Маргарита Зингер Дебютант

Что сегодня просят у святых?

Ныне помолиться святым угодникам для некоторых дело привычки. Православная вера крепчала — ломают вербу в Вербное воскресенье и яйца на Пасху красят все. Так полагается. Каждый третий считает себя верующим и даже видел вблизи Библию, а каждый четвертый пару раз в месяц захаживает в храм и ставит свечки.

Попросите кого-нибудь, далекого от веры, сходу припомнить имена святых, уверена, первым в списке встанет Николай Угодник, апостолы, а после раздумий вам, в лучшем случае, назовут Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского и Ксению Блаженную. Причем биографические справки выдадут коротко и емко: святой человек, многим помогал, больных исцелял, наставлял на путь веры и жизнь отдал за Иисуса. Никаких лишних подробностей. А если спросить, что такое святость, то ваш оппонент и вовсе смутится в попытке поймать разбегающиеся мысли.

Когда в народе проснулось религиозное сознание, естественно, самой популярной верой стала православная. При этом, оказывается, именно православные меньше всех подкованы в основах веры и самого учения. Печально, что о святости разглагольствуют много, но мало кто понимает суть. Зачастую к Богу и святым угодникам обращаются не ради того, чтобы прикоснуться к великому таинству и вкусить света. От них ждут исцеления, помощи в делах или полезных советов. Более того, каждый уважающий себя верующий должен обзавестись личным святым угодником, а более богобоязненный — личным батюшкой, к которому можно обращаться как к дельфийскому оракулу и наставнику.

С одной стороны, это печальный фактор, ведущий к профанации религии, с другой — его можно расценивать и оптимистично. Все-таки обращение состоялось, и есть надежда, что со временем неофит почувствует благодать божию. Это нормально, когда людям ближе всего собственные мелкие бытовые проблемы, о духе предпочитают думать в редкие, свободные от основной работы, минуты. С третьей — чем меньше потенциальный верующий знает о сути религии как таковой, тем больше шансов, что он станет жертвой очередного самозванца.

Сейчас, когда экономический кризис и дефицит духовности идут рука об руку, многие кидаются искать утешения у лжепророков, которые множатся с ужасающей силой. И добрая половина этих людей, нацепивших личину святости, вовсе не умалишенные, как тот господин, что заточил своих единоверцев в землянку в Рязанской области, дабы спастись от конца света. Собственно, и в дореволюционные времена простой люд и средний класс, особенно дамы, ничем не занятые кроме домашнего хозяйства, с готовностью кидались к дурочкам, юродивым и откровенным шарлатанам, пригревая их и кормя из рук самыми вкусными яствами.

Вспомните Федора Михайловича Достоевского и поучительное произведение «Село Степанчиково и его обитатели», Фома Фомич Опискин, наш российский эквивалент мольеровского Тартюфа, лжесвятоша, приживальщик, редкостный шельмец и паршивец.

«Как он это устроил — трудно представить неспециалисту в подобных делах. Генеральша питала к нему какое-то мистическое уважение, — за что? неизвестно. Мало-помалу он достиг над всей женской половиной генеральского дома удивительного влияния, отчасти похожего на влияния различных Иван-Яковличей и тому подобных мудрецов и прорицателей, посещаемых в сумасшедших домах иными барынями, из любительниц. Он читал вслух душеспасительные книги, толковал с красноречивыми слезами о разных христианских добродетелях; рассказывал свою жизнь и подвиги; ходил к обедне и даже к заутрене, отчасти предсказывал будущее; особенно хорошо умел толковать сны и мастерски осуждал ближнего».

Подобных Фоме фальшивых пророков и поныне пруд пруди, большинство из них откровенно занимаются шарлатанством или используют в корыстных целях чужое горе или безумие. К сожалению, людям, родившимся в ХХ веке, далеким от Церкви, очень слабо знакомым со Св. Писанием и воспринимающим обряды крещения, венчания и отпевания как нечто обязательное, но малопонятное, легко попасть под влияние очередного харизматика. А кто ныне способен по достоинству оценить поступки святых, описанные в житиях?

