Именно под этим названием и проходит в мировой прессе самая печально известная «фабрика смерти», где палачами было замучено свыше одного миллиона заключенных. Это минимальная цифра. Максимальная колеблется от 4 до 6 миллионов человек.
Более точную цифру установить не представляется возможным: начиная с осени 1944 года гитлеровцы делали все возможное для того, чтобы скрыть следы преступлений. В спешном порядке уничтожались документы, были разрушены крематории, большая часть измученных голодом, холодом и издевательством людей была срочно эвакуирована из Аушвица. В трех лагерях, из которых состоял Освенцим, были оставлены только те узники, которые не имели возможности передвигаться и, по мнению фашистов, могли прожить не более двух-трех дней. Бедняг насчитывалось порядка 7,5 тысяч. Это были «живые скелеты».
Семь с половиной тысяч «счастливчиков». Капля в море человеческого горя. В 1944 году в Аушвице находилось 35 складов с вещами, принадлежащими заключенным. К освобождению лагеря большая часть этих складов была уничтожена, осталось всего 6. В них советские солдаты обнаружили порядка 1,2 миллиона комплектов одежды, принадлежавших узникам, а на кожевенном заводе находилось порядка 4 тонн волос, принадлежащих, как минимум, 140 тысячам женщин. Что было в остальных уничтоженных складах, можно было только гадать.
…Когда впервые прибываешь в Освенцим на железнодорожный вокзал, начинаешь испытывать волнение. Именно отсюда начинался путь к смерти для многих сотен тысяч евреев, цыган, поляков, русских. Людей выстраивали вдоль вагонов, подъездные пути были оцеплены автоматчиками, происходил предварительный отбор. Выбирали тех, кто выглядел более-менее бодро и годился для работы на различных предприятиях.
Основной отбор происходил в лагере. Вновь прибывших сразу же делили на четыре группы. Первая, самая многочисленная, составляла примерно три четверти узников. В нее входили женщины, старики, дети и самые изможденные. Им тут же объявляли: вас ожидают душевые, с дороги надо помыться. Ничего не подозревающие люди раздевались в предбанниках и смело входили в помещение. Как только за последним человеком захлопывалась дверь, ее запирали, и в комнату начинал поступать газ «Циклон Б», который умерщвлял всех заключенных в самое короткое время.
Первое испытание газовой камеры прошло 3 сентября 1941 года, когда было уничтожено до 600 советских военнопленных и 250 остальных заключенных. «Испытание» было признано вполне успешным. В день таким способом убивали до 20 тысяч заключенных. С целью массового уничтожения в лагере Аушвиц-2 (Биркенау) было построено 4 газовых камеры и столько же крематориев. А всего насчитывалось 12 печей, в которых сжигали мертвых.
Вторая группа заключенных, не самая многочисленная, отправлялась на рабский труд на промышленные предприятия различных компаний. Эти люди зачастую в лагере больше никогда не появлялись. Но их количество установить несколько легче: с 1940 по 1945 годы порядка 400 тысяч заключенных Освенцима были приписаны к фабрикам. Выжить удалось только каждому восьмому из них. Их кормили из рук вон плохо, часто избивали, а если они уже не могли работать, тут же возвращали в Аушвиц с целью уничтожения.
Третья группа — одна из самых малочисленных — набиралась из числа двух категорий людей: близнецов и карликов. Все они отправлялись в специальный блок, где становились «пациентами» доктора Менгеле, которого сами мучители называли иронично «ангелом смерти». Он придумывал такие опыты, которые только могли родиться в его нездоровом воображении. Например, он тщательно сравнивал одинаковые части тела у двух близнецов: размеры, химический состав и так далее. Органы добывались либо у живых людей, либо уже умерщвленных.
Палач тщательно выполнял все заказы. Например, после чувствительного поражения гитлеровцев под Москвой, которое было «списано» на генерала «Мороза», вермахт серьезно задумался над тем, как согревать свои армейские части в условиях северного холода. И поэтому перед «ангелом смерти» была поставлена задача: определить холодовый порог, после которого наступают необратимые последствия. Доктор поступил просто: брал заключенного, обкладывал его льдом и бесстрастно фиксировал, когда человек умирает от переохлаждения…
А вот руководство Люфтваффе интересовало другое: насколько летчики способны переносить перегрузки. В Аушвице была построена барокамера, в которой создавалось такое давление, что «испытываемых» буквально взрывало изнутри. Но одного человека сменял другой, «расходный материал» никто не считал.
