Впрочем, биться головой о стену фанатам пока рано. Броня Бонда крепка и уже не раз испытывала на себе удары судьбы. Как в виде юридической болтовни, так и виде лазерных лучей, питонов и отравленной обуви. Черт побери, да эту роль исполнило почти столько же актеров, сколько жизней у кошки. С момента выхода первого фильма прошло уже 48 лет, так что история бондианы наглядно демонстрирует лишь один тезис — агент 007 точно вернется.
От Флеминга до кино
История Джеймса Бонда, само собой, начинается с Яна Флеминга. Получив образование в Итоне и Сэндхерсте, Флеминг стал специалистом морской разведки и в течение Второй мировой дослужился до ранга капитана. Свои писательские таланты он начал оттачивать уже тогда, изобретая способы и стратегии борьбы с нацистами. Этот опыт и стал литературной основой первых романов о секретном агенте, которые Флеминг писал на Ямайке, в поместье семейства Бондов, чей сын Джеймс — писатель-историк — и дал свое имя будущему популярнейшему персонажу.
Дебютный роман «Казино Рояль» был опубликован в 1953, став первым из последующих 14 романов и рассказов о приключениях агента 007 — учтивого соблазнителя женщин, смертоносного убийцы и идеального британского героя времен Холодной войны. Наполненные интригой и действием, книги быстро заинтересовали и другие сферы искусства, и вскоре Барри Нельсон уже сыграл Джимми Бонда в американской телеэкранизации «Казино Рояль».
Затем последовала радио-адаптация романа «Мунрейкер» и серия комиксов в Daily Express. Медийность персонажа набирала обороты, и появления на Большом экране избежать уже было невозможно. В 1959 Флеминг совместно с продюсером Кевином МакКлори засели за написание первого настоящего сценария про Бонда. Правда, первый блин вышел комом — этот сценарий так и не увидел свет, затем трансформировавшись в другой роман Флеминга — «Шаровая молния», по которому, в свою очередь, сняли два фильма.
В конце концов в 1961 году компания EON Productions, основанная продюсерами Альбертом Брокколи и Гарри Залцманом, выкупила права на всю серию романов, а также заручилась поддержкой прокатчика — United Artists. Дело осталось за малым — найти исполнителя главной роли.
1962−1967. Шон Коннери — Бонд… Джеймс Бонд
В числе первых кандидатов на роль был и Дэвид Нивен, Патрик МакГухан (Король Эдвард I в «Храбром сердце»), и любимчик Брокколи — Кэри Грант, только что снявшийся у Хичкока в ленте «На север через северо-запад», которая станет своеобразным эталоном для всех первых фильмов об агенте 007.
Вместо этого к крайнему неудовольствию самого Флеминга на роль утвердили второстепенного шотландского актера Шона Коннери, чьи успехи на тот момент были весьма сомнительны и заключались в причудливой сказочке «Дарби О’Гилл и маленькие люди». Однако выбор все-таки был сделан не без оснований: пока что массовая аудитория ничего не знала о новом персонаже, а Коннери как бывший культурист мог убедить зрителя в своей крутости в качестве наемного убийцы. Да и шарма ему было не занимать.
Брокколи и Залцман все-таки больше ориентировались на энергичные комиксы, чем на жестокие и брутальные романы Флеминга. Отсюда и необходимая толика экзотического гламура, обеспеченная Урсулой Андресс и ее мокрым бикини. Плюс безумный кинозлодей Доктор Ноу, источавший необходимую порцию ненависти и отвращения. И, наконец, головокружительная для того времени скорость повествования, множество драк и погонь, а также запоминающаяся джазовая музыкальная тема композитора Монти Нормана.
Британский зритель, привыкший к камерным сухопарым классическим детективам, был ошарашен. Как, впрочем, и зрители в других странах. В течение четырех последующих фильмов, в бондиану были введены все основные элементы, ставшие впоследствии классическими и незыблемыми: начальная песня на музыку Джона Барри в исполнении поп-звезд, старикашка Кью и его набор супергаджетов, запоминающиеся бандиты, головокружительные трюки и великолепные пейзажи.
Вскоре произошел и первый юридический конфликт по поводу прав на экранизацию романа «Шаровая молния», совладельцем которых являлся Кевин МакКлори. Компания EON выиграла дело, однако за МакКлори осталось право сотворить ремейк спустя 10 лет (коим он воспользовался через 18 лет, сняв картину «Никогда не говори никогда» с тем же Шоном Коннери).
Тем временем Коннери, не без оснований опасаясь, что роль Бонда станет его визитной карточкой, пытался сломать стереотип и параллельно снимался у других режиссеров — Хичкока («Марни») и Сиднея Люмета («Холм»). После ленты «Живешь только дважды» Шон окончательно покинул бондиану в поисках новых типажей и актерского счастья, поставив продюсеров перед дилеммой — где найти нового агента 007, дабы обеспечить продолжение сериала без потери качества.
1969−1971. Джордж Лэзенби — «другой парень»
Учитывая огромный интерес со стороны публики и СМИ к вопросу замены Коннери, в компании EON делали всё возможное, чтобы ускорить процесс поисков. В числе возможных кандидатов числились Роджер Мур, который в то время был связан контрактом с телесериалом «Святой», и шекспировский актер Тимоти Далтон, который выбыл из кастинга по причине излишней моложавости.
Пока суть да дело, студия Columbia Pictures, по-прежнему владеющая правами на экранизацию «Казино Рояль», выпустила уничижительную версию первого романа Флеминга в жанре тотального фарса с привлечением звезд первой величины (Дэвид Нивен, Питер Селлерс, Вуди Аллен, Орсон Уэллс). Это подстегнуло Брокколи и Залцмана к поспешному выбору в пользу малоизвестной австралийской мужской модели Джорджа Лэзенби. У последнего не было сколько-нибудь значительного опыта в кино, но он весьма убедительно смотрелся на пробах, а также в рекламных роликах.
Безусловно, дебютный выход Лэзенби был связан со значительным риском. Картина «На секретной службе ее Величества» ступила на опасную дорожку жанра настоящей трагической мелодрамы, где Бонд влюбляется, женится и теряет свою молодую жену. Высокопарность актерской игры Лэзенби вкупе с множеством нововведений уничтожили все шансы ленты на успех. Исполнителя главной роли вытолкали взашей и поиск нового (или старого) Бонда начался вновь.
Никто не верил, но продюсерам удалось убедить Коннери вернуться. Точнее, сдаться на его милость, обеспечив актеру рекордный по тем временам гонорар плюс кучу всяких дополнительных бонусов. Семидесятые стартовали вместе с лентой «Бриллианты навсегда», одновременно узнаваемой (всё те же Коннери, Барри, Ширли Бэсси) и тщательно модернизированной версией бондианы. После этого актер снова покинул сериал. И опять не навсегда.
Евгений Жарков, что, для вас Джеймс Бонд - русский национальный герой?
0 Ответить
Богдан С. Петров. Я так понимаю, что вопрос не связан со статьей, ибо в ней подобного утверждения нет. Отвечаю: Для меня Джеймс Бонд - это яркий кинематографический персонаж британского кинематографа. Я удовлетворил Ваше любопытство?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Богдан С. Петров, а мы интернационалисты...
0 Ответить
ИМХО,Крэйгу надо с достоинством уйти,дабы более не опошлять образ. Последний фильм-просто редкий бред.
0 Ответить
Алекс Зю, точно. Не в традиции герой. Впрочем, для нынешней кинематогр. моды - в самый раз.
0 Ответить
Люба Мельник, Еще бы знать, что такое "традиции" и что такое "кинематографическая мода"? Для данного случая, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алекс Зю,
Привет, земляк Не согласен с тобой ни на грамм. Крэйг влил в проект новую кровь, а что касается редкого бреда, так, наверное, ты не видел других халтурных картин, например, "Человека с золотым пистолетом" с Муром или "И целого мира мало" с Броснаном. По сравнению с ними "Квант милосердия" - практически шедевр.
Оценка статьи: 5
0 Ответить