• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Лучшие кинокартины о Великой Отечественной войне? «Отряд»

Очень давно я хотел рассказать об этом фильме. Но как написать, чтобы читатель поверил, что да, «Отряд» — действительно, один из наших лучших фильмов о Великой Отечественной войне? Их ведь много, этих фильмов. И хороших, и очень хороших среди них — немало.

«Торпедоносцы», «Проверка на дорогах», «На войне, как на войне»… У каждого из нас, наверное, свой личный список таких фильмов. И убедить кого-то в том, что его выбор хуже твоего?.. Нет, неблагодарная это работа. Неблагодарная и безнадёжная.

Но попробую. Может, кто-то, прочитав, сочтет возможным откорректировать свой список и внести куда-то между «Обратной дороги нет» и «Хрониками пикирующего бомбардировщика» и этот фильм, отснятый в 1984 году на Литовской киностудии.

Уже в следующем, 85-м, на фестивале в Минске «Отряд» будет признан лучшим советским фильмом того года. Специальные призы за режиссуру фильм получит в Тбилиси, югославском Космаи и болгарском Габрово. Хотя как раз-таки в этом — ничего удивительного. Ведь снял фильм Алексей Симонов. Сын Константина Симонова.

И это, как мне кажется, — первая из предпосылок того, что «Отряд» стал если не лучшим фильмом о Той войне, то одним из лучших.

Вторая — актеры, снявшиеся в «Отряде». Кстати, для Симонова это был не только определённый риск, но и уход от уже устоявшихся канонов — когда в военном кино, особенно на главных ролях, снимаются уже опытные артисты, люди в возрасте. Однако ведь тогда, в самом начале войны, на восточных рубежах страны в бой вступали совсем молодые люди 1921-го, максимум 25-го годов рождения. Под эти возрастные категории для съемок подходила молодежь, только что закончившая разные театральные школы-студии или училища. Их ещё не знала страна, ей только предстояло это сделать. Но в них, наверное, уже верил режиссер, отдавший им главные роли в этом фильме. И они не подвели. Сыграли так, как надо. И сегодня мы знаем Александра Феклистова (сержант Константин Доронин), Сергея Гармаша (Иван Урин), Александра Песков (Юрка Окунев), Дмитрия Брусникина (Никитин), Михаила Морозова (Костя Петров) не только по именам. Но и в лицо.

Ну, а третья составляющая успеха «Отряда» — это, на мой взгляд, сам фильм.

О чем он? Если верить коротенькой аннотации, то о семерых солдатах, летом 41-го оказавшихся отрезанными от своего гарнизона и через оккупированную территорию без продовольствия и оружия отправившихся догонять части отступающей Красной Армии, и только двоим из них в финале удалось добраться до линии фронта.

Одно предложение, а за ним боль и трагедия живых людей, ждавших эту войну и, казалось бы, полностью готовых встретить её во всеоружии. А на самом деле всё пошло совсем по другому, значительно более страшному и жестокому сценарию, который писали не в наших штабах. И не нашими командирами.

Но ведь мы ждали. И были готовы…

Фильм начинается не собственно войной, а последними предвоенными неделями. Чтобы уже с первых кадров окунуть нас в атмосферу тревожного ожидания. «Тревога!» И часть в спешном порядке снимается прочесывать местность.

Мирный солнечный летний пейзаж. В траве стрекочут кузнечики. Литовские крестьяне заняты обычной работой. Им некогда отвлекаться, летний день год кормит. Поэтому, не прекращая косьбы, они кидают своё короткое «Лабас», отвечая на приветствие местного проводника, идущего в цепи прочесывающих местность солдат.

Этот мирный пейзаж — обманка. Потому что где-то рядом — враг, непрошенным гостем нарушивший государственную границу. Явно не с мирными целями. И, скорее всего, уже не первый раз. И в душном, влажном воздухе пахнет не грозой. Войной. Если не все, то очень многие понимают это.

Именно поэтому на доводы Кости Петрова, который в унисон газетным передовицам начинает рассуждать о том, что ни в коем случае не надо поддаваться на провокации (ведь с Германией заключен пакт о ненападении), герой Феклистова резонно возражает: «Если ничего не будет, зачем нас, „огневиков“, держать здесь?»

Будет. Очень скоро будет. С сильным и опасным врагом. И мы это понимаем. Когда диверсанта так и не удастся поймать, а Юрка Окунев разочарованно протянет: «Застрелился…» — а на встречное Никитинское «И правильно сделал» недоуменно поднимет брови: «Это ещё почему?» Да потому что он, диверсант, до конца исполнил свой воинский долг и был верен данной им присяге. И таких, верных и готовых идти до конца, очень много. Пока ещё по ту сторону границы, но они уже готовы её перейти. А когда перейдут, не надо надеяться на то, что они тоже рабочие и крестьяне, только в военной форме. Что они трудящиеся, которые не могут воевать против первого в мире государства рабочих и крестьян.

Наивно? Может быть. Но это мы понимаем. А для того, чтобы это поняли они и тогда, должно было пройти время. Совсем немного. Уже в июле, перед тем как получить в грудь примкнутый к винтовке Маузера плоский штык, смертельно раненый Иван Урин, глядя прямо в глаза убивающему ему немцу, спрашивает: «Рабочий? Или крестьянин?»

И мы понимаем, что спрашивает он с издёвкой, на которую имеет право. Потому что Ивану воинский Бог дал высшее счастье — умереть, зная, что перед этим враг заплатил за твою жизнь самой дорогой ценой. Своею жизнью. И не одной.

А если не дано такого счастья? Тогда что? И кто он, тот, который не смог взять с врага соответствующую плату?

И на эти вопросы отвечает Иван после того, как они наконец-то разжились отбитым с боем у немцев оружием, и ему, приложившемуся раз-второй к трофейной фляге, делает замечание Доронин:
 — Что, немца убил, так и герой?
 — Да, убил. И — герой! А что?!
 — А Юрка не убил. Он тогда — кто?!
И мгновенно сникший Иван, после небольшой паузы отвечает:
 — Юрке просто не повезло…

Скольким тогда, летом 41-го, «просто не повезло»? И они, так и не взяв с врага живой дани, легли в свою землю под небольшой утрамбованный малой саперной лопаткой холмик с затёской на рядом стоящей сосне: «Степан. Из Курска». А фамилии никто не знал. Не успели спросить. Некогда было. Не до того.

И не важно, что земля — литовская. И до этого по тебе, безоружному, стреляли с ближайшего хутора. Она всё равно — своя. Потому что, кроме тех, с хутора, есть ещё и вот этот литовец, примкнувший к отряду курсант Вильнюсского пехотного училища, который на вопрос Ивана: «Зачем тебе с нами? Шел бы домой, к своим», — отвечает: «Мой дом — Советская власть».

И потом он, этот литовец, вместе с Никитиным отсекая огнем немцев от основной группы отряда, спасающей сбитого летчика, кричит своему напарнику: «Что ты делаешь?! Приказ был „несколько очередей и — отходим“!»

Но у раненого Никитина есть выбор. Отступить и стать обузой для отряда или остаться здесь, на этой, прежде незнакомой ему лесной опушке. И он выбирает второе. Разбивает гранатой циферблат единственных на весь отряд наручных часов. Чтобы память о репрессированном отце-комбриге, которому эти часы подарил Тухачевский, осталась с ним и не досталась врагу. А граната… Он ещё успеет ею подорвать и себя, и врага вместе с собой. Но до этого, повернувшись к литовцу, спокойно ответить ему: «Отходи, если был приказ…»

Но тот, увидев разбитые часы и отложенную гранату, только и сможет, что возмущенно бросить Никитину:
«Как ты мог такое подумать?»

И они погибнут. Оба. И каждому из них тогда будет неважно — кто был рядом с ним. Русский… Литовец… Они оба были солдатами. Рядовыми бойцами Красной Армии.

Да, они погибли. И Никитин. И литовец. И Петров. И Степан из Курска…

Им не суждено было брать Кенигсберг и Берлин. Не они расписывались на Рейхстаге. Они погибли почти все. Но до конца выполнили свой воинский долг и остались верными данной ими присяге. Не стояли в стороне, когда их земля корчилась в муках и кричала от боли.

Они сделали всё, что смогли. И даже чуть-чуть больше, чем могли. Вечная им память. И известным, и безымянным…

Статья опубликована в выпуске 29.08.2010

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 24 ноября 2014 в 23:51 отредактирован 25 ноября 2014 в 00:36 Сообщить модератору

    О фильме "Отряд" я прочел в прессе еще до его выхода на экраны и ждал появления фильма на экране. Сразу посмотрел.
    Писали, что в фильме много дебютантов.
    Практически все в будущем стали известными артистами. Кто раскрывал характеры, кто в боевиках прописался. Кто же? А.Песков.)
    Настоящих дебютантов двое - Гармаш и Песков. Для других начинающих роли в "Отряде" стали первыми главными.
    Пожалуй, и у Брусникина дебют в кино. До этого он снялся в фильме-спектакле "Героини пьес Островского". Но это несколько другое кино.
    Фильм, конечно, выделяется среди военных картин.
    Смотрю я его каждый раз, как вдруг "набреду" на него, переключая каналы.

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Константин Кучер, Спасибо за такой интересный, эмоциональный рассказ. Не могу вспомнить, смотрела ли я этот фильм, поищу в интернете и если найду, посмотрю непременно.

  • Какой лучший?

    Стоит ли задаваться таким вопросом? Надо согласиться, что фильмов о войне много "хороших и разных". "Сын полка", "Два бойца","Живые и мёртвые", "Белорусский вокзал" , "Летят журавли", "Баллада о солдате" как и мн. др. до сих пор не поблекли. Почему не выделено, кто автор сценария "Отряда",что немаловажно? Сам сын К.Симонова? или кто-то ещё? К сожалению, не видел фильма, но по рассказу напоминает "Тихие зори".

    Оценка статьи: 4

    • Добрый день, Сергей.
      Вопросы могут, а вернее - должны быть разные. Это хорошо, когда они есть. Плохо, когда все, так же, как и их товарищи, - ЕДИНОГЛАСНО. Тут уж какие вопросы? Если только к тем, кто почему-то не поднял руку за "единогласно". Но с другой стороны, какие к ним вопросы? И так всё ясно. К стенке их. Несогласных врагов народа...
      Конкретно по Вашему вопросу поясняю.
      1. Сценарий фильма "Отряд" написал ныне покойный (умер 06.08.2000 г. на 66-ом году жизни) Евгений Григорьев. Известный советский сценарист, перу которого принадлежат сценарии к таким фильмам как "Горячий снег" (1972), "Романс о влюбленных"! (1974), "Иванцов, Петров, Сидоров" (1978), "Жил-был Петр" (1983), "Знак беды" (1986), "Благородный разбойник Владимир Дубровский" (1989).
      Что касается самого фильма, то это совсем другая картина, очень сильно отличающаяся от "Зорь". И по времени, и по месту действия. И по сюжету, И по составу творческой группы. Почти по всему. Общее у этих двух фильмов только одно. То что они - выдающиеся кинокартины о Великой Отечественной войне.

      • Спасибо за терпеливый ответ

        Константин Кучер, по части единогласия Вы перебрали. Именно те,кто не поднимал руку за единогласие, "делали погоду" в кино, становились призёрами фестивалей, получали награды и звания. Вы, как эрудит, можете сами выбрать наиболее подходящие примеры в подтверждение этого. К сожалению, фильмов по сценариям Е.Григорьева не смотрел. "Горячий снег" это по книге Ю.Бондарева с таким же названием?.Название "Благородный разбойник Владимир Дубровский" не нравится как попытка приобщиться "к почётнейшим ликам".

        Оценка статьи: 4

        • Нет, Сергей, не перебрал. Просто ответил на Ваш вопрос по поводу того, а "стоит ли". Стоит. Очень даже стоит задавать вопросы. Самые разные.
          Да, сценарий "Горячего снега" написан по произведению Юрия Бондарева. А "Знака беды" - по одноименной повести Василя Быкова.
          "Романс о влюблённых" - фильм Андрея Кончаловского. Получил Хрустальный глобус на МКФ в Карловых Варах (1974).
          В фильме "Иванцов, Петров, Сидоров" роль Иванцова сыграл Александр Галибин, Петрова - Леонид Филатов, Сидорова - Михаил Глузский. Музыку к этой кинокартине написал Алексей Рыбников.

          • Вот я и задаю

            Константин Кучер, только, не какой фильм лучше, а сквозь какие дебри бюрократии пришлось продраться создателям этих лучших фильмов, какие мытарства они поимели? Вы же более в курсе и вполне можете ответить. Только назову. "Сорок первый", "Место встречи изменить нельзя", фильмы Леонида Быкова (тоже о войне). История создания фильма не менее драматична и занимательна,чем сам фильм.

            Оценка статьи: 4

            • Сергей, у меня был свой вопрос. Я его задал и постарался на него ответить. Теперь, как понимаю, очередь - за Вами.
              Удачи. И всего самого доброго. С уважением...

              • Здесь много любителей

                Константин Кучер, и знатоков кино. Обо всех мытарствах я читал мельком и не могу системно изложить. Это спецтема-обзор для целой статьи, что мне не по силам. М/б, кто-то вдохновится другой, было бы интересно в другой подаче.

                Оценка статьи: 4

                • Тогда - спасибо за подсказку. Можно будет подумать в этом направлении. Но, насколько я знаю, у "Отряда" особых трудностей со съемками не было. С прокатом ему не очень везет. Алексей Симонов нынче президент Фонда защиты гласности (одно время был членом Третейского суда по информационным спорам), а такие организации нашим официально-государственным органам - как красная тряпка...

                  • оч хорошо!

                    Константин Кучер, Вы меня вдохновляете и на другие подвиги. М/б, я организуюсь Вам в личку,как в жилетку, рассказать непоставленный фильм по моему сценарию. Если Вы не против, конечно, но скоро не обещаю.

                    Оценка статьи: 4

                    • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 25 ноября 2014 в 00:51 отредактирован 25 ноября 2014 в 13:31 Сообщить модератору

                      Сергей Дмитриев, мне пришло письмо из ШЗ с вашим ответом мне: "Игорь Ник Исетский , хороший фильм о войне "Сын полка".
                      Но здесь нет того комментария почему-то.
                      О каком "Сыне полка" речь? Снято два фильма с таким названием.
                      А "Отряд" это, получается, плохой фильм?
                      Каждый имеет свои предпочтения. Вам нравится "Сын полка", но "Отряд" вы не смотрели, как я понимаю?
                      Рекомендую.

                      Оценка статьи: 5

                      • Игорь Ник Исетский , "Отряд" не смотрел и вряд ли увижу. Тот "Сын полка" был снят после войны. О другом не слышал. Тогда же шёл фильм "Радуга".

                        Оценка статьи: 4

                        • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 25 ноября 2014 в 11:13 отредактирован 25 ноября 2014 в 13:32 Сообщить модератору

                          Сергей Дмитриев, оба сняты после войны. Вроде, оба и смотрел. Помню, что про Ваню Солнцева. Это для детей предназначалось. "Союздетфильм" снял первый (1946).
                          Пересматривать не стану.
                          Есть несколько однотипных фильмов: принят в полк - участвовал в задании - награжден - отослан к своим во время боя - определен в суворовское училище.
                          Наиболее понравился "Иваново детство" Тарковского. Тот в СУ не попал. Погиб в разведке.
                          Но не по этой причине понравился, конечно.

                          Оценка статьи: 5

                          • Игорь Ник Исетский, спасибо. Тарковсого смотрел мало, смутно помню, что не нравился притязаниями на значительность.

                            Оценка статьи: 4

                            • Сергей Дмитриев, "Иваново детство" интересный фильм о войне. Абсолютно без претензий на элитность с ее условностями и пр. Видимо, единственный фильм такого рода в творчестве Андрея Тарковского.
                              Снято по произведению В.Богомолова "Иван", автора известнейшей книги "В августе 44-го..."
                              В.Богомолов является одним из авторов сценария фильма "Иваново детство". И к фильму у него, судя по всему, претензий нет.
                              Как известно, совсем другая история с экранизацией книги "В августе 44-го...". Первый фильм снимался в 1975 г. Тогда Богомолову не понравилась трактовка режиссера. Фильм не завершили.
                              Следующая экранизация по этой же книге в 2001 г. В.Богомолову тоже не понравилась. Фильм вышел в прокат, но имя автора сценария - В. Богомолова - по его настоянию из титров убрали.

                              Оценка статьи: 5