И, наконец, последняя группа заключенных — женщины, которых первый комендант Освенцима-Аушвица Рудольф Гёсс называл «библейскими пчелами» или «библейской молью». К сожалению, по мнению коменданта, таких было очень мало. Но им, повернутым на сектантстве, можно было доверить даже своих детей. У того же Гёсса постоянно находились в доме по две-три «пчелы», которые воспитывали его детей.
Сразу после войны Рудольф Гёсс написал «воспоминания и размышления». Красной нитью через все произведение проходит мысль о том, что он был очень хороший и заботливый, а виной всему «плохие и неисполнительные» подчиненные.
Но эти записи ничем не помогли коменданту: с 1 по 29 марта 1947 года в Варшаве проходил процесс по его делу. Польский Высший народный суд 2 апреля 1947 года приговорил Гёсса к смертной казни через повешение. Виселица, на которой он был повешен, сегодня установлена у входа в главный крематорий Освенцима. Кстати, во время процесса Гёсс уточнил, что в Аушвице было уничтожено порядка 2,5 миллиона человек.
И еще три факта из жизни заключенных. Ночевали они на нарах, которые были разделены на сектора. В каждом из них умещалось ровно четыре человека. А для провинившихся были специальные камеры размером 90 на 90 сантиметров, где можно было спать только стоя. И, наконец, все узники были разделены на несколько категорий. Для каждой из них существовал свой треугольник на лагерной одежде. Политические заключённые носили красный треугольник, уголовники — зелёный, антиобщественные элементы — чёрный, члены организации Свидетелей Иеговы — фиолетовый, гомосексуалисты — розовый.
За время существования Освенцима было предпринято около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом. Но если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в газовые камеры, кроме того, всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод борьбы с бегством.
…Знаменитую кованую надпись над воротами — «Arbeit macht frei» — невозможно видеть без слез. «Работа дарит освобождение» — заголовок романа немецкого писателя-националиста Лоренца Дифенбаха. Хотя никакая работа освобождения здесь не дарила.
Кстати, около месяца назад один из коллекционеров заказал для себя эту кованую табличку. Злоумышленники похитили ее с ворот лагеря и увезли в неизвестном направлении. Табличку нашли разделенной на три части в лесу под Торунью. Возможно, ее собирались переправить в Германию. Иначе чем кощунством и глумлением над памятью погибших этот поступок не назовешь…
Чему сегодня учит пепел сожженных людей? Прежде всего — ценить мир. Бороться за то, чтобы никогда на земле не появлялись концентрационные лагеря, чтобы одни люди, пусть и ставящие себя над другими, не превращались в мучителей.
27 января — Международный день памяти жертв нацизма в Германии. И в этот день каждый из нас может задать себе вопрос: а что я сделал для того, чтобы этот ужас никогда не повторился?!
Поклонимся памяти замученных
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, спасибо за материал, хоть и коряво звучит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы несколько отдалились от темы, господа.
Шаламов сравнивал Колымские лагеря с Освенцимом. Очевидно, в Освенциме все было страшнее хотя бы потому, что там были дети. Мой преподаватель зарубежной журналистики прошел через Дахау. В пять лет его использовали в качестве донора крови. Шрам на руке остался до сих пор.
На Колыму попадали либо уголовники, либо "политические". Понятно, огромная доля сидела из какой-то невероятной прихоти батюшки-царя, читай Сталина. Но тот же Шаламов в первый раз получил срок за забастовки - государство-то тоталитарное. Сидеть там - дело страшное. Ровно три недели работы в забое - и ты доходяга, не жилец. Денег, понятное дело, никто не платил. Только пайку сокращали...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"А Бандера, и иже с ним вряд ли отличались, от Косиора, Кагановича, Хрущева, Киреленко, Шелеста и т.д. "
Если бы победили Бандера и Шухевичи ШЖ и большинства комментаторов не было. Вообще не было!
Фашизм жив до тех пор, пока существует множествожелающих добровольно (а то и с удовольствием) сжигать кого-то в печах крематория.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, имхо в Сиблаге у Вас шансов на выживание всё же побольше было бы. Это я Вам, как человек отработавший на зоне особого режима, могу авторитетно заявить. В Освенциме шансов практически не было бы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, мучители старались всеми правдами и неправдами поддерживать миф о том, что если будешь хорошо работать - то, наверняка, выживешь. На самом деле - перемалывали человека, как на мясорубке и отправляли в газовую камеру. В Сиблагере циклон Б не использовали...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, думается мне, что современной молодёжи, в большинстве своём, все эти ужасы "по фигу и по барабану", как сказал мне уже не один юноша, когда разговор заходил на темы фашизма и зверств чинимых фашистами. И это страшнее самого страшного концлагеря, т.к. создаёт предпосылки к их возрождению в самых неожиданных местах нашей планеты. Мне вообще непонятно как мог поднять голову фашизм в России, Белоруссии, Украине. Сплошное безумие какое-то!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, вся беда в том, что во время великой буржуазной революции начала 90-х годов, и старики, и молодежь остались один на один со своими проблемами. Родителям некогда было воспитывать своих детей, появилось много "безпризорников", которые росли и выживали на улице. В стае прожить легче, отсюда и появление фашизма.
К сожалению, на Украине сейчас история переписывается. Я очень подробно изучал и историю украинских сичевых стрельцов, и героев Крут, и появление и развитие УПА. Виктор Андреевич, желая задобрить западные области, начал присваивать звание героев Украины Коновальцу, Бандере, Шухевичу и прочим "патриотам". Для молодежи, которая настоящей истории не знает, они настоящие герои. А значит, надо им подражать.
Это все аукнется, но эту кашу будет расхлебывать не проигравший Виктор Андреевич. Но для него это единственный шанс "остаться в истории", ведь и Бандера, и Шухевич, и Коновалец - имена до сих пор не забытые в Западной Украине. А вот о Ющенко вряд ли кто вспомнит с теплым словом хотя бы через 10-15 лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, что Вы называете "свободно высказываться"? Уж не это ли: http://www.news.km.ru/timoshenko_zhdet_politicheskoj_u ??? Вы всерьёз убеждены в правоте Ющенка и Юльки?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, я тоже не живу в Украине. А "Юлька", так я намного старше её. И мне плевать кем она будет. Но то, что она и Ющенко воры и предатели своей страны для меня непреложный факт. Нравится Вам это или нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, невозможно в одном материале описать абсолютно все. Думается, оптимальные цифры 1-1,5 миллиона, но разве и этого мало?!
Почему они завышены? Вы, наверное, плохо знаете поляков...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья. В начале 90-х был в Освенциме. Трудно представить, что людей можно было уничтожать как на конвейере. Жуть, но помнить об этом надо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, а знаете, что самое кощунственное? В декабре 2009 года надпись "Труд освобождает" (я привыкла такому переводу) была похищена. Ее нашли через несколько дней где-то в лесу близ Торуня. Украли по заказу коллекционера...
Такие вещи никогда не должны стать частью какой-либо коллекции.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина, я вчера простоне успел про табличку. Сейчас вписал, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, не за что. Я сейчас хочу для ШЖ про Собибор написать, вы меня немного опередили в теме, так что не знаю, примут ли статью. Представляете? Он находился в 60-70 км от моего города. В нескольких километрах самой южной точки моей теперешней страны. А добраться туда не просто - река и границы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина, у меня практически все статьи к каким-то датам. 65 лет освобождения Освенцима я не мог пропустить...
А статью. я думаю, примут. Сделайте только небольшой разрыв в статьях...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это страшно-страшно. Когда мы отдыхали на Польской Балтике, так и не попали в Штутхоф - не успели. Хотя мое лично мнение, что в этих местах нужно бывать всякий раз, когда проезжаешь мимо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить