Дмитрий Шомин Мастер

Русская народная песня. Что она собой представляет?

Кто создал привычные нам русские народные песни, мы посмотрели в предыдущей статье. А что вообще можно отнести к народной песне?

Н. П. Богданов-Бельский, «Виртуоз», 1891 г. Источник: artchive.ru

Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть является непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», 1870-73 гг.
И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», 1870−73 гг.
Источник: hudojnik-peredvijnik.ru

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

Народная песня — это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

И, как и наша сегодняшняя разговорная речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.

Ф. В. Сычков, «Праздничный день»
Ф. В. Сычков, «Праздничный день»
Источник: artchive.ru

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

1. Многоголосие

Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества. В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации. Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта.

А. С. Степанов, «Хоровод»
А. С. Степанов, «Хоровод»
Источник: artchive.ru

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

2. Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

3. Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.

Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня — это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики.

В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.
В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.
Источник: artchive.ru
  • По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
  • Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
  • Также существуют плясовые и хороводные.
  • Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
  • К ним примыкает более современная частушка со страданиями.

При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Так споем же, друзья!

Обновлено 15.10.2018
Статья размещена на сайте 31.10.2009

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий, а в каком песеннике вы нашли, что песню «Славное море, священный Байкал» написал Денис Давыдов? Да, написал Давыдов, но совсем не тот.

    • Михаил Мельниченко ,
      Был не прав, Дмитрий Давыдов, а не Денис. А впрочем, без разницы. Не народ же он, этот сибиряк, а человек один.

      • Дим, но Дм.Давыдов стихотворение написал "Думы беглеца на Байкале", аж из 11 строф, а музыка все ж народная. К тому ж, текст укоротился и чуток подработался. А сохранилась песня во многом благодаря стараниям Вильгельма Наполеоновича Гартевельда, собирателя тюремного фольклора.

        Оценка статьи: 5

        • Валентина Пономарева,
          В целом, конечно, так. Но по частям...
          Текст короче. Это редакция. Их может быть хоть сто. Самое главное - вставка в конце про грома раскаты. Эта фишка нужна была революционерам. И если бы не эти самые революционеры мечтавшие о "пришествии" грома, не попади она в "канон", то знали бы мы эту песню, как же.
          Музыка народная...Что-то не кажется песня в двух тональностях на 13 тактов народной. Да еще соседние по квинтовому кругу. ЧТо-то видится в этом чисто западное, но с поправкой на "народное" неумение и "народность" перебивки по размеру в одном из тактов. У Окуджавы находим такие же перебивки. Но что-то никто не спешит назвать его песни народными. А его называть русским народным поэтом и певцом.

          Так что в деталях не соглашусь. Наличие письменных редакций и неизвестность автора музыки не делает песню народной. Это городская культура, письменная. В этой народной городской культуре процветают КСПшные песни. Но можем ли мы с полным основание назвать "солнышко лесное" народной песней? Сомневаюсь.

          А вот джаз, блюз и рок - традиции народные и живые, чаще бесписьменные, изустные. И наш народ сегодня кормится, увы, уже импортной культурой.

          А русская песня превратилась в лубок, профанацию, стала предметом издевательских пародий и насмешек. И под видом русской песни мы видим то диско, то попсу, то фолк-рок.

          И народу (чтобы считать это русским) обычно достаточно драного лохматого костюма в фолк-роке или лубочно-"прекрасного" попсово-русского наряда. ДО смешного доходит. Узоры могут быть взяты удмуртские, башкирские или украинские. Это как если бы джазмены одевались как африканцы (ну, ничего лишнего).

  • Дмитрий, спасибо!
    Очень интересно и удивительно было читать.
    Совсем недавно удивлялся системе русских саженей, а оказывается и с песней не все так просто как кажется.
    Чем больше узнаю о культуре предков, тем больше уважения она вызывает!

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Володин,
      О, да, русская музыка всю жизнь может удивлять. Сколько регионов - столько новостей. Удивительно сколько можно выжать порой из пары-тройки нот!

      А ритмы?!!! Отдыхают джаз с латиной. Вот разве что персы подтягиваются.

  • Дим, если б Вы знали, как я люблю русские народные каноном попеть, чтоб каждый новый голос через пару тактов вступал... И так редко это удается. С дочкой в детсттве в это играли, самая любимая была "Скок-скок, поскок, молодой дроздок..."

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева,
      Спасибо!

      Что-то в телевизоре последнее время больше стало "народной" музыки. Все такие нарядные... И диско, прям, поют из русских песен. Бум-бум-бум. Приходится переключаться на классический канал и слушать каноны Баха.

  • Дмитрий, интересно, как всегда, пишете

    Оценка статьи: 5