал Кржижановский, был текст для театральной постановки с музыкой Прокофьева.
0 Ответить
Прекрасная статья... Остается добавить также, что звезда Климова, Кторова и Ильинского всё таки загорелась еще в эпоху немого кино, а Климова и Кторова, кроме того, театральная Москва благоволила еще и как выдающихся театральных деятелей. Жаль, что в статье не упомянута еще одна звезда "Праздника св. Йоргена" - Мария Стрелкова. Мария Павловна Стрелкова была не как все. Не только на сцене – то грибоедовская Софья, то лермонтовская Нина, а и в жизни. Высокая, красивая. Она была похожа на античную статую – пропорции, правильность черт лица, какое-то величие всей фигуры. Курила. От нее всегда так приятно пахло табаком и духами. Говорила она мало, но каждое слово звучало. Так описывает эту блестящую актрису Инга Каретникова в своих мемуарах. Вот и в "Празднике св. Йоргена" она создала незабываемый образ богачки-авантюристки Олеандры - филигранная работа в паре с А.Кторовым всегда смотрится с огромным удовольствием.
0 Ответить
Интересная судьба фильма. Кторов и Ильинский в нем великолепны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить