Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах — их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.
В Кейт Буш, как в «человеке эпохи Возрождения» слилось необычайное множество талантов. Она сама писала и исполняла песни, непосредственно участвовала в их записи, производстве клипов и постановке своих выступлений, неординарно танцевала. Она постоянно балансировала на грани экспериментальной и популярной музыки, работала без оглядки на коммерческий успех и, тем не менее, была коммерчески успешной. Она могла себе позволить отказаться от «хлеба» поп-музыкантов — концертных выступлений — чтобы сосредоточиться исключительно на студийной работе. А могла позволить вообще исчезнуть из глаз общественности на 12 лет, чтобы посвятить время воспитанию сына.
И самое главное — она всегда оставалась настоящей Женщиной — и в жизни, и в творчестве — при этом совершенно не бравируя сексуальностью, и не опасаясь выглядеть, когда нужно, странной или смешной. Неудивительно, что перед ней уважительно расшаркивались такие разные исполнители, как авангардистка Бйорк, панк Джонни Роттен, симфо-металлисты из Within Temptation или альтернативщики из Placebo.
Кейт Буш родилась в Великобритании 30 июля 1958 г. в очень музыкальной и начитанной семье. Не успела маленькая Кетти освоить рояль, как к 11 годам уже сочинила первую песню. К 14 годам песен накопилось уже на целую кассету, которая через третьи руки оказалась у самого Дэвида Гилмора из PINK FLOYD. Он как раз искал новые таланты и, когда услышал, сколь глубокие и интересные песни пишет эта маленькая вундеркиндерша, тотчас помог ей сделать нормальную демо-запись и протежировал компании EMI. В компании юное дарование оценили, подписали контракт, но посоветовали девочке немного подрасти и набраться опыта.
И вот через два года 19-летняя Кейт ступила в студию для записи первого альбома. Выпуску альбома предшествовал выход сингла «Wuthering Heights» («Грозовой перевал»), который имел непосредственное отношение к одноименному роману Э. Бронте — точнее к телепостановке, которую Кейт увидела еще в детстве. Девочку впечатлила сцена, когда призрак героини является своему возлюбленному, а особенно то, что героиня оказалась ее тезкой.
«…Хитклифф, это же я, Кэти, я вернулась домой
Мне так холодно, впусти же меня через своё окно…»
Вдогонку был выпущен клип, где пение сопровождалось необычной хореографией, впоследствии ставшей визитной карточкой певицы.
Сингл не просто «выстрелил», но и попал в самое «яблочко» — в 1978 году он возглавил британский хит-парад. В одночасье юная девушка стала настоящей сенсацией и первой женщиной, которая сама сочинила и исполнила хит № 1.
Дальше начался шоу-бизнес. Из оставшихся песен в том же году был на скорую руку записан второй альбом, а в 1979 году Кейт Буш отправилась в свое первое и последнее турне. Выступления были превосходны и больше напоминали театральные представления с танцами и переодеваниями. Но тур так измотал певицу, что она решила навсегда завязать с концертами и заняться исключительно творчеством.
Кроме того, Буш всегда сожалела, что первые два альбома записывались чересчур быстро и у нее не было возможности поэкспериментировать. Эта возможность в полной мере проявилась на третьем — самом известном среди советских меломанов — альбоме «Never for ever» (1980). Наверное, кое-кто из вас помнит болгарскую пластинку, на обложке которой множество разных тварей вылетало прямо… из-под подола певицы.
Помню, в какой восторг привел меня голос Кейт — экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Музыка была под стать — очень разнообразная и изысканная.
Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая — греющая наши души уже одним своим названием — «Babooshka» («Бабушка» — именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «…это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке».
Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки — Бабушки…
Вторая популярная песня — баллада «Army Dreamers» («Солдаты-мечтатели») тоже вводила не знающих текст слушателей в заблуждение, как своим названием, так и красивой мелодией. Однако название содержало в себе не романтику, а горький сарказм — ведь песня исполнялась от лица матери, сын которой погиб на военных маневрах. А щелчки, звучащие в песне — звуки ружейного затвора.
«Кем бы он стал? Может быть, рок-звездой.
Но не смог скопить он даже на гитару!
Кем бы он стал? Может быть, и адвокатом.
Но он даже толком не закончил школу!
Кем бы он стал? Может, стал бы папой.
Но не прожил он, увы, и двадцати лет!
Жизнь отдал
Горе-воин
О, как мечтал он
Стать героем».
(авторы перевода — Евгений Матусов и Ирина Пеньшина)
Завершала альбом песня «Breathing» («Дыхание») — мрачная эпическая вещь, с характерной для тех времен темой страха перед ядерной войной. Впрочем, сама тема решалась оригинально — песня исполнялась от лица плода, находящегося в утробе матери, который чувствует, что происходит за пределами матки и боится родиться в мире, отравленном ядерными осадками. Это прекрасно проиллюстрировано в клипе, где певица сидит в эдакой прозрачной матке и, толкая ее руками, умоляет мать дышать.
