Мрачные названия вполне соответствуют страшным событиям, о которых они напоминают и доныне. Случилось это в конце далекого XVII века. В январе 1692 года в деревушке Салем, что находилась в административной и духовной власти одноименного города, в доме приходского священника Сэмюеля Пэрриса случилась беда: заболели девятилетняя дочь и одиннадцатилетняя племянница преподобного.
У девочек начались странные припадки, во время которых они пытались от чего-то спрятаться и бились в конвульсиях, а когда те прекращались, дети на некоторое время становились полностью апатичными ко всему, что их окружало. Через несколько дней аналогичные симптомы появились еще у пятерых девочек. Все заболевшие относились к компании подруг, которые занялись оккультизмом под влиянием рассказов Титубу, темнокожей служанки священника, о магии на ее родине Барбадосе.
Обеспокоенный священнослужитель обратился к местному доктору, который вынес диагноз: дети околдованы. Этот вердикт, произнесенный, кстати говоря, 8 февраля, с точки зрения современной медицины, трудно назвать врачебным, но не будем забывать, что дело было в ХVII веке в поселении пуритан.
На этом основании Сэмюэль Пэррис публично заявил, что в Салеме завелась нечистая сила: «Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен. Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать». Чтобы избавить девочек от колдовских чар, требовалось найти ведьму, которая их навела. И началась охота. Ловчими в ней выступили сами «потерпевшие». Они сообщали о видениях, в которых призраки злых людей заставляли их подписывать книгу дьявола и пить кровь.
Бетти Пэррис, дочь преподобного, и ее кузина Абигайл обвинили Титубу, а заодно с ней местную нищенку Сару Гуд и прикованную к постели старуху Сару Осборн. Обличительниц поддержали и другие «пострадавшие». И хотя две дамы заявили о своей невиновности, Титубу не только призналась в ведьмачестве, но и показала на них как на своих сообщниц.
Этим, однако, дело не ограничилось. Девочки стали называть новые имена, и, в конце концов оказалось, что округа буквально наводнена ведьмами и колдунами, в числе которых оказались как возроптавшие против разворачивающихся событий, так и примерные прихожане.
Суд, для которого единственными уликами были видения больных детей, выносил обвинительные приговоры, тюрьма пополнялась закованными в кандалы заключенными, ожидавшими казни. При этом не принимались в расчет никакие особые обстоятельства узников: и полуживая Сара Осборн, и четырехлетняя Доркас Гуд, как и все (а по процессу проходил 141 человек), были закованы.
На скамью подсудимых попадали и те, кто поначалу был причастен к судилищу. Так, Джон Уиллард, самолично участвовавший в арестах, стал обвиняемым после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Судья Солтонстолл, вышедший из состава суда в знак протеста против использования видений в качестве улик, подвергся той же участи.
В тюрьму попал даже бывший салемский священник, преподобный Баррафс. Когда перед казнью он без запинки прочел «Отче наш», присутствовавшая толпа взревела призывом отпустить невиновного, поскольку считалось, что слуга дьявола не в состоянии произнести молитву Господу. Но, тем не менее, Баррафс был повешен, так как все те же девочки закричали, что осужденному помог «черный человек».
Попытка оправдания в зале суда вызывала сущее негодование у «потерпевших». Например, на процессе против Сюзанны Мартин, Сары Гуд и Ребекки Нурс последняя была признана невиновной, но тут же у заболевших девочек начались жуткие припадки, и суд изменил вердикт на обвинительный.
А Сара Гуд, проходившая по этому же делу, перед повешением на совет одного из гонителей ведьм, Нойеса покаяться перед смертью ответила: «Я не больше ведьма, чем ты колдун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставить тебя пить собственную кровь». Считается, что по странному стечению обстоятельств, тот скончался почти через четверть века, захлебнувшись собственной кровью.
В череде казней одна была из ряда вон выходящей, отличной от традиционного повешения. Когда 80-летний Джайлс Кори отказался признать правомочность суда, тот приговорил старика к «строгой и мучительной казни», которая состояла в том, что его уложили на землю в поле и придавили доской, на которую стали класть камни, пока не задавили насмерть.
Ажиотаж охоты на ведьм распространялся подобно чуме. В Эндовере даже казнили за колдовство двух собак. Впрочем, изредка случались осечки. Например, нашелся джентльмен, который подал на разошедшихся девочек в суд за клевету, потребовав крупную денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб. Как ни удивительно, это остановило пыл охотниц.
Правда, ненадолго, — и они с все большим рвением кинулись разоблачать нечисть под видом добропорядочных граждан. И дошли до того, что обвинили в ведьмачестве супругу губернатора. Вот тут его терпение лопнуло: суд был распущен и назначена новая судебная коллегия, в основном, из числа недовольных ходом процесса.
Видения были исключены из числа доказательств причастности человека к нечистой силе, и посыпались оправдательные приговоры. Правда, председатель суда Уильям Стафтон добился нескольких обвинительных вердиктов, но осужденные были помилованы губернатором.
Так постепенно сошел на нет массовый психоз охоты на ведьм. Как ни удивительно, служанка Титубу избегла казни и была выпущена из тюрьмы. Правда, тут же продана в рабство для выручки денег, потраченных на ее содержание. Но жизней 19 повешенных, одного задавленного и двоих умерших в тюрьме уже не вернуть.
Через 4 года после драматических событий судебные инстанции признали совершенное ими ошибкой. А в начале нового, XVIII века началась реабилитация казненных и осужденных. В 1711 году массачусетские власти совершили очень важный акт доброй воли: создали мировой прецедент финансового возмещения ущерба жертвам судебной ошибки.
…Энн Путнэм, одна из тех девочек, что заварили столь крутую кашу, став взрослой женщиной, нашла в себе смелость сказать, что поступала по недомыслию, введенная в заблуждение сатаной, и попросила прощения у деревни. О других участницах травли населения округи история умалчивает.
Так что же это такое было?! Ученые гадают и высказывают самые разные предположения. Всего лишь предположения. Будет ли это когда-нибудь установлено точно? Ведь очень важно, чтобы не повторялись подобные кошмары, чтобы массовая истерия не захлестывала сознание, чтобы мир существовал в мире. А Салем получил свое название от еврейского «шалом»,
А вот это Баба Яга.
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Очень интересно, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Павел, спасибо и Вам. А когда своим творчеством порадуете?
0 Ответить
Против ведьм есть специальное оружие. Например, у братьев Маркусов был целый противоведьминский арсенал. Они были спецы по борьбе с нечистой силой. У них даже на фарах их броневика были щитки с прорезями в форме крестов.
0 Ответить
Денис, а если предположение о ведьмачестве ошибочное? Как в Массачусетсе, где как раз это и было признано...
0 Ответить
Валентина Пономарева, а ещё в древности официальные лица христианской церкви говорили, что человек может быть одержим нечистой силой. И не по своей воле, и сам об этом не подозревает, но вот возьмём мы пушку или танк - и будем стрылять по фашистам, а захватят они ту же пушку - и получется, что станет она стрылять уже по нас. А представляете - захватит нечистая сила какого-нибудь шибко вумного академика или весьма полномочного чиновника, и какое же тогда бедствие подымется?
0 Ответить
Денис, а как насчет "Не убий" - первой заповеди христианства?
0 Ответить
Валентина Пономарева, если мы не убьём - то нас самих убьют, а кто сказал, что нельзя защищаться и свои поля оберегать от потравы? Если вот, допустим, на вас полезет волк, лев, носорог или осьминог? Вы что - будете спокойно стоять, пока он вас будет кушать?
0 Ответить
Денис, да будет Вам - к ночи такие страсти рассказывать
0 Ответить
Валентина Пономарева, у меня, как стемнеет, сразу просыпается жгучее желание рассказывать истории про вампиров, мертвецов, ведьм, колдунов, чертей и Кощея Бессмертного, а ещё стучать кулаками по стенке и говорить, будто это черти стучат. А ещё я коллекционирую колдовские амулеты и тому подобные вещи, и мистифицирую соседских детей, то есть вкручиваю им, что я злой магрибинец. Так поступали в старину многие люди, что приносило им большую выгоду и вообще помогало в жизни. Обозвал скажем соседку ведьмой - её тут же сожгли на костре и она больше не донимает тебя постоянными склоками. А сейчас обзовёшь соседку ведьмой - только себе же хуже сделаешь. Возьмёт и по судам ещё затаскает, ведьма эдакая!
0 Ответить
Ха! Мы недавно с мужем проводили для коллег-сказкотерапевтов русскую сказочную скоморошину. Когда писала сценарий, помечала смену ролей в правом столбце. Мой благоверный обхохотался, читая: "Валя - Баба Яга"; "Валя - ведьма".
0 Ответить
Валентина Пономарева, а Алёна - ведьма в "Чародеях"? Да и ведьма-парктикантка Стелла у Стругацких - весьма симпатичная особа. Что ведьмы все старые и безобразные - это поповские выдумки! Ведьмы на самом деле все очень симпатичные, как нам сообщают Отфрид Пройслер и другие авторы.
Просто ведьмы умеют летать на метёлках и ещё всякое разное - это пугает тёмных людей, и они со зла придумывают про ведьм всякую чушь. А те никому ничего плохого не делают. Кума Катрина, соседка угольщика Клааса, например, лечила хворую скотину - на неё донёс в общем-то один скряга, она вылечила его коров, а он не хотел платить.
0 Ответить
Вот с тех пор "пепел Клааса стучит в мое сердце".
