• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Почему рок борется с попсой?

Борьба рок-музыки и попсы — явление для нас настолько привычное, что мало кто задумывается о совершенной терминологической бессмыслице этого противостояния. Особенно резко эта бессмыслица проявляется в вопросе: «А ты что больше любишь — рок или попсу?» Пока речь идет о противопоставлении, допустим, группы АУКЦЫОН и Кати Лель, или KING CRIMSON и MODERN TALKING — всем все понятно. Ну, а если сравнивать БРАВО и ЛЮБЭ, или BON JOVI и PET SHOP BOYS?

Не мешало бы отметить и то, что особенно яростно и активно с попсой воюют именно рокеры, а не барды или джазмены. При этом сама попса почему-то с рок-музыкой совершенно не воюет, напротив, нередко можно услышать довольно уважительное отношение к року со стороны самых отъявленных попсовиков.

Истоки противостояния опять-таки лежат в особенном пути советского рок-н-ролла. Вспомним, что в 1980-х годах особенностью рок-музыки было именно неприятие официозной «замшелой» советской эстрады, оторвавшейся от чаяний и потребностей молодежи. Вспомните, что и Владимир Кузьмин с ДИНАМИКОМ, и Юрий Лоза с ПРИМУСОМ безо всяких сомнений относились слушателями к рокерам. Однако постепенно, благодаря МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМУ и др., возникла традиция интеллектуальной, идейной рок-музыки. С началом перестройки именно идейная, социально-бунтарская прослойка рокеров оказалась самой востребованной, а развлекательный момент отошел на второй план. Казалось, что именно рок-музыке суждено быть авангардом современного высокого и искреннего искусства.

Тем не менее, когда интерес к идейным призывам спал, родился феномен ЛАСКОВОГО МАЯ — примитивнейшей развлекательной группы, которая с легкостью гаммельнского крысолова увела от рокеров огромную массу молодежи. Разочарование тех, кто вкладывал в свой «мэсседж» всю душу и уже заболел идеями «мессианства», родило вполне понятное озлобление. И если на Западе этот процесс происходил постепенно (революционность рок-групп конца 1960-х иссякла, и они просто полностью замкнулись в рамках шоу-бизнеса), то у нас рок-музыка просто осталась не у дел. Те, кто не успел выплыть на волне перестройки и как-то «укорениться» в новорусском шоу-бизнесе, просто исчезли из поля зрения СМИ. Клоны ЛАСКОВОГО МАЯ надолго заполонили радио- и телеэфир. Музыкальные критики в стиле Ницше объявили, что «Рок умер!», ввиду его ненужности (как в анекдоте — «революция свершилась, а сейчас будет дискотека»). Выжившие рок-корифеи в ответ яростно заявили, что со смертью рок-музыки умрет и «высокое искреннее искусство».

Что и говорить, в данном контексте ситуации война определённой ветви отечественной рок-музыки с низкопробным безыдейным ширпотребом вполне понятна. Но каково же было удивление «рок-старичков» во главе с Юрием Шевчуком, когда во второй половине 1990-х рок-музыка внезапно «воскресла»! Однако, какой же чуждой показалась она бывшим борцам за «рок-идею». «Это подделка, суррогат, маньеризм, это та же попса, только в рок-упаковке» — надрывался в интервью Шевчук — лидер ДДТ и главный борец с попсой.

Ан нет, уважаемый Юрий Юлианович, это и есть обычная рок-музыка, только целиком вписанная в рамки шоу-бизнеса. Ну, чем песни рок-группы КОРОЛЬ и ШУТ идейнее и высококультурнее поп-групп ТАТУ и ДИСКОТЕКА АВАРИЯ? Чем тексты Земфиры Рамазановой примитивнее текстов Виктора Цоя? Чем патетические опусы «металлистов» из АРИИ лучше патетических «Офицеров» Газманова? Целевые аудитории — да, разные, но это — особенности жанра, а отнюдь не уровня произведения.

Жанр, стиль — категории эстетические, связанные с определенным набором средств и методов выражения творческой идеи, следующие определенным традициям. Безусловно, одним людям приятен звук симфонического оркестра, другим — «визг» фуззовой электрогитары, третьим — электронные звуки синтезатора. Кого-то берет «за душу» блюзовый «квадрат», кого-то — определенный ритм, кого-то — классические гармонии из трех аккордов. Кому-то ближе ясная классическая поэзия, кому-то — «завернутые» бессмысленные метафоры, кому-то — просто выкрики вроде «Хали-гали-е!».

Все это, безусловно, играет важнейшую роль в восприятии песни, но сами средства выражения — не гарантия качества. Как предпочтение блондинок брюнеткам или полных женщин худощавым не гарантирует счастливую супружескую жизнь с полненькой блондинкой, хотя и удовлетворяет значительную часть эстетической потребности. Ведь встречают все же по одежке… Однако чем больше люди ограничивают себя рамками одного стиля или жанра, тем меньше они способны к восприятию (а следовательно и созданию) нового. По сути, это сознательное обеднение внутреннего мира и чувств. С другой стороны — отсутствие у человека стойких эстетических критериев и предпочтений также пагубно, ибо свидетельствует об эстетической «беспринципности» и отсутствии индивидуальности.

Просто нельзя путать «теплое с мягким». Выражение «рок против попсы» так же бессмысленно, как выражение «Авторы детективов против Марининой», или «Импрессионисты против мазни». То есть, жанровое понятие противопоставляется понятию творческому. Принадлежность музыки к жанру рок, рэп или джаз отнюдь не гарантирует ни искренности, ни творческого новаторства, ни высокого качества. Виртуоз-скрипач не лучше виртуоза-барабанщика, а джазмен не хуже исполнителя народных песен, если они все люди творчески талантливые.

Когда говорят: «Вот этот работник — халтурщик», это не означает, что он сантехник, художник или пекарь. Это означает, что работу свою он делает спустя рукава, не вкладывая в нее ни ума, ни сердца («Зачем лучше, когда и так сгодится»). Хотя под «халтурой» каждый может понимать свое. Для кого-то попса — РУКИ ВВЕРХ, для кого-то — КИНО, для кого-то — RAMMSTEIN, а для кого-то, может, и Штраус.

Вот почему мы так долго в предыдущей статье мурыжили вопрос: «Что такое попса?» И принятое нами определение не претендует на окончательную истинность. Ибо в частном порядке применение термина «попса» зависит от личного вкуса и уровня того, кто его использует, от контекста, в котором он используется. В бытовом употреблении термин уже давно вышел за рамки музыкальной рок-субкультуры и теперь употребляется фактически во всех сферах искусства, а иногда и жизни.

Статья опубликована в выпуске 17.12.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хочу добавить, что ранее рок отличался от попсы тем, что Попсовики выходили и пели свои песни под минидиск, когда рок музыканты - были всегда живые. Сейчас же ситуация изменилась - и теперь если ты занимаешься музыкой, будь добр делай это полностью. Лично для меня еще пол года назад было настоящее удивление, когда я узнала, что в той же группе Серебро есть полный набор музыкантов с барабанщиком, клавишником и т.д. Значит возможно все уже не так плохо как раньше.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, Ну какая же умная и интересная статья! Очень понравилась !
    Принадлежность музыки к жанру рок, рэп или джаз отнюдь не гарантирует ни искренности, ни творческого новаторства, ни высокого качества. Когда говорят: «Вот этот работник – халтурщик», это не означает, что он сантехник, художник или пекарь. Это означает, что работу свою он делает спустя рукава, не вкладывая в нее ни ума, ни сердца
    Вот именно. От этих халтурщиков уже житья нет!

    Оценка статьи: 5

  • А ещё говорят, что рок - это музыка дьявола! Да в этом клипе половина смертных грехов! Кстати почему-то сложился стереотип, что все рокеры - наркоманы, но реальность доказывает, что среди представителей других музыкальных направлений наркоманов столько же, если не больше!

    Оценка статьи: 5

    • Иван Подгорный,

      Да песня группы СЕРЕБРО - вообще "по ту сторону добра и зла".
      А наркотики и рок были исторически связаны из-за психоделической эры второй половины 1960-х, когда всякое ЛСД считалось дверью в новый мир. Потом выяснилось, что даром ничего не дается и часть экспериментаторов с подсознанием так и осталось "за дверью".

  • Большое спасибо за статью! Мне, как начинающему музыканту, было очень интересно прочесть её. Честно говоря, даже не подозревал откуда взялась ТАКАЯ ненависть у рокеров к попсавикам! Зато теперь, благодаря статье узнал много нового. Да, "Ранетки" по моему на рокеров мягко говоря не тянут. Да и вообще, я не понимаю - какая разница какую музыку кто играет - по моему главное, чтобы смысл хоть какой то был в песне, а не просто "тынц-тынц-тынц"!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, мне нравится ваш подход)
    иногда я называю что-то попсой в хорошем смысле: то есть грамотно, качественно, в своем стиле и (самое главное!) сразу цепляет, не может не зацепить, просто обязано быть популярным! В таком смысле я многие роковые вещи попсой называю. Но при этом, чтобы не было путаницы, добавляю какой-нибудь эпитет, например: "Отличная попсовая песня!")))...
    ....
    А еще мне вспомнилось объяснение своего отца по поводу, что такое "рок" (отец далеко не музыкант и даже не особый ценитель): "рок - это там, где электрогитары"))) часто это объяснение срабатывает))) вот "ранетки" искренне называют себя роком, ведь они играют бж-бж-бж))

    • Александра Сергиенко,

      Ну, я тоже говорю "Добротная попса" - это когда мне кажется, что композитор явно сидит в рамках шоу-бизнеса, но свой товар старается сделать качественно.

      А рок - это просто стиль. На Западе никто его мощным идейным искусством не считает.

  • Сергей Курий, ну а по мне глубоко "фиолетово", к чему сами себя относят те или иные представители музыкантов. Мне нравится то, что мне нравится. 80-е - почти всё (сам "оттуда" - моя молодость прошла в 80-х). А современного очень мало. "МВ", "Воскресенье", "Нау...", "Любэ" ну и т.д. Не понимаю искренне своих детей (т.н."альтернатива"), правда, мои родители тоже бурчали, услышав музыку "АВВА" или ещё кого. Я же посмеиваюсь со своих детей - что Вы скажете про музыку лет через 15-20!
    Всем удачи!

    • Александр Яковенко,

      Мне нравится то, что мне нравится.

      Ну это и так понятно. Просто отдельные персонажи любят всё анализировать. Вот и я из таких.
      Правда, когда объявляю о своих вкусах, многие офигивают. А я говорю - есть разные плоскости относительности. Можно и не любить, но уважать (кстати, так отношусь к АББЕ), а можно любить, но понимать, что для мировой культуры это лишь мелкий всплеск. Можно отдельно обсуждать качество аранжировки и исполнения, мелодическое богатство. То есть, всё зависит от места, времени, контекста.
      И какую статью не напиши на подобную тему, она всё равно будет ограниченной и по разному понятой.

  • Сергей Курий, вот и весь расклад, спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, так то оно так. Только в отдельных местах Вы сбиваетесь с Вашего же определения "попса", смешивая её с качественной поп-музыкой. Скажем, "Офицеров" Газманова попсой вряд ли кто назовет.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин,

      "Офицеров" Газманова попсой вряд ли кто назовет

      Я назову легко. Трудно найти более конъюнктурно чуткого персонажа поп-сцены. То "Есаул-есаул", то "Сделан в СССР"... Ни при какой власти не пропадет.
      "Офицеры" (никого не хочу обидеть) вызывают у меня особенную эстетическую оскому. Лучше уж "Как упоительны в России вечера" слушать - там хоть пошлость доведена до шедевральности.