Альбом, в котором Кейт Буш наконец-то начала гнуть свою линию, занял 1-е место и убедил певицу идти дальше по пути эксперимента.
Следующий альбом «The Dreaming» (1982) вышел уже совершенно отвязным и необычным. Жесткая ритмика, необычные аранжировки, просто сумасшедшее истеричное пение. Для одной из песен Кейт Буш даже пришлось поглощать молоко с шоколадом, чтобы добиться для передачи волнения необходимой слизи в горле.
На мой вкус, «The Dreaming» получился одним из лучших альбомов певицы. Но к моменту его выхода благосклонность критики изменилась. Альбом назвали «коммерческим бедствием», упрекали Кейт Буш в сложности и даже подражании Питеру Гэбриэлю.
Они оказались правы лишь в одном — синглы с альбома (самый эффективный источник дохода) большого успеха не имели, хотя сам альбом занял 3-е место.
Следующего альбома слушателям пришлось ждать три года. Но о нем в следующий раз.
читать дальше →
0 Ответить
Сергей Курий,
Кейт Буш была не первой автором-исполнителем, добившейся популярности. Была американка Сюзи Кватро (Suzi Quatro), которая в начале 70-х в Европе была более популярна, чем в Штатах, тк IMHO звучала более по-европейски и несколько её хитов дошли до самых высоких мест в хит-парадах. Заметной была певица из Англии Линси де Пол (Lynsey de Paul) с её хитом 1972г Sugar Me. Можно вспомнить также американку Мелани Сафка (или просто Мелани) с хитом 1970г Look What They've Done To My Song Ma.
0 Ответить
Олег Чернозёмов,
Несколько вопросов.
Хит-парадов где?
Были ли вышеуказанные девушки авторами своих композиций?
Речь про это.
0 Ответить
Сергей Курий,
естественно, указанные девушки были авторами своих композиций, как и Кейт Буш. Иначе список был бы гораздо шире (например, Шер, Далида или Бонни Тайлер)
Сюзи Кватро: 1973г 1 место в Singles Chart Великобритании и Австралии с композицией Can The Can. 1973г. 3 место в Великобритании, 1 в Австралии с композицией 48 Crash. 1974г - 1 место с композицией Devil Gate Drive.
0 Ответить
естественно, указанные девушки были авторами своих композиций
Да вот не были.
Оба вышеуказанных хита Сьюзи Кватро написаны Ником Чином и Майком Чапменом. Эти ребята еще и СМОКАМ писали, и СВИТУ.
Шер сначала писал ее муженек Сонни, а затем другие музчины.
У Бонни Тайлер такая же фигня.
Речь шла о девушке, которая САМА НАПИСАЛА и исполнила британский хит №1.
0 Ответить
Пять!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Бринев,
Спасибо!
0 Ответить
А я люблю её! Куда больше, чем Эниа!
Эниа я слушала года два, а Кати слушаю часто!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
Если честно, Эниа мне всегда казалось скучноватой, хотя голос конечно волшебный. А вот барышню уровня Кати Буш я до сих пор не слышал (даже Бйорк не так интересна). Странно, что в СССР-СНГ она до сих пор малоизвестна.
0 Ответить
Сергей Курий, интересный голос у Аланис Морисет, но она не использует его так виртуозно, как Кати.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, я где-то читал (не помню уже где), что у Кейт Буш голосок не от Бога; пела очень сначала плоховато, но потом научилась. Впрочем наши поп-дивы никак научится не могут и им это не мешает.
0 Ответить
Ксения Печий,
Че-то как-то Аланис меня не тронула, хотя помню ее успех в 1997 году (я как раз на радио работал).
Вообще из интересных девиц в поп-музыке могу отметить - панкушку Патти Смит, Бйорк Гудмундсдоттир, Сьюзанн Вегу и Долорес О'Риордан (из CRANBERRIES). Остальные - нравятся местами
0 Ответить
Сергей Курий, я консервативнее. Мне Анни Леннокс нравится. Анастейша местами и моментами. И есть брюнетка, клипы у неё готичные...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я консервативнее. Мне Анни Леннокс нравится. Анастейша местами и моментами.
Да и перечисленные мною - это дамы 1980-90-х. Могу GARBAGE еще вспомнить - но там девица только поет.
Вот чего не люблю - так это воя в стиле соул (характерный пример - Селин Дион) и тряски ар-н-би. Не трогае никаким местом.
0 Ответить
Сергей Курий, и я почему-то Селин Дион на дух не перевариваю!
Ещё один голос вспомнила, мне приятный, но там и харизма певицы добавлена -- Гвен Стефани.
Оценка статьи: 5
1 Ответить