• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

Что за беда – сколок раскалывается? Заметки о новой истории ростовского кружева

Представление о том, как плести кружева, я получила из журнала… «Юный техник». В некий момент истории этого популярного журнала (в середине 1970-х годов) редакция предприняла публикацию материалов о различных видах народных промыслов — с краткой историей, описанием технологий, фотографиями и схемами.

Эмаль перегородчатая, ковроткачество, лозоплетение, макраме, резьба по дереву… Среди прочего было представлено вот это самое кружево, исполняемое на валике, утыканном булавками. Это было настоящее русское кружево, плетеное — не банальное вязанье с помощью крючка.

Технология вкратце следующая. Работа ведется с помощью коклюшек на валике (подушке в виде цилиндра), набивка его должна быть очень плотной, размещается валик на подставке.

Коклюшки — фигурные палочки с шейками. Это основной инструмент для плетения кружев, на пары этих коклюшек навиваются нитки. При перебрасывании коклюшек нити и переплетаются, образуя узор.

Нужные для переплетения места закрепляются на подушке по особой схеме булавками. Булавки же потребны особенные (ни в коем случае не старинные «советские» — с петельным ушком, за которое нитка цеплялась). У булавки — головка шариком — чтоб палец не проколоть… А особая схема не в голове кружевницы держится, но представляет собой рисунок схематический, сколок, закрепленный на подушке.

Общие сведения отложились в глубинах памяти. Чтобы вспомниться спустя десятилетия, в ходе знакомства с выставкой «Русский кружевной сколок из музеев Ростова и Вологды».

Конечно, в том старинном «Юном технике» речь шла именно о вологодском кружеве. Валик, коклюшки, сколок — эти «инструменты» по сию пору в ходу у кружевниц Вологды. Обо всех остальных центрах кружевоплетения (Торжок, Елец, Ростов Великий, Калязин, Рязань и прочая, и прочая) тогда широкая публика не ведала, вологодское же, выжившее в советские времена, было на слуху.

В Вологде тогда на кружевниц учили не в светелках — в профтехучилище. Промысел там и сейчас жив-здоров, его продукция востребована потребителем. Все прочие центры кружевоплетения по большей части числятся бывшими, лишь немногие энтузиасты пытаются воспроизводить по музейным экспонатам старинные кружева.

Плоды их деятельности выставляются в художественных салонах, присутствуют на специализированных выставках. Но вот чего нет на этих выставках — сколков!

Сколок, как уже сказано выше, — это рисунок кружева. Даже не рисунок — чертеж, технологическая карта. Он содержит, во-первых, очертания будущего кружева, во-вторых, схему плетения, в-третьих, указывает, где должны при плетении помещаться булавки.

Впервые в России сколок стал темой музейной выставки в марте 2009 года, в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Почему же именно в этом музее удалось сделать такую выставку?

Музей был обязан такой возможностью Я. Н. Щапову, доктору исторических наук, члену-корреспонденту Академии наук России. Щаповы — старинная ростовская купеческая фамилия, представителям рода Щаповых принадлежало несколько домов в Ростове Великом.

В архиве семьи и сохранилась роскошная коллекция сколков, которую Ярослав Николаевич в 2008 году подарил Ростовскому музею. Сколки эти датированы, они относятся к первой половине XIX века.

Дар Я. Н. Щапова сразу сделал Ростовский музей владельцем самой крупной в России коллекции сколков. Специалисты отмечают уникальность этого собрания. Предметы, ее составляющие, — отличной сохранности, они «авторские» — известны их владелицы, ростовские мастерицы В. И. Гогина и А. Ф. Пономарева.

Вологодские коллеги по-хорошему завидуют ростовским музейщикам: в Вологодском музее сколки тоже имеются, но гораздо более поздние, худшей сохранности. И понятно, почему — у вологодских мастериц сколки были и остаются орудием труда, они, что называется, в работе, в постоянном использовании.

Поскольку материалом для изготовления сколка в подавляющем большинстве случаев служит бумага — ясно, что срок жизни «технологической карты» невелик. От частого употребления сколки раскалывались: от повторного втыкания булавок отверстия увеличивались, четкость рисунка терялась. Поэтому мастерицам время от времени приходится подклеивать, а то и возобновлять сколки. И на подклейку идет все более или менее подходящее.

Например, в XIX веке очень подходящим материалом оказывалась… плотная гербовая бумага, на которой писались различные документы. Или же — тоже достаточно плотная бумага оберточная. Или — отработанные детские ученические тетрадки. Вот такие они, вологодские сколки — склеенные, сшитые из разновременных документов полосы бумаги. Свою лепту в «оформление» сколка вносили и мастерицы — на сколках они оставляли записи либо производственного характера (разъяснения по плетению кружева), либо бытового — типа того, что в старину писцы на полях рукописей делали.

Но вернемся к ростовской коллекции. Сколки прекрасной сохранности — не расколотые. Датированные, авторские, использовавшиеся нечасто, только одной мастерицей — самой хозяйкой… Кстати, это говорит еще и о том, что изготовление кружев ростовскими мастерицами носило характер, что называется, непромысловый. Плели — чтоб украсить одежды свои и близких.

О том, как смотрелись такие украшения на ростовских купчихах, дают представление живописные полотна из картинной галереи того же музея «Ростовский кремль». Например, выполненный неизвестным художником в 1830-е годы (то есть — в тот самый период, которым датируется ростовская коллекция сколков) портрет Е. И. Кайдаловой.

Я. Н. Щапов, передавая в музей собрание, выполнил описание ее. И одним из условий дарения сделал обязательную публикацию каталога.

В конце 2009 года это условие было выполнено, хорошо изданный каталог «Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых» (авторы — Е. В. Брюханова и Я. Н. Щапов) вышел в свет. Этот каталог сразу же стал предметом вожделения не только музейщиков — специалистов по тканям и кружеву, но и, в большей степени, — современных кружевниц.

Под руководством известной исследовательницы традиционного русского кружева И. Е. Белозеровой эти мастерицы уже попытались воспроизвести традиционное ростовское кружево. Оказалось, сделать это весьма сложно — не на современные, фабричного производства, нити рассчитаны эти сколки.

Выходит, под старинные сколки требуется реконструкция всего производственного цикла — от получения сырья и ручного прядения. Не оживает ли у вас, дорогой читатель, в памяти: «В низенькой светелке /Огонек горит, /Молодая пряха /Под окном сидит…». Помимо рассуждений о девичьей доле, о милом друге в песне есть и указания по технологии прядения: «Прясть так надо туго, /Нить не обрывать, /Дорогого друга /Любить, не забывать!».

Насколько процесс воспроизводим во всех своих деталях — трудно судить. Главное же — промысел, о котором до недавнего времени было известно очень мало, промысел угасший, вдруг предстал перед специалистами и ценителями максимально полно.

Статья опубликована в выпуске 7.12.2009
Обновлено 16.02.2019

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба, и у нас тоже плетут. Как ни странно - как и в Каталонии, для крещения ребенка, на причастие, просто для дома... Можно найти классы, чтобы научиться. Журналы есть...

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 13 ноября 2009 в 15:04 отредактирован 13 ноября 2009 в 15:13 Сообщить модератору

    Кружево - живо. Потому как: платья на причастие и на Пасху девочкам, народные костюмы, кайма для скатертей, и покрывала на кровать (модно и красиво), бижутерия. И женщины в выходные собираются на площади и плетут. Ну, не везде, конечно...
    Вот - принцип такой же:

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, очень интересно! Я эти журналы с ремёслами тоже помню
    А вот из обихода кружева ушли. А жаль. Заходила в магазин кружева в Москве, честно - хотела что-то такое-эдакое: и русское, и красивое, и применимое привезти в заграничье. Как-то хохлома вот не везде вписывается... Не поразили меня ни скатерти, ни одежда (мало ли, думала, сейчас в моде экостиль...) но не тут-то было - всё какое-то не для людей. А сувениры - многим ли нужны? Потому, мне кажется, и глохнет...