Тогда жизнь была коротка, молодость скоротечна, а встреча с Создателем представлялась особо значимой. Люди искренне верили и в Ад, и в Рай. Воображение рисовало им горячие сковородки, кипящую смолу, злобных чертей, а так же райские кущи с молочными реками и кисельными берегами. Жизнь после смерти представлялась порой более значимой, чем земная. Конечно, далеко не все готовы были стать праведниками и ограничить собственные потребности, но образцовость и эталон жизни Святого человека понимал каждый. Нечто сродни недостижимому идеалу. Потому аскет, отличившийся богобоязненной жизнью, вполне мог стать героем для своих современников. А за право хранить его мощи города иногда вступали в соперничество.

Святые побеждали врагов, исцеляли, творили чудеса. При этом праведник был живым человеком, ему требовались и сон, и еда, точно так же, как и простым смертным, но, помимо этого, его окутывал ореол таинственности, а вера освещала жизненный путь неугасимой лампадой. Средневековый человек, думающий совершенно иначе, чем мы, стремился еще на земле построить царство святости.

Потому с принятием христианства столь часто богатые миряне строили личные скиты, дабы периодически уходить туда на покаяние. Не стоит забывать и о сакральности времени для той эпохи. Год вполне мог отсчитываться от Пасхи до Пасхи, от поста до поста или по воскресным литургиям. В результате возникли такие понятия, как богослужебный круг, суточный и годичный. Таким образом, монах, проводящий жизнь в молитвах, как нельзя лучше воплощал модель человеческого времени, освещая и время, и пространство. Потому люди в смутные времена искали защиты и поддержки у святых.

В наши дни, когда критическое мышление превалирует над интуицией (правда, у некоторых оно атрофируется или действует вовсе не в том направлении), без отдельных пояснений и примечаний очень сложно понять поступки великих подвижников. Сегодняшнее время вообще напрочь лишено идеалов и героев.

Многие из нас выросли на стыке эпох, впитав с молоком матери социалистическое воспитание, а в юношестве вкусили демократии. В этом есть свое очарование. Нельзя безоговорочно осуждать прошлое или настоящее, приходится искать золотую середину и быть честным с собой. В советские времена, когда границы перекрывал железный занавес, людей учили пусть и искусственно, но верить в идеалы и не ставить во главе существования потребительство. При всех минусах и ущербности подобного развития общества, люди были более чисты и наивны.

Профилактика потребительства позволила сохранить то лучшее и самобытное, что помогает в поиске некоего особого пути и предназначения. Современный же человек с младенчества алчно гоняется за материальными благами, у него нет авторитетов, ему не нужны герои. Его герои — потребители с большой буквы П. Если на доперестроечные поколения, вкусившие еще советской школы, осталась толика прошлых мифов для поддержания геройского духа, то рожденные в смутные 90-е лишены такой точки опоры.

Попробуйте опросить знакомых, кто для них в нашу эпоху является героем, ограничив их сразу в выборе исторических персон. Уверяю, ваши оппоненты глубоко задумаются и разведут руками. В современности есть место только вымышленным героям литературы и кино, теперь герой — это либо действующее лицо какого-либо произведения, либо деятель прошлого, прославившийся славными деяниями, либо мифический персонаж истории, в биографии которого вымысел неотличим от правды.

Не пора ли задуматься, что мы сами себя лишаем духовного роста и обрекаем на превращение в модель человека желудочно-удовлетворенного? Может, стоит проявить признаки человека разумного, наделенного пытливым умом и тягой к знаниям? К сожалению, наша человеческая природа столь несовершенна, что меркантильные интересы всегда берут верх. Видимо, остается только напоминать себе чаще цитаты из Экклесиаста:

Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
Чтобы опять взойти;
Бежит на юг и кружит на север,
Кружит, кружит на бегу своем ветер,
И на круг свой возвращается ветер;
Бегут все реки в море, — а море не переполняется,
К месту, куда реки бегут, —
Туда они продолжают бежать;
Все — одна маета, и никто рассказать не умеет, —
Глядят — не пресытятся очи, слушают — не переполнятся уши.
Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.

Обновлено 8.04.2010
Статья размещена на сайте 26.03.2010

Комментарии (48):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба Мельник Бывший модератор 8 апреля 2010 в 20:04 отредактирован 8 апреля 2010 в 20:07

    «Село Степачиково и его обитатели» Степанчиково, опечатка.
    Иоанна Кронштадского - Иоанна Кронштадтского
    а так же райские кущи - также
    Конца Света интересный вариант. Надо бы - оба со строчной.
    Может стоит проявить признаки - после может нужна запятая.
    Вообще же в статье хватает неточностей, а то и неправды.
    Сегодня просят того же, что просили всегда - и у всех богов. Заступничества. "Спаси и сохрани". Все эти вариации - дай то, дай это - частности.
    Святые побеждали врагов, исцеляли, творили чудеса. При этом праведник был живым человеком Они сначала были подвижниками благочестия, либо мучениками - и лишь потом, посмертно, при наличии всяких сопутствующих, но необходимых факторов - объявлялись святыми. Именно потому и воровали монастыри и города друг у друга святые останки - потому, что они, эти мощи, охраняли те самые монастыри и города. Святой, чьи мощи хранились в храмах, был посредником между миром тварным и миром вышним. А еще эти мощи обеспечивали приток в монастырь или город туч паломников, прибыль то есть.
    Средневековый человек, думающий совершенно иначе, чем мы, стремился еще на земле построить царство святости. Цели были те же: жить, есть, обеспечивать продолжение своего рода. Царство святости строить на земле - ничуть. Поскольку царство святости - в царстве божием, опять же - посмертно. Но жить все равно очень-очень хотелось.
    Потому с принятием христианства столь часто богатые миряне строили личные скиты, дабы периодически уходить туда на покаяние. Ничуть. Они шли туда лишь тогда, когда их жизнь подходила к концу (как в богадельню примерно). Тогда и постригались они, и завещаниями отказывали святым обителям свои земли, ценности. А вообще - делали вклады в монастыри, и уж монахам дОлжно было молить о здравии жертвователя, или об упокоении его души. Иначе, конечно, сохранили бы они и увеличили бы свои богатства - если б время от времени от дел устранялись богу помолиться в скиту))) Ничуть, наследнички и конкуренты на страже.
    монах, проводящий жизнь в молитвах, как нельзя лучше воплощал модель человеческого времени, освещая и время, и пространство. - нет ли здесь опечатки? не "освЯщая" ли? Монах освЕщал время и пространство - или освЯщал?
    Занятен конечный вывод.
    мы сами себя лишаем духовного роста и обрекаем на превращение в модель человека желудочно-удовлетворенного предлагается проявить "признаки человека разумного, наделенного пытливым умом и тягой к знаниям" Занятен вывод потому, что вся статья - о поиске пророков, о том, что лжепророки - фи и фэ, а вот в былые времена были святые и пророки. Так что - приникнуть к источнику веры, со свечами к алтарям - или все-таки использовать пытливый ум и отыскать в себе тягу к знаниям?
    А где-то в середине текста - тезис "критическое мышление превалирует над интуицией" Так за что боремся-то - за ум, разум, знания, и за все это - без критического мышления?

    • Люба Мельник, спасибо
      Возможно, статья получилась несколько сумбурной и невнятной. А пророков в отечестве всегда днем с огнем, больше все самозванцы попадаются

      • Bозлюбленные!
        Спасибо ... !

        У Бога просить надо, то , что Ему угодно видеть в вас.
        Т.е.чётко и конкретно. Так как это , к примеру сделал Соломон:

        «И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя,
        премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало ... .(2 Паралипоменона 1:11-12). И довериться Богу !

        Обильных Божиих вам благословений и премудости от Господа Иисуса Христа- Спасителя нашего.

  • Такое ощущение, что человек знает много-много слов, но не знает как ими распорядиться...

  • Комментарий удален
    • Александр Петров, не те сравнения) У святых каждый просит то, что считает для себя нужным. Речь о другом, о том, что принадлежность к православию довольно часто оказывается просто модой и не более. Люди иногда захаживают в церковь, ставят свечки, красят яйца на Пасху, но символы веры и ее суть их не интересует, они могут и Библию-то глянуть один раз по диагонали, но заявлять о том, что воцерковленные)

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 апреля 2010 в 01:43

        Маргарита Зингер, у меня есть знакомый, который покрестился, чтобы Бог ему поспособствовал заключить важную сделку. Зачем такому символ веры, у него свои понятия и свои отношения с небесами. "Договорные отношения", как он объясняет. Он Богу - свое крещение, Бог ему - помощь в заключении договора.

        • Марианна Власова, таки он с таким же успехом обратился и к Мардуку, если бы ему гарантировали сделку)))

          • Возлюбленные !
            Известно, что Иисус Христос таковых «святых-торговцев» с треском вытурил со двора храма. Об этом не маловажном событии в трёх Евангелиях засвидетельствовано.

