Как проживали этот важнейший период религиозной жизни наши предки? О чем думали, что чувствовали, о чем скорбели, чему радовались, как питались?
Для многих из нас понимание Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый период. Кто-то считает, что в это время надо голодать, кто-то — что пора садиться на диету.
Но смысл Великого поста — очищение своего духа, приведение в порядок своей духовной жизни, помыслов, уход от суеты в переживания духовного подвига Христа.
У верующего человека Великий пост вызывает особое душевное состояние, особое настроение. Если бы их спросили, что они чувствуют в это время, они, наверно, сказали бы о том, что душу свою готовят к светлому дню Пасхи, ведь Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и заканчивается Субботой Страстной седмицы.
Подготавливая себя (свой дух и свое тело) к светлому дню Воскрешения Христа, наши предки точно знали, что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, ругаться, надо прощать своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго. Ходить в церковь, молиться.
Если говорить о бытовой стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались.
Первым днем Великого поста является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли, чистили, закупали «постные» продукты.
В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом было выложить на прилавок скоромную пищу.
Люди в те времена жили особыми религиозными циклами. Сегодня мы утратили эту культуру.
Что же входило в «постное меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило «голодания». Только великие подвижники Церкви могли подвизаться на такие подвиги.
«Постные рынки» были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола: баранки всех видов, ягоды (клюква, морошка, черника), морковь, лук, репа, свекла, сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, всевозможные соленья, даже соленые арбузы.
Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например, с сушеным черносливом.
Казалось бы, простые, повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств — засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.
На Благовещенье, если только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Веpбное воскресенье на «постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с осетриной, семгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с печенкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным) можно было есть икру, но не рыбу.
Хозяйки того времени знали массу рецептов традиционной в Великий пост еды.
Важным продуктом были различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.
Кроме киселей и компотов, русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую возможность. Предлагались разные сорта кваса — квас хлебный, квас кислощейный, квас солодовый, квас бражный, квас с имбирем…
Также большим спросом пользовался мед: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье, разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники.
Масло, на котором все готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов: подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое.
Как мы видим, «постный рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.
Однако это было не главное. Сама по себе «постная еда» была дополнением к частому во время Поста пребыванию верующих в церкви, к стоянию на службах. Как постоянная молитва о прощении, обращенная к Богу. В дни Великого Поста нужно было скорбеть духом и просить у Бога очищения.
Страстная неделя — самое эмоционально напряженное по переживаниям верующих время Великого поста.
В Великую Субботу начинали святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах лежали венки из розочек.
И вот, когда душа верующих уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа, наступала Пасха!
Главными атрибутами Пасхи стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху выпекались еще «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли быть сахарные.
Но главным при этом было всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие света, льющегося с небес.
Великий пост — самый длинный и строгий из постов, начинается после блинной масленицы и продолжается семь недель, заканчивается с приходом Пасхи. Этот пост считается самым важным для верующих.
Происхождение Великого поста имеет глубокие корни и уходит в далекую историю христианской Руси, во времена язычества. Смысл длительного воздержания от плотских радостей и себяугождения состоит не в том, чтобы принести пользу для здоровья и только. Если в таком ключе воспринимать пост, то весьма вероятны обострения хронический заболеваний и нервный срыв от постоянного раздражения, вызванного голодом. Великий пост в наши дни – это прежде всего время душевного очищения и благостного настроя с пониманием глубокого смысла и знания истории возникновения. А еще доказательством истинно верующего человека было подаяние нищим тех денег, которые составляли разницу между постным и скоромным столом. Хотя сейчас постный стол обходится намного дороже. В связи с этим можно привести такой факт из истории, как привычная всем колбаса появилась и прижилась в России.
В 1890 году в городе Угличе немецкие промышленники стали производить колбасу. Но русское общество восприняло этот продукт в штыки, в частности, известный русский профессор Никитинский отозвался о колбасе так: «Сей продукт сделан из мясных остатков и отбросов, также с добавление черствого хлеба, потому мясом считаться не может». Синод признал колбасу вегетарианской пищей и простой люд стал использовать этот продукт на постном столе. Так колбаса стала популярной.
Но говоря о том, что можно и чего нельзя в Великий пост, нужно вспомнить, что многие священники говорят — «ешьте мясо, но не ешьте человека», что означает сдержанно и с пониманием относиться друг к другу.
0 Ответить
Марина Кузнецова,
Хороша статья!
А вот "замацанное сало и засаленная маца - разное огрехи?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Кузнецова, У меня вопрос. Как ели блины и кулебяки, и пирожки - если яйца нельзя употреблять?
0 Ответить
Бяка Бякина, наберите в поисковике - "постные блины", "постное тесто"...
0 Ответить
Марина Кузнецова, хорошая статья!
0 Ответить
Марина Кузнецова, статья просто замечательная!Ставлю Вам 5+!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Кузнецова, а что в постскриптуме не написали, когда в этом году пост(07 марта по 23 апреля).
А, например, у младовегетарианцев пост 365 дней в году, как у меня. Так что и поститься не надо. И студентам можно пост не соблюдать.
0 Ответить
Анна Дуварова, и у меня)
0 Ответить
Анна Дуварова, зачем повторять в постскриптуме то, что написано в начале статьи?..
0 Ответить
Влад Коган, существует постное дрожжевое и не дрожжевое тесто. Речь в статье - о дореволюционном времени, от которого осталось множество печатных рецептов и литературных свидетельств, откуда и взяты названные блюда.
0 Ответить
Марина Кузнецова, рекомендую небольшую редакторскую правку в тексте: "баранки всех видов, ягоды: клюква, морошка, черника, соленые огурцы, морковь, лук, репа, свекла, всевозможные соленья, даже соленые арбузы".
Возможно лучше будет так: "...ягоды и овощи: клюква, морошка, черника, морковь, лук, репа, а также всевозможные соления: соленые огурцы и даже соленые арбузы". И " баранки всех видов" немножко передвинуть от сугубо растительной пищи.
В целом статья очень хорошая, спасибо.
0 Ответить
Марина Кузнецова, все Вы правильно написали, многие сейчас воспринимают пост как диету, и удивляются, что же это им так тяжко его соблюдать, пожалуй, много раз надо повторять, что Великий Пост - это совсем другое.
0 Ответить
Как проводили пост наши предки?
А им просто жрать нечего было в это время.
Вот и весь сказ.
А у греков, у которых переняли православие и византийский стиль, голодать - означало есть рыбу. Отсюда такие замысловатости и нелепости в ограничениях продуктов поста.
0 Ответить
Марина Кузнецова, изложено подробно, ничего не скажешь. А еще я бы напомнил строгим бабушкам-старушкам, активно ратующим за воздержание в еде, что сам обычай был тупо перенесен к нам из "земли обетованной", где в эту пору и тепло, и полное изобилие южных фруктов. В наших же пределах пищевой пост в это время года только во вред здоровью.
Про всякие духовные причандалы рассуждать не буду - это уже дело верующих.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин," кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния."
Тупо ничего не переносилось, зачем Вы так?И почему бабушки-старушки?Знаю много молодых,грамотных людей,соблюдающих посты,они духовно выше Вас. Почему "причандалы".Написано немного у Вас ,но в каждом слове зло чувствуется...
0 Ответить
Наталья Игнатова, мне кажется, что в любое время года плохо клеветать, злословить, злиться и лгать, а не только в пост.
0 Ответить
Татьяна Черных, совершенно согласна с Вами.
0 Ответить
Наталья Игнатова, "они духовно выше Вас" Это Вам откуда известно? У Вас получается, что духовность даёт только православие и соблюдение его, порой, странноватых традиций? Узковато несколько.
А к излишним строгостям, в основном, призывают как раз "всезнающие" околоцерковные старицы.
И, хоть автор статьи и много места уделяет продуктам питания, основная идея в том, что не это главное для постящихся. Во всяком случае я так понял.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, я соблюдаю пост в течении 7 лет, проживаю на Алтае.
За время первого поста избавилась от "шоковой экземы" - когда руки покрываются коростой.
Вообще, состояние лёгкости, ощущения чистого организма и доброты - это не единственный результат Великого поста.
Удачи.
0 Ответить
Наталья Лощина, к посту я пришла 14 лет назад. Такие чудесные вещи со мной произошли.Избавилась от хронического панкреатита.Теперь забыла,где находится моя поджелудочная железа.Кожа стала эластичной,рубцы исчезли.А самое главное-это СОСТОЯНИЕ ДУШИ!!! Невероятная лёгкость!!! Это и есть счастье!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить