В некотором смысле история Стюартов начинается с женщины — с прекрасной королевы Марии Стюарт, с ее полной невзгод и разочарований жизни.
Шотландия в XVI веке была слабой, изнутри раздиралась внутренними противоречиями, а иностранные войска (английские или французские) подолгу находились в Шотландии, которая всецело зависела от более могущественных соседей. В момент, когда к власти в Англии пришла Елизавета Первая, Мария Стюарт, как ближайшая родственница покойного короля Генриха VIII, провозгласила себя законной королевой Англии. Это решение определило ее политический (антианглийский) курс как правительницы Шотландии, так и трагический конец.
Они были полными противоположностями — умеющая наслаждаться жизнью красавица Мария, у которой всегда личное превалировало над государственным, и некрасивая, но не по-женски сильная и волевая Елизавета, которая любого мужчину умела использовать в своих целях, на благо государства. В политическом смысле Мария не могла составить конкуренции Елизавете, но все равно как ближайшая родственница представляла опасность. С помощью коварного «гения шпионажа» Френсиса Уолсингэма Елизавета обвинила соперницу в заговоре с целью ее, Елизаветы, свержения и убийства, и 8 февраля 1587 года Марии Стюарт отрубили голову!
В этой казни, пожалуй, очень много личного, ненависти и ревности. Ведь пройдет некоторое время, и после смерти Елизаветы на английский трон взойдет сын Марии — король Иаков (Джеймс) Первый!
Король Джеймс мало походил на свою мать. Провозглашенный королем Шотландии, будучи младенцем, он стал королем в охваченной гражданской войной и раздираемой на части воинствующими протестантами и католиками Шотландии. Шаг за шагом Джеймс шел по «среднему пути», мудрой политикой он постепенно объединял страну и становился настоящим «Королем для всех шотландцев».
Он воздержался от объявления войны, когда по приказанию Елизаветы его матери отрубили голову, также он благоразумно воздержался от помощи королю испанскому Филиппу. Второму в тот момент, когда «Великая Армада» плыла к английским берегам. В результате за 20 лет ему удалось преодолеть тяжелейшие последствия гражданской и религиозной войны и обеспечить 40 лет мира! В 1603 году в возрасте 37 лет Джеймс стал также и королем Англии.
Как английскому королю Джеймсу пришлось столкнуться с необычной проблемой: в Англии существовала традиция, по которой король, если требовались экстраординарные финансовые ресурсы (например, на войну), созывал парламент, чтобы тот утвердил эти заимствования.
Институты, подобные английскому парламенту, существовали в Европе почти что повсеместно: кортесы в Испании, Генеральные Штаты во Франции и в Голландии. Но именно в Англии сложилась наиболее живучая практика регулярного созыва парламента. Конечно, о серьезном участии парламента в управлении королевством и речи не шло. Но шаг за шагом вырабатывалась традиция: перед тем, как обременить население каком-нибудь новым налогом, король всегда заручался согласием его представителей (точнее — дворян, истинно свободных людей, в обязанности которых входило собирание этих самих налогов). При династии Тюдоров, особенно при деспотичном короле Генрихе VIII парламент хоть и созывался, но никому в голову бы не пришло в чем-то перечить скорому на расправу королю! При Тюдорах парламент был верноподданным — «тише воды, ниже травы».
Но когда в Лондон прибыл новый король Джеймс, постепенно стало выясняться, что он не столь крут норовом, как Генрих VIII и его дочь — Елизавета. С течением времени он столкнулся с настоящим неповиновением своей монаршей воле. Самым важным поражением короля был отказ парламента утвердить «Всеобщий земельный налог», который бы дал королю регулярный и постоянный доход и наполнил бы казну! Но идея провалилась, и король остался «лицом с неопределенными и нерегулярными доходами».
Ввиду крайнего непочтения король перестал созывать парламент и был принужден изобретать изощренные способы получения денег. В итоге к концу правления Джеймса государственный долг Англии достиг астрономической для тех времен суммы в миллион фунтов. Талантливый шотландский правитель оказался бессильным в борьбе с английскими рыцарями и эсквайрами, которых избирали в парламент.
Устав бороться со строптивыми англичанами, Джеймс передоверил государственные дела фаворитам: англичане шептались, что стареющий угрюмый король имеет страсть к красивым молодым людям — дело тут не в гомосексуализме, а во внутреннем одиночестве и опустошенности.
Сначала Джеймсу приглянулся бездарный, но красивый Эдвард Карр, который в одночасье сделался канцлером, герцогом Сомерсетским и стал управлять с приятелем Томом Овербери всем королевством, но приятели повздорили и Карр убил Тома. Это быстро стало достоянием общественности, и королю пришлось отправить Карра в Тауэр (туда традиционно сажали высокопоставленных преступников).
И тут на политических подмостках появляется фигура, хорошо известная по «Трем мушкетерам» А. Дюма — Джордж Вилльерс. Судя по портрету, это был видный и красивый мужчина. Вилльерс, как и полагается фавориту, мгновенно сделался графом и герцогом Бекингемом, Верховным Адмиралом английского флота и объектом жуткой ненависти. Джеймс также поручил ведение государственных дел сыну и наследнику Карлу (Чарльзу), который быстро сдружился с Бекингемом, и они стали вместе править Англией.
Таково было начало правления Стюартов в Англии. Но именно Мария Стюарт — прародительница будущих королей Англии и Шотландии, ее казнь по несправедливому навету по приказанию люто ненавидящей Марию Елизаветы задали канву последующих событий.
Во второй части будет описана жизнь внука Марии — короля Чарльза I, который трагически погиб, став первым в Европе монархом, которому отрубили голову по решению революционного суда. Также будет рассказано, как предательством можно заслужить жезл фельдмаршала и стать герцогом Мальборо.
Вячеслав Мартин, исправьте, пожалуйста, ей отрубили голову не в 1687, а в 1587.
0 Ответить
Оксана Шундрова, спасибо, поправили.
0 Ответить
Мне понравилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить