Дмитрий Шомин Мастер

Русская народная песня. Что она собой представляет?

Кто создал привычные нам русские народные песни, мы посмотрели в предыдущей статье. А что вообще можно отнести к народной песне?

Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть является непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

Народная песня — это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

И, как и наша сегодняшняя речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

1. Многоголосие

Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества. В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации. Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта.

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

2. Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

3. Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.

Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня — это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики.

  • По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
  • Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
  • Также существуют плясовые и хороводные.
  • Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
  • К ним примыкает более современная частушка со страданиями.

При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Так споем же, друзья!

Обновлено 14.09.2018
Статья размещена на сайте 31.10.2009

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий, а в каком песеннике вы нашли, что песню «Славное море, священный Байкал» написал Денис Давыдов? Да, написал Давыдов, но совсем не тот.

    • Михаил Мельниченко ,
      Был не прав, Дмитрий Давыдов, а не Денис. А впрочем, без разницы. Не народ же он, этот сибиряк, а человек один.

      • Дим, но Дм.Давыдов стихотворение написал "Думы беглеца на Байкале", аж из 11 строф, а музыка все ж народная. К тому ж, текст укоротился и чуток подработался. А сохранилась песня во многом благодаря стараниям Вильгельма Наполеоновича Гартевельда, собирателя тюремного фольклора.

        Оценка статьи: 5

        • Валентина Пономарева,
          В целом, конечно, так. Но по частям...
          Текст короче. Это редакция. Их может быть хоть сто. Самое главное - вставка в конце про грома раскаты. Эта фишка нужна была революционерам. И если бы не эти самые революционеры мечтавшие о "пришествии" грома, не попади она в "канон", то знали бы мы эту песню, как же.
          Музыка народная...Что-то не кажется песня в двух тональностях на 13 тактов народной. Да еще соседние по квинтовому кругу. ЧТо-то видится в этом чисто западное, но с поправкой на "народное" неумение и "народность" перебивки по размеру в одном из тактов. У Окуджавы находим такие же перебивки. Но что-то никто не спешит назвать его песни народными. А его называть русским народным поэтом и певцом.

          Так что в деталях не соглашусь. Наличие письменных редакций и неизвестность автора музыки не делает песню народной. Это городская культура, письменная. В этой народной городской культуре процветают КСПшные песни. Но можем ли мы с полным основание назвать "солнышко лесное" народной песней? Сомневаюсь.

          А вот джаз, блюз и рок - традиции народные и живые, чаще бесписьменные, изустные. И наш народ сегодня кормится, увы, уже импортной культурой.

          А русская песня превратилась в лубок, профанацию, стала предметом издевательских пародий и насмешек. И под видом русской песни мы видим то диско, то попсу, то фолк-рок.

          И народу (чтобы считать это русским) обычно достаточно драного лохматого костюма в фолк-роке или лубочно-"прекрасного" попсово-русского наряда. ДО смешного доходит. Узоры могут быть взяты удмуртские, башкирские или украинские. Это как если бы джазмены одевались как африканцы (ну, ничего лишнего).

  • Дмитрий, спасибо!
    Очень интересно и удивительно было читать.
    Совсем недавно удивлялся системе русских саженей, а оказывается и с песней не все так просто как кажется.
    Чем больше узнаю о культуре предков, тем больше уважения она вызывает!

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Володин,
      О, да, русская музыка всю жизнь может удивлять. Сколько регионов - столько новостей. Удивительно сколько можно выжать порой из пары-тройки нот!

      А ритмы?!!! Отдыхают джаз с латиной. Вот разве что персы подтягиваются.

  • Дим, если б Вы знали, как я люблю русские народные каноном попеть, чтоб каждый новый голос через пару тактов вступал... И так редко это удается. С дочкой в детсттве в это играли, самая любимая была "Скок-скок, поскок, молодой дроздок..."

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева,
      Спасибо!

      Что-то в телевизоре последнее время больше стало "народной" музыки. Все такие нарядные... И диско, прям, поют из русских песен. Бум-бум-бум. Приходится переключаться на классический канал и слушать каноны Баха.

  • Дмитрий, интересно, как всегда, пишете

    Оценка статьи: 5