      • Сергей Курий, дак я ж не про самого Газманова, как такового. Но вот с "Офицерами" он, по-моему, угадал. А вот "Сделан в СССР" вообще из под Шевчука выполз
        Вообще, кроме прочего, между качественной-некачественной песенной музыкой есть существенная разница по текстам. Меня в этом смысле, порой, удивляет превозношении заслуг композиторов (в финансовом плане, кстати, тоже). Я вот не вижу, например, второго всплеска Вячеслава Добрынина без Симона Осиашвили.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин,

          Сделан в СССР" вообще из под Шевчука выполз

          Здесь всё немного сложней. У меня, кстати, есть проект "РОк-песни: толкование" - там всякие комментарии и история песен.

          Процитирую оттуда сам себя:
          читать дальше →



          А стимул к написанию песни "Сделан в СССР" по-моему ясен - в то время при Путине начали потихоньку говорить, что мол в СССР не всё было плохо, была могучая держава, есть чем гордиться. Вот и забыл Газманов про "подъесаулов" и накатал этакий кокетливый панегирик.
          А "Офицеры" если мне не изменяет память, появились во время Чеченской войны и невиданного успеха группы ЛЮБЭ с песней "Комбат". Патриотизм оказался востребован - и на тебе "Кто карьеры не делал от солдатских кровей" (прекрасный оборот).

          между качественной-некачественной песенной музыкой есть существенная разница по текстам

          Да, есть. Но по моему личному мнению заслуга композитора значительней. Вот, слушая попсу, многие даже НЕ ВДУМЫВАЮТСЯ в особенности текста. А потом им укажешь - сами удивляются. Хорошая или хотя бы запоминающаяся мелодия может скрасить недостатки текста, а наоборот случается редко. Вот есть такая песня "Над землей летели лебеди". Текст сам по себе - пошлятина неописуемая, но красивая мелодия придавала этой тупизне некое очарование. И наоборот - у Гребенщикова есть песня "Юрьев День". Текст отличный, а музыка скучная, аж скулы сводит. Примеров масса.

          Я вот не вижу, например, второго всплеска Вячеслава Добрынина без Симона Осиашвили.

          Вот "Синий туман" и "Казино" по-моему не Ошанина. А какой популярностью пользовались.

          • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 18 декабря 2010 в 20:23 отредактирован 18 декабря 2010 в 20:24 Сообщить модератору

            Сергей Курий, ясно, что всякий, уважающий себя, музыкальный критик считает свое мнение основополагающим. Посему я с Вами спорить не буду, тем более, что я не критик вовсе.
            Ориентируюсь на свои ощущения. Когда я слушал "Сделан в СССР", то сразу вспомнил, как мы для КВН сделали весёлую песню из "Мгновений" Таривердиева. Наши музыканты кричали: нельзя, не получится! А я не знал, что нельзя. Написал нужный нам текст, убыстрили, подстучали и всё получилось!
            Вы там, Сергей, Ошанина почему-то вспомнили? "Очепятка" видимо?
            По "Синему туману" и "Казино" согласен. Но начало было-таки с Симоном! Они с Добрыниным в то время тогдашнюю жену Осиашвили, Светлану Лазареву, на свет божий извлекли.
            И еще. Коль уж Ваша статья о противостоянии рока и попсы, такое наблюдение: сравните Gary Moore "Still Got The Blues" и "На тот большак" Марка Фрадкина. Особенно в исполнении Пугачевой. При условии, что "Большак" был создан в далеком 1960 году.

            Оценка статьи: 5

            • Валерий Сатокин,
              Да я не считаю свое мнение основополагающим. Понятие "попса" не научный термин, тут много субъективного. Типа "Кому и кобыла невеста".
              С Ошаниным - опечатка действительно.
              А по поводу "Большака" - это интересно. Не обращал внимания. Пригодится для моей коллекции плагиатов. Спасибо!

  • благодарю за интересное разъяснение

    Оценка статьи: 5