            «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
            и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».(Мф.21:12-13).
            А вот у Марка: ...« Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
            и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
            И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».(Мк.11:15-17 ).
            И ещё святой апостол Иоанн-Богослов развёрнуто дополнил :
            « и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
            И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
            И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».(Ин.2:14-16).

            Торговлей можно и нужно честно заниматься, но не в храме, тем более с барышом.

            Обильных вам всем Божиих благословний.

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 8 апреля 2010 в 14:31

              Александр Шайдт, да, о том и речь, что люди даже не понимают, насколько это чудовищно и нелепо - просить Бога о материальных благах, венчаться - "потому что красивый обряд", крестить детей - "на всякий случай".

              • Марианна Власова: люди даже не понимают, насколько это чудовищно и нелепо - просить Бога о материальных благах, венчаться - "потому что красивый обряд", крестить детей - "на всякий случай". - ??? А что же тут чудовищного? Вы вспомните, что Сам Христос учил евреев просить у Бога. И что они у него просили раньше и продолжают просить.
                Почему же русским православным не попросить посредников или Самого Бога о том же, и почему им не крестить детей именно на ВСЯКИЙ случай? Что, у русских православных нет причин для того, чтьобы попросить у Бога защиты?

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 8 апреля 2010 в 22:58

                  Юрий Новиков, знаете, почему я не крестилась? Потому что для этого надо уверовать. А уверовать - значит и жить по правилам. Не делать этого - и просить? и пользоваться? Надеть "цепь с гимнастом", как тот же товарищ не стеснялся говорить - и считать, что Бог уже за это что-то ему должен (напомню, помощи в сделке)? Это всё причины просить защиты, да... От Божьего гнева, например... Только у кого?..

                  • Юрий Новиков Юрий Новиков Читатель 9 апреля 2010 в 12:48 отредактирован 9 апреля 2010 в 12:56

                    Марианна Власова: знаете, почему я не крестилась? Потому что для этого надо уверовать. - неее, Марианна, это не Ваши мысли..., просто Вы, как и миллионам прочих человеков, осознанно или нет, но повторяете то, что в Вас внедрили всякие либералы и демократы, которые уже давным давно вбивают такие мысли в головы человеков.
                    Для чего они это делают? Таки как раз для того, чтобы увести их от Бога. Своим же детям иудеи, к примеру, обрезание делают на восьмой день после рождения.
                    Кстати, и у христиан в норме была традиция крестить во младенчество. И делают это именно для того, чтобы привести младенца к Богу! .... иначе либералы приведут его к лукавому.

                    уверовать - значит и жить по правилам. - в норме человеки, как и все прочие твари, жили и живут по правилам. Это к тому, что для жизни по правилам вера не первоначальна.
                    Но... если в мире этом ВСЕ от Бога, то и у человеков она от Бога же... те. кому дано, тот верит. Хотя лукавый и его служители делают все, чтобы веру в человеках испортить... и, судя по всему, это им удается.
                    Вы сочинение Л.Н.Толстого о "Разрушении ада и восстановлении его" не читали?

                    не стеснялся говорить - и считать, что Бог уже за это что-то ему должен - ну, если считается, что Бог - это любовь, что он милостивый и всчемогущий, то почему бы и не попросить? Тем более, что даже на самом высоком уровне проводятся организованные коллективные просьбы о том, чтобы Бог помог одним спортсменам победить других, причем верующих в того же Бога...
                    пс Тут обсуждается статья о том, что просят у своих святых христиане, причем статья написана она явно не христианкой. Будет ли отклонением от темы сравнение того, что просят у святых по христианской традиции, с тем, что просят у Бога по иудейской ? Или по буддистской.

                    • Юрий Новиков, Бог - инстанция высшая, поэтому к нему с пустяками не обращаются В Иудаизме нет святых, которые бы покровительствовали в том или ином начинании. Есть Бог и есть иудеи. А еще есть ТАНАх и Талмуд. Вот там верующие и черпают ответы на свои вопросы. В личных сеансах связи со Всевышним, конечно же, просят простого и человеческого. Но до абсурда не доходит

                      • Маргарита Зингер: Бог - инстанция высшая, поэтому к нему с пустяками не обращаются - а что Вы относите к пустякам? Здоровье? Материальное благополучие?

                        В Иудаизме нет святых, которые бы покровительствовали в том или ином начинании. Есть Бог и есть иудеи. - тут два варианта
                        1 - те. традиционные иудеи, в сравнении с христианами, оставили для себя возможность общаться с богом напрямую
                        2 - евреи-иудеи никому из своих и для себя не доверяют быть посредниками в общении с Богом

                        В личных сеансах связи со Всевышним, конечно же, просят простого и человеческого. Но до абсурда не доходит - а что есть простое человеческое, и что абсурд?
                        И откуда известно, что до него не доходит? Ведь еврейских анекдотов на эту тему полно.

      • Александр Шайдт Александр Шайдт Читатель 7 апреля 2010 в 01:02 отредактирован 7 апреля 2010 в 14:22

        Cпасибо Маргарита !
        Разоблачение « святых» угодников» правильное, но от этого не легче.
        читать дальше →

  • Здравствуйте Маргарита!

    Что сегодня просят у святых? - а то же и просят, что и тысячи лет назад просили... здоровья и пожрать, пожрать и здоровья... ну, еще власти.
    Помните, с чего Христос начал проявлять свою божественную сущность ? А чем Его сатана искушал? Куда уж человекам без хлеба?

  • Маргарита Зингер, статья заставляет задуматься... Вообще, чем старше становлюсь, тем чаще задумываюсь о том, что все мы - песчинки во вселенной. Что-то суетимся, стараемся приспособиться в этом мире, порой действительно, для того, чтобы элементарно выжить, о душе подумать некогда.

    Оценка статьи: 5

    • Каролина Динкелакер, уходит куда-то чистота веры, люди больше склонны потреблять, чем вспоминать о чем-то нематериальном.
      Ритуалы превращаются в рутину, делаются для галочки. Ибо так покладено, а зачем и почему - не важно. Удивительно, что верующими и православными себя считают многие, но добрая половина даже не удосужилась прочесть Библию и понять какие-то основы веры и суть ее.

      • Комментарий удален
        • Александр Петров, бесполезно напоминать всем, что у них, да и у нас, нет прав судить, так можно дойти до того, что иметь собственное мнение вообще постыдно
          А если оставлять все на суд всевышнего, то и весь институт суда долой, коли исполнять заветы до последней буквы))

          • Комментарий удален
            • Александр Петров, да, русский синодальный перевод самый неточный. И это если закрыть глаза на то, сколько переводов претерпела Библия за время своего существования, какую лепту внесли переводчики, ведь понятие художественного перевода появилось относительно недавно И я молчу о переписчиках. Так что, есть подозрение, что мы вообще никогда не узнаем, что там было на самом деле. Я могла только оценить разночтения между древнееврейским и русским переводом Торы, то бишь Ветхового Завета)
              Кстати, люди вообще любят казуистику, так что на теперь на каждую заповедь надо выдавать определение. Что значит украсть, что значит убить. При каких обстоятельствах)

  • Лишь бы выжить

    Маргарита Зингер,
    о каких меркантильных интересах идёт речь, если для ОСНОВНОЙ массы населения в стране главной задачей является ВЫЖИВАНИЕ.

    Оценка статьи: 2

    • Птичка Певчая, слишком громко сказано, Птичка, слишком громко.
      Про глубинку не скажу, но в крупных городах народ выкручивается, милостыню не просит. В магазинах покупателей уйма, покупательная способность еще жива. А меркантильные интересы - доставать святого с пожеланием продать машину там или купить оную - слишком потребительски.

      • Маргарита Зингер,
        я живу тоже не в очень-то мелком городе... и Вы верно сказали ВЫКРУЧИВАЕТСЯ... то есть другими словами ВЫЖИВАЕТ... и советую заглянуть в соцотделы на оформление различных субсидий... посмотрите, какие там очереди... люди стоят ЧАСАМИ за жалкими подачками от государства, потому что нет у них других возможностей платить за квартиру, коммунальные услуги, и даже за детское питание в школах...
        И на святых давно уже никто не надеется... А на хлеб, молоко, предметы первой необходимости, конечно же всегда имеется спрос

        Оценка статьи: 2

        • Птичка Певчая, если бы на святых не надеялись, то очереди к Матроне московской на поклон не стояли. В церквах бы челом об пол не стучали. Про тяготы бытия я знаю, но не все так безрадостно как вы описываете. Не думаю, что полстраны у нас голодает и еле сводит концы с концами. Уж у нас в Питере, в Москве и в других городах точно нет. Лично я наблюдаю в ближайших гипермаркетах людей разных социальных слоев, возрастов, достатка, они тащат к кассе в тележках не только хлеб, молоко и крупы с макаронами. А надеяться на подачки от государства, лучше самому изыскать возможность и заработать, чесслово. Одно дело если ты пенсионер, инвалид, здесь уж увы, ничего не сделать. Но если ты в силах, возьми и заработай. Уж в крупных городах всегда есть возможность не тянуть на жалкие государственные копейки.

          • Маргарита Зингер,
            это Вам так кажется... я же вижу в нашем городе совсем другое... людям даже не дают два года доработать до пенсиии... отправляют на "отдых".... тысячами людей...
            Если у вас благополучно, то Вам кажется , что у других также... Пенсионеру на работу, естественно, надеяться нечего... когда молодых безработных полно... да ещё госбюджетники, у которых зарплата подчастую меньше, чем у пенсионера пенсия...
            И не от хорошей жизни люди маются в очередях, оформляя субсидии. И среди них очень много молодёжи, матери (2 - 3 ребёнка), одинокие матери и т.п.
            А сколько молодых мёрзнет в морозы на улицах, предлагая людям товары? Сколько их несчастных ходит по квартирам, учреждениям, а люди отмахиваются от них, как от надоедливых мух? От хорошей жизни они занимаются этим?
            Конечно, можно куда-то поехать. А на кого им оставить детей, родственников, нуждающихся в помощи? А у кого есть мало-мальски какая-то работа, то трясутся, как бы её не потерять, так как надо за всё платить и кормить, одевать детей. Поэтому соглашаются работать за мизерную плату. Работники детсадов, школ, и т.д. выживают за счёт постоянных поборов с родителей, с таких же бедолаг, как они сами. Поитересуйтессь, сколько стоят хотя бы анализы, которые берут у детей в садиках. Сколько стоят платные занятия, а если ваш ребёнок не будет на них ходить, то не сможет участвовать в детском празднике. Сколько стоит "выпускной" в подготовительной группе детского сада? Сколько беременной женщине заплатить, чтобы ей во время сделали УЗИ, а так не дождёшься своей очереди до самых родов. Тоже самое с анализами и другими процедурами. У меня две дочери не так уж давно всё это проходили. И конца края этому нет.

            Оценка статьи: 2

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 апреля 2010 в 01:39

              Птичка Певчая, скажите, что эти люди, которых Вы так красочно описали, просят в церкви (и ходят ли они туда)? Спасения души или хорошей зарплаты? Это я Вам подсказываю, как перевести Ваше комментирование в русло обсуждения статьи.

              • Марианна Власова,
                кто-то из них ещё надеется и ходит в церковь - просит бога хоть немного облегчить им жизнь, дать возможность поставить на ноги своих детей, а кто-то, и таких большинство просто стараются ВЫЖИТЬ не надеясь на святых, стараются, ВЫКРУЧИВАЮТСЯ, как правильно сказала Маргарита.

                Оценка статьи: 2

  • Матрона и Сталин на слуху)))

    • Люба Мельник, да уж, Матрону распиарили солидно, хотя Житие ее ну очень провально составлено с точки зрения истории, уж очень много белых пятен)

      • Маргарита, жития вообще как исторический источник можно использовать осторожно))) И то - не для того, чтоб искать реалии жизни самого подвижника благочестия, но исключительно - как источник по социальной истории, по истории культа святого или истории культов святых вообще.
        В отношении же Матроны Московской, ее жития - оно эклектично, традиция утрачена - ведь традиция, чтоб жила, должна, как это ни парадоксально - должна бы развиваться.

        • Люба, оно не то чтобы эклектично, оно как-то несколько странно. Но это ладно, житие не для истории, вы правы. А вот биографию ее раскопать, хотя бы пунктиром, мне так и не удалось. Для этого надо уже идти в духовную семинарию, библиотеки и инет бессильны Оказалось, что по истории ХХ века РПЦ и книг-то нет толком, их единицы и те в мизерных тиражах. О Православии в современности все больше литературы отеческо-разъяснительной для паствы - как жить и как себя вести, жития и всякие молитвенники, примитивные разъяснения основ веры и все. О других учениях, религиях - пожалуйста, целые полки, плоды изысканий историков, культурологов, религиоведов...)) Случайно с этим столкнулась, когда потребовались материалы по истории Православия в годы советской власти. Зато в церкви запросто можно в местной лавке купить ахинею, вроде поделки под бедолагу Славу Крашенникова, отрока Славу.
          Удивительное рядом)