0 Ответить
Валентина Пономарева, и в передовицу газеты Паэзе Сера. Которую читали под партой учащиеся класса, где преподавал итальянский и литературу Джанни Родари, ещё не успевший написать искромётную хронику плодово-овощного бунта.
Кстати, соседка несносных близнецов Марко и Мирко синьора ДеМаджистрис настолько смахивала на ведьму, что даже самый главный чёрт обознался.
0 Ответить
Денис, снимаю шляпу перед Вашей эрудицией
0 Ответить
Валентина Пономарева, я про ведьм много знаю. И про фей. Например про одну по фамилии Розеншён, которая служила надзирательницей в институте благородных девиц. Чёто там не подлелили они с доктором Проспером Альпанусом. Вроде какую-то редиску. На редкость скверную и нехорошую. Самую главную редиску на свете. Кайзера и рейхсканцлера всех редисок и предводителя редисочных панцерваффе, люфтваффе и кригсмарине.
Мне интересна эта тема. Вот например книжка "Сказки Голубой Феи" Чарской, но издание 1915 года кусается - 15 косарей ломят, пусть и деревянных. Вообще сами феи кусаются. Пальцы напрочь - чисто попугай ара. Кусаются! Пальцы, яйцы, руки не совать!
Есть Зелёная Фея. Она живёт на донышке бутылки с абсентом. Зелёная Фея вся зелёная. А ещё она совсем голая и бюст у неё размера 0 или никакого вовсе.
0 Ответить
Ну, про зеленых я тоже кое-что знаю https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/31983/
0 Ответить
С удовольствием читаю - узнаю много нового...
Очень хочу спеть дуэтом с колдуньей и подружиться с кикиморой. Даже пишу об этом статью. И все ваши статьи вдохновили, уважаемый сказкотерапевт.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, буду ждать Уже жду
0 Ответить
В Средние века для многих охота на ведьм была своеобразным хобби, к тому же весьма доходным. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, Вы правы. Собственность 80-летнего землевладельца, которого задаваили на его же поле, была у семьи отторгнута. И это не единственный пример "доходных мероприятий"
0 Ответить
Валентина Пономарева, спасибо за статью! К сожалению, люди очень часто боятся неизвестного.. И им проще его уничтожить, чем познать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня вот никак не укладывается в голове: как дети отправляли людей на смерть...
0 Ответить
Валентина, спасибо Вам за такую интересную статью!
Кстати, есть очень любопытная книга на тему салемской охоты на ведьм - это роман Робина Кука "Грань риска". Действие разворачивается в наши дни. Странная болезнь, которую в старину объясняли колдовством, рассматривается с медицинской точки зрения, высказывается предположение о воздействии плесневых грибков, которым был заражён урожай. Советую почитать, книга очень захватывает
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катюша, спасибо. Да, версия о плесени высказывалась неоднократно, так же, как о спорынье.
0 Ответить
Валентина Пономарева, интересно) Невольно задумываешься, какими жестокими могут быть не то, чтобы брутальные мужланы, а милые девицы...А доказательств никаких кроме устных показаний я так понимаю не было?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения, вот именно - не было других показаний, только заявления несовершеннолетних...
0 Ответить
Да уж, Валентина, веселились они однако там не слабо...Интересно, что судьи не подвергли их ордалиям (так кажется называется испытание "утонет-не утонет", хотя может, это уже не практиковалось, как в стародавние времена), а сразу - на виселицу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения, по разным источникам ордалии практиковались то до XIV века, то до XVII-го. https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/20441/
0 Ответить
Да-а-а... На фоне мрачных персонажей этой истории фальсификаторши "коттинглийских фей" - просто милые шалуньи...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О, да! Оленька, ты хорошо подметила
0 Ответить
Ведь очень важно, чтобы не повторялись подобные кошмары, чтобы массовая истерия не захлестывала сознание,
Да, когда сама писала про массовую истерию (здесь), жутковато было.
Да, история известная, но от этого не менее загадочная. И страшная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, спасибо. Статья к дате - 8 февраля доктор вынес диагноз о колдовстве. Сколько страшных страниц в истории...
Но мне было важно еще подчеркнуть, что не через столетия и десятилетия, а в относительно скорое время началась реабилитация и даже - впервые в мире - возмещение ущерба
0 Ответить
Да. это редкость. А уж по тем временам...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, и притом власти так поступили по доброй воле, а не принужденные волнениями "снизу".
0 Ответить
Власти по доброй воле? Не иначе, как и у них поветрие какое случилоь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думаю, дело в том, что начались обвинения со служаной и нищенок, а по мере нарастания истерии среди обвиненных становилось все больше именитых граждан.
0 Ответить
Ну конечно! Как сразу в голову не пришло. Тогда все, как и обычно (это в отношени мотивации).
Оценка статьи: 5
0 Ответить