Галя Константинова Грандмастер

Русские головные уборы: какими они были? Женщины

На голове у нас до сих пор шапка. Или шляп (к)а, или берет, или еще немногие варианты, совсем мало. Еще чаще, в городах, даже зимой — ничего. С непокрытой головой ходим, простоволосые.

А ведь головной убор — всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин — еще и семейное.

«Не рада баба повою, рада б покою»

В деревнях до замужества девицы заплетали волосы в одну косу (это относилось к центральным районам России, украинские девушки могли заплетать и две косы). Как в песне: «Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двухполтинная». После венца — чаще всего уже в обязательном порядке требовались две косы и головной убор. Простоволосой ходить было просто недопустимо. А распущенные волосы и вовсе могли себе позволить только русалки да ведьмы…

Кика, кичка, кокошник, сорока, чепчик, волосник, убрус, ширинка — как разобраться в головных уборах замужних женщин?

Древнейший славянский женский головной убор — намётки, или намитки. Распространен был повсеместно до западных границ. Способы повязки этого платка, правда, были везде разные. Но часто — и не только у восточнославянских народов встречается «рогатость». Многие исследователи относят эту манеру к древнейшим оберегам или считают символом плодородия. Так что двурогие и однорогие головные уборы (а то и «о пяти рогах») — самые обычные на протяжении веков.

А цыганочка-то пляшет,
В барабанчики-то бьет,
Голубой ширинкой машет,
Заливается-поет
.
(А. Пушкин)

Ширинка (полотенце, или намётка) носилась, в основном, в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка — это полоса холста (отрезанная по ширине — отсюда название), маленький платок, часто вышитый.

И скажи: «Ведь для поимки
надо, царь, мне две ширинки,
шитый золотом шатёр,
да обеденный прибор
«…
(П. П. Ершов).

Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба.

Еще один древнейший вид убора — обруч. Обруч (кибалка, рожки) — из древесной коры (орех, дуб) в виде круга, обшитый сверху тканью и украшенный бисером. Обруч родился из перевязи. Перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха, налобень, венок) — из полоски ткани, парчи, позумента с завязками на концах, делалась с целью «не засветить волосы».

В дальнейшем женский головной убор усложнялся. Повойник, повой — он же шлык, чепчик, волосник, очипок — это только основание головных уборов замужних женщин. Небольшая простеганная шапочка, на которую повивают платок (полотенце, повязка, фата, плат, ширинка). «Грех покрыт (платком, кикой, повоем)» — есть поговорка у Даля.

Кика (или кичка) — будничный, но нарядный высокий головной убор, состоял из тульи в виде обруча, кверху расширялся. Спереди к кикам привешивались поднизи — жемчуг, бисер, бахрома. Близ ушей — рясы или рясны: длинные нити жемчуга с золотыми фигурками. Сзади мог быть бархат или мех. Сверху кики находилась сорока — чехол из расшитой ткани, с драгоценными камнями или жемчугом. Вдовы носили белые сороки. Считается, что сорока была предшественницей кокошника. Кстати, и в том, и в другом слове — образы птиц. И в мотивах вышивки также часто встречаются изображения птиц. Сороку на кичке носили только в центральных и южных районах Российской империи. О кичке (и шушуне) весьма образно выразился А. Пушкин:

В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой.

(А. Пушкин. «Всеволожскому)

Кички были разные по форме: рогатые (особенно в период «раннего замужества»), копытообразные, котелкообразные, лопатообразные (после рождения детей). Особое распространение получили в южных областях России. «Чело кичное» впервые упоминается в документах XIV века, но вот цитирую из Википедии очень неожиданное:

«В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов».

Еще один интересный факт. Многие помнят старинное выражение, доставшееся нам от волжских разбойников — «Сарынь на кичку!». Здесь сарынь — толпа, а кичка — возвышенная часть на носу корабля (то есть расступись и сдавайся!). Возможно, это неслучайно — ведь имеется в виду возвышение. Интересно, что и слово «кокошник» есть и в словарях архитектурных терминов — это древний декоративный элемент в венчающих частях зданий (в том числе — церквей).

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой  (в однорогом кокошнике)

Кокошник стал символом русского национального головного убора. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Вот кокошник носили и девицы, и замужние.

Константин Маковский. «Боярышня у окна» (как видим, речь идет именно о девушке)

Мнение это иногда оспаривается, в качестве аргумента приводятся девичьи заговоры о замужестве:

«Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком

Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) — особое украшение к кокошнику или к сороке.

Иван Петрович Аргунов, Портрет неизвестной в русском костюме, 1784.

Скорее всего, в разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати — так отдавали дань традиции.

Императрица Александра Федоровна в кокошнике. Крюгер

Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.

Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

Василий Суриков. Девушка.

Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам.

В городах женщины могли носить и шапки в холодное время года. По свидетельству известного путешественника Олеария:

«На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки» (Адам Олеарий. «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»).

Фасоны этих шапок были разные в различных областях.

Платки и шапки — это то, что сохранилось в нашем гардеробе из прошлого на сегодняшний день. Можно сказать, что женские головные уборы изменились. А вот в отношении мужских головных уборов так категорично сказать нельзя…

Обновлено 16.06.2018
Статья размещена на сайте 15.11.2010

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • АННА КРАЕВСКАЯ Читатель 9 декабря 2010 в 07:42 отредактирован 25 мая 2018 в 05:46

    У Нестерова девушка не в кокошнике! Это девичий головной убор, бытовавший на Русском Севере - ПЕРЕВЯЗКА! В блоге у KYKLODEL большой материал собран на эту тему!

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 декабря 2010 в 11:16 отредактирован 9 декабря 2010 в 11:16

      АННА КРАЕВСКАЯ, не нужно кричать прописными буквами и восклицательными знаками.
      Во-первых, картина Нестерова имеет такое название. Во-вторых, картины подобраны тенденциозно (непонятно иногда, чем коруны отличаются от перевязок). В-третьих, головные уборы на них часто стилизованы, девичьи надеты на женщин и т.п. В-четвертых, иногда перевязку от кокошника можно отличить, только если они одного времени, в принципе у них много общего в конструкции. Вот эту картину Сурикова "Девушка" Куклодел отнесла к цилиндрическим кокошникам, а что на самом деле надето на девушке? Кокошник, потому что в 1906 году перевязки уже не носили. Как не носили их и в 1885 году, но М. Нестеров мог изобразить на своей жене в роли девушки любой архаичный убор.

      • АННА КРАЕВСКАЯ Читатель 9 декабря 2010 в 11:23 отредактирован 9 декабря 2010 в 11:24

        Марианна Власова, обратила внимание выделением лишь по той причине, что перевязка отнесена к кокошнику. Скорее всего, просто неудачно подобрана иллюстрация.

        А перевязки носили и 1885 году, и в 1906. Достаточно лишь открыть книгу Л.Кислухи "Костюм русского севера из собрания Архангельского музея". Там документально засвидетельствовано на фотографиях ношение перевязки.

        А художник волен давать любое название своему призведению. Но если уж Вы взялись освящать сей вопрос, будьте компетентны.

  • А еще у А.Г. Венецианова много женщин в головных уборах. Ну, например (только лишь пример - много ведь в самом деле):

    Оценка статьи: 5

  • Воспоминания из детства: тверская бабушка, когда я выскакивала на улицу, вслед всегда кричала: "Валя-Валя, шалинку-то повяжи, куда ж простоволосая понеслась"!

    Оценка статьи: 5