    Оценка статьи: 5

    • Красиво, конечно, душу греет, глаз ласкает. И применимо, и места немного, в отличие от той же хохломы, занимает. Только вот каково изготавливать?
      Мне показывали этот альбомчик с работами по старинным сколкам. Маленькие прямоугольнички, просто - чтоб испытать узор. И когда дама говорила, сколько на тот или иной прямоугольничек времени ушло - мне страшно становилось. Что это за работа такая, чтоб за день сантиметра два сплести?!
      Если все по-настоящему, не обойтись здесь без ранней профессионализации - но как, например, шестилетку за коклюшки усадить? Чтоб сидела по нескольку часов, чтоб глаза напрягала, спину... Представить страшно, если честно!

  • Почему-то комментарий "выпал". Повторяю.

    Ай, молодец Ярослав Николаевич! Не то, чтобы знакома, но пересекались на конференциях.

    Люба, я тоже училась по какому-то журналу, но только макраме

    Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Бывший модератор 13 ноября 2009 в 14:10 отредактирован 13 ноября 2009 в 14:11 Сообщить модератору

      Все семейство такое))) Книга отца, Николая Михайловича - "Я верил в Россию" - великолепна.
      Что впечатлило и тронуло - он (Я.) объяснял на презентации книги, почему раздаривать начал. Мол, в какой-то момент понимаешь: тем, что за жизнь собрал, в какой-то момент надо распорядиться. Чтобы это сохранилось. Вот и раздает все по музеям и архивам.
      Издал книгу о подольском кружеве, опекает тамошнюю школу кружевную.
      Я все больше ткачеством увлекалась)))

      • Юля Воснецова Читатель 6 ноября 2011 в 21:54 отредактирован 26 мая 2018 в 13:54 Сообщить модератору

        Люба Мельник, Расскажите про книгу о подольском кружеве, хотя бы как называться.

        • Юля Воснецова, в сети я нашла вот что:
          "Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение: Сборник / Сост. С. Виданов. – Подольск: Академия – XXI, 2008. – 128 с.: ил.". И аннотация:
          "Половину книги занимают фотографии кружев и технологические подробности их плетения, а половину – интереснейший, драматический рассказ о превратностях кружевного ремесла на подольской земле. В пушкинские времена у помещика Челищева одна из «сенных девок», Марья Маркоткина, заинтересовалась заграничными кружевами на туалетах своей госпожи, смастерила инструмент и начала «догонять Европу». Господа поощряли шуструю девку до тех пор, пока она не завела с кем‑то «сердечный роман». Тогда её выгнали из господского дома, выдали замуж за крестьянина и сослали в село. Марья, однако, не бросила своего «хобби» и превратила его в «бизнес»: плела кружева и выгодно сбывала в Москве через посредников, а также брала учениц, которые платили ей по 50 копеек за обучение каждому «манеру»…
          Кружевной промысел в Подольском уезде просуществовал до 1919 года, когда коммунисты ликвидировали его как барскую прихоть, чуждую интересам пролетариата. Но к 1937 году он возродился. Война опять сместила приоритеты и т.д. и т.п. Сейчас происходит его очередное возрождение, о чём свидетельствует появление этой книги, которая издана к 80‑летию Подольского муниципального района и к 10‑летию Муниципального музея истории усадьбы Щапово."

  • Хочется верить, что промысел этот будет востребован на другом уровне - на уровне эксклюзива для элиты. Тогда весь техпроцесс будет воспроизведен до мельчайших подробностей.

    Классная статья!

    Оценка статьи: 5

    • В общем-то, востребован. Белозерова на презентации рассказывала, что в какой-то момент промысел был востребован - кому-то из кого-то ранга Вандербильдов понадобились огромные полотна сцепных кружев. Оказалось - некому сплести кружево в таком объеме (