• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Илона Грошева Бывший выпускающий

Кто такой Баку?

Конечно, именно у вас была «пятёрка» по географии, и вы точно знаете, что Баку — это город с населением около двух миллионов человек. Там тепло и много вкусных фруктов.

Скульптура Баку в святилище Конно Хатимангу, Сибуя, Токио, Япония Фото: Momotarou2012. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

А теперь поставьте ударение на первый слог. Дождитесь вечера, начните как следует зевать. Нет, даже просто сил уже не остаётся на всякие полезные ритуалы, ох, до чего же хочется спать…

И так уютна тихая лампа у кровати, и так ласкова тишина за окном. Даже снег так мягок и уютен, будто сахарная вата, которую ловят ртом белые лошади в детских снах. Мир вокруг вас согласен: пора баиньки. Осталось только позвать Баку.

 — Мам, а мне не приснится плохой сон?
 — А когда он тебе в последний раз снился?
 — Что-то не припомню…
 — Правильно, у тебя ведь есть свой личный Баку!

Дочь поднимает голову с подушки, за головой следуют непослушные кудри, поворот вон туда — там, на стене, на листе ватмана по сонному вкрадчивому лесу идёт задорный Баку. Он весело задрал свой хобот, он машет бычьим хвостом, мягкие тигриные лапы ступают по воздуху поверх серебристых в луне елей, хитрый носорожий глаз косит прямо в комнату, а сильная медвежья спина как будто говорит — далеко, далеко и много вперёд! Баку очень занят, у него много работы, он спешит, но медленно и мягко…

Кацусика Хокусай, «Баку»
Кацусика Хокусай, «Баку»
Фото: общественное достояние

В старинном и удивительном Китае людям тоже снились плохие сны. И тогда на помощь приходило мифическое существо с головой носорога, хоботом слона, тигрячьими лапами, бычьим хвостом и телом медведя. Возможно, он может выглядеть и иначе, но именно таким запомнился тем, кому удалось его разглядеть.

Баку — это доброе привидение, которое питается исключительно плохими снами, ничего другого не ест, капризный. В старину китайцы клали под подушку листок с именем «БАКУ», если человека мучили кошмары, это была своего рода телеграмма: «Для Вас, уважаемый, много еды припасли». И если Оле-Лукойе может раскрывать старый серый зонт или яркий, новый, цветной — у Баку другие интересы, он придёт и поможет вам в любом случае.

Татибана Морикуни, «Баку», 1740г.
Татибана Морикуни, «Баку», 1740 г.
Фото: общественное достояние

Когда я узнала о таких вот иероглифах под подушкой, первым делом мне вспомнился замечательный сонный стишок:

Динь-дон, динь-дон,
в переулке ходит слон,
Старый, серый сонный слон,
Динь-дон, динь-дон…

И почему же он серый, подумала я… А потом я нарисовала Баку и повесила его в детской — чтобы наверняка. И с тех пор в комнате даже часы стали тикать увереннее, а детское дыхание напоминает тихий шелест, мягкий, ну-ка, где там в листве ветерок зацепился кудряшкой?

 — Мам, а он по комнате ходит?
 — Конечно. Но только тогда, когда все засыпают, иначе какой ему смысл появляться? Он ходит тихо-тихо и очень мягко, хоть и крупный такой экземпляр, неуклюжий с виду. Прислушивается у твоего ушка, и если слышит плохой сон, то забирает его и — ам! — тихонечко так, будто сахарную вату. Пожуёт-пожуёт и дальше идёт.
 — Всё, я засыпаю…
 — Спокойной ночи!

Статья опубликована в выпуске 24.03.2007
Обновлено 8.12.2024

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: