Лирики воспевают, циники критикуют, религиозные фанатики осуждают. Но никто не остается равнодушным. Особенно близка эта тематика ученым (как псевдо-, так и настоящим) и писателям-фантастам. Первые пытаются докопаться до истины, вторые эту истину разукрашивают фантазиями и домыслами. Как, например, известный советский писатель Юрий Томин, создавший в конце семидесятых — начале восьмидесятых дилогию «Карусели над городом» и «А, Б, В, Г, Д и другие». Он же выступил автором оригинального сценария к вольной экранизации первой книги, которая вышла в 1986 году под названием «Летние впечатления о планете Z».
…В средней школе города Кулеминска кое-что произошло. Прямо посреди феерического выступления местной школьной рок-группы «Астронавты» и плачевных для местной электростанции опытов, проводимых в школьном подвале учителем физики Алексеем Павловичем Мухиным и его любимым учеником Борей Куликовым. На планету Земля прибыл представитель внеземной цивилизации.
Вопреки устоявшимся представлениям землян о пришельцах, инопланетянин вовсе не зелен и большеголов. Выглядит он, как обычный младенец трехмесячного возраста. За тем лишь исключением, что в столь позднее время малыши уже спят и уж точно не повторяют слово в слово реплики взрослых. Прибытие гостя из космоса приводит энергетику Кулеминска в легкий коллапс, поэтому пока фанаты «Астронавтов» в полумраке расходятся по домам, Палыч и Боря неожиданно для себя вступают в Контакт.
Ни Мухин, ни тем более его юный помощник прибавления в семье не ожидали, поэтому самой насущной проблемой является не языковой барьер (младенец вполне сносно тараторит по-русски), а поиск подходящего пропитания и штанов. Дело в том, что пришелец растет буквально на глазах — утром следующего дня физики-любители обнаруживают в своем подвале четырехлетнего сорванца. А еще через день Феликс (так под мотив итальянской песни «Феличита» Мухин окрестил инопланетного гостя) готов вплотную приступить к обучению в пятом классе.
Феликс — Наблюдатель с планеты Х. Его соплеменникам неведомы чувства любви, страха или угрызений совести. Они эмоционально пусты, но чисты помыслами. Феликс должен ежедневно следить за простыми советскими землянами, дабы разобраться, в чем фишка их существования и жизнедеятельности. При этом Наблюдатель обязан скрывать цель своей миссии от посторонних и по минимуму ограничить круг лиц, знающих правду о его внеземном происхождении. Иначе мальца транклюкируют. Теперь Палыч и Боря должны тщательно оберегать тайну, при этом всячески содействуя пришельцу в его изысканиях на планете Z…
Книги Томина я читал очень давно. Примерно тогда же я впервые увидел и «Летние впечатления о планете Z» режиссера Евгения Марковского. И должен сказать, что в отличие от весьма лихо закрученной интриги в бумажном оригинале, экранизация показалась мне достаточно плоской и поверхностной. Может быть поэтому картина, снятая в столь любимом в СССР жанре детской фантастики, не снискала популярности кинохитов «Приключения Электроника» или «Гостья из будущего».
Тем не менее, стоит признать, что фильм получился легким и непринужденным, в противовес сегодняшним неуклюжим попыткам реанимировать жанр в полном соответствии с голливудскими стандартами. Не спорю, та часть меня, что воспитана на лучших образцах советского детского кино и мультипликации, усиленно ностальгирует. А также негодует по поводу отсутствия в нынешнем российском кинематографе подобных, на первый взгляд, непритязательных опусов. Их нам заменили «Черная молния», «Приключения Алёнушки и Еремы» и всякие «Щелкунчики 3D». Что «огорчает до невозможности».
Конечно, многие аспекты «Летних впечатлений» сегодня смотрятся весьма нелепо. Например, космический корабль пришельцев, выполненный в виде всем знакомой головоломки «змейка». Или оборудование в подвале Палыча, пищащее одуряюще привычными звуками электронной игры «Ну, погоди!» (яйцелов). Все эти «спецэффекты» лишь вызывают улыбку, но это не саркастическая усмешка при виде летающей Волги, а именно положительная эмоция.
Персонажи «Летних впечатлений» забавны и определенно естественны в своих попытках быть комичными. Неуклюжий, но искренний учитель физики Мухин, которого, как обычно, великолепно сыграл Сергей Шакуров. Типичный очкастый ботаник Боря (Гендрюс Пускунидис), по-дружески опекающий незваного гостя из далекой галактики. Нарочито важный и недалекий пожарный (Валентин Букин). Противный забияка, но добрый в душе Сенька-Зараза. И даже местный парикмахер Эдуард Михайлович (Вадим Гемс), в мечтах видящий себя помесью Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса.
Единственно, кто лично меня напрягал всю дорогу, так это пришитый к сюжету белыми нитками вокально-инструментальный ансамбль «Астронавты» и их бессменный лидер в исполнении Дмитрия Харатьяна. В нём уже отчетливо проявляются будущие залихватские нотки гардемарина (сериал «Гардемарины, вперед!» выйдет на телеэкраны спустя год), что почему-то нервировало. Кому интересно, ударника в рок-группе сыграл Дмитрий Иосифов, он же всесоюзный Буратино.
Сумеет ли юный пришелец Феликс разгадать загадку землян? И да, и нет одновременно. В фильме ответа на этот вопрос не дается, хотя сам писатель в 1982 году попытался возродить полюбившихся читателям персонажей в продолжении «А, Б, В, Г, Д и другие».
Резюме. К сожалению, не могу оценить данную ленту на полновесную пятерку. Авторам не удалось разыграть все козыри сюжета. Присутствие «аномальных детей» в типичной советской школе в уже упомянутых мною шедеврах «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» было показано намного интересней и изобретательней. Да и фантастическая составляющая «Летних впечатлений» достаточно прямолинейна и бурной полемики не вызовет. Но фильм стоит посмотреть. И показать детям. Чтобы знали — дружба существует и за пределами Солнечной системы.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...