Конечно, дыма без огня не бывает, но, как бы там ни было, и среди графических романов попадаются жемчужины, достойные упоминания. И пока твердолобые критики презрительно отписывают комиксы в адрес «попкорножующей» аудитории, число поклонников данного жанра в литературе и кино неуклонно растет.
Посему неудивительно, что когда в СМИ прошел слух о том, что Зак Снайдер, постановщик ремейка культового зомбятника «Рассвет мертвецов» и эпического экшна «300 спартанцев», вновь обратится к комиксам, киноманы всего мира затаили дыхание в предвкушении сладкого.
Впрочем, будем честны, на самом деле все зрители поделились на три лагеря. Первые, те, кто имел счастье ознакомиться с литературным источником, графическим романом Алана Мура и Дэйва Гиббонса «Хранители» (они же «Стражи» или «Часовые», если переводить Watchmen буквально), осознавали, что перенести на киноэкран столь масштабное произведение будет непросто. Вторые, будучи поклонниками визуального таланта Снайдера, верили, что если кому и под силу достойно экранизировать сей сюжет, то только ему. Или Кристоферу Нолану. Или Терри Гиллиаму и Полу Гринграссу, каждый из которых недолгое время успел посидеть в режиссерском кресле «Хранителей».
Самая многочисленная, третья группа зрителей, та, что в итоге формирует кассовые сборы, увы, была не в курсе ажиотажа вокруг бестселлера Алана Мура (который, кстати, ненавидит экранизации комиксов и наотрез отказался помогать авторам «Хранителей» в адаптации собственного текста) или кинематографических успехов Снайдера. Это и стало во многом причиной оглушительного фиаско, которое лента потерпела в прокате.
Само собой, «Хранители» с самого начала считались проектом сложным и малоперспективным. Замысел экранизировать произведение Мура витал в продюсерских кругах с того момента, как в конце восьмидесятых вышел бумажный оригинал. Режиссеры отпихивались от проекта как могли (Майкл Бэй отверг предложение, даже не читая сценарий), а киностудии судились за право поучаствовать в съемках, но сама картина не продвигалась ни на йоту. Когда же стал известен официальный бюджет фильма (130 миллионов долларов), сомнений не осталось — фильм либо станет событием года, либо с треском провалится. Увы, чуда не случилось.
…Америка. Альтернативные 80-е. Пост президента в очередной раз переходит к Ричарду Никсону, война во Вьетнаме выиграна, а противостояние между США и СССР усиливается с каждым днем, неуклонно подводя человечество к черте. Единственным действенным оружием Запада против мощи восточной сверхдержавы является не противоракетный комплекс, а некто Доктор Манхэттен, супергерой, сверхчеловек с синей кожей и мутными глазами яичного цвета.
Доктор Манхэттен — последний «легально существующий» участник группы неуловимых мстителей, известных под названием «Хранители». После того, как правительство запретило супергероям в масках любые проявления героизма на улицах страны, их судьба сложилась по-разному. Кто-то спился, кто пустил себе пулю в лоб, а кто-то, как Дэн Драйберг (он же «Ночная сова 2»), просто повесил костюм на плечики и задвинул в дальний угол своей жизни. Активную деятельность продолжают вести лишь трое: сам Манхэттен, ставший для отчизны и Богом, и Дьяволом одновременно; его бывший напарник Эдриан Вэйдт (самый умный человек в мире), основавший мегакорпорацию и ставший успешным бизнесменом; и Роршах, бескомпромиссный борец с преступностью, получивший прозвище из-за характерных пятен на своей маске.
История начинается в тот злополучный вечер, когда неизвестный жестоко убивает Комедианта, самого эпатажного и яркого «хранителя». Роршах, в свойственной ему манере, начинает собственное расследование, подозревая, что против него и его бывших соратников по оружию началась охота. Он навещает Драйберга, Вэйдта, Манхэттена и его подружку Лори («Шелковый призрак 2»), делясь своими опасениями. Однако к его словам никто не прислушивается, даже после неудачного покушения на жизнь Вэйдта. Когда же сам Роршах попадает в западню и оказывается в тюрьме, Лори и Драйберг объединяются, дабы тряхнуть стариной, вызволить товарища из беды и заодно разобраться — кому могла быть выгодна смерть Комедианта…
Картина Снайдера, как известно, в прокате многих стран, в том числе и США, провалилась. И на то есть две закономерные причины.
Во-первых, неоправданно солидный бюджет фильма. Понятное дело, для Снайдера было делом чести не посрамить репутацию, особенно после невероятного успеха «300 спартанцев». Суть дилеммы была в том, что комикс должен был поражать воображение, но и бросить все силы и финансы проекта на одни лишь спецэффекты режиссеру никто бы не позволил. Тем не менее Снайдеру удалось убедить продюсеров, что ни одна приглашенная звезда (а на картину звали и Тома Круза, и Робина Уильямса, и Томаса Джейна, а также Саймона Пегга, Джуда Лоу, Джессику Бил и многих других актеров и актрис) не сможет дать проекту то, что могут сотворить чудеса компьютерной графики. Продюсеры пошли навстречу своему постановщику, в итоге главные роли в картине достались актерам профессиональным, но отнюдь не звездным. Зрители, не увидев на афишах знакомых фамилий, наоборот, расстроились и понесли свои кровные в кассу других лент.
Во-вторых, несмотря на визуальную привлекательность фильма — редкое сочетание шикарной картинки и блистательного саундтрэка, который лично подбирал Снайдер — создатели «Хранителей» настолько перемудрили с сюжетом, что разобраться в хитросплетениях рассказа и мотивациях главных персонажей можно адекватно только при повторном просмотре. Добавьте к этому 162 минуты хронометража, и вам станет понятно, почему зрители выходили из кинотеатров с легким недоумением и даже раздражением.
Умалять достоинства ленты не будем. Это сложный, блистательный мир с полным погружением в атмосферу мрачного, но завораживающего зрелища с великолепными батальными сценами, философской подоплекой о достижении «мира во всем мире» и яркими актерскими работами, среди которых особенно хочется выделить Джеки Эрла Хейли (Роршах) и Джеффри Дина Моргана (Комедиант), ставших настоящим открытием для широкой публики.
Я умышленно не сравниваю «Хранителей» с более ранним «Темным рыцарем», ибо картине Нолана было намного проще пробиться к зрителю, будучи сиквелом, продолжением истории всем известного персонажа Бэтмена и в связи с ажиотажем вокруг скоропостижной смерти молодого Хита Леджера. Однако, по моему скромному мнению, картина Снайдера своему конкуренту уступает весьма незначительно, являясь на сегодняшний день одной из лучших экранизаций в «легком» жанре комиксов.
Евгений Жарков, статья отличная - а во взглядах на фильм не согласен. и сюжет абсолютно понятен (ну закручено немного), и ни разу не затянуто. то есть на мой взгляд - фильм можно считать именно что шедевром. впечатляет, долго не отпускает. жанр, конечно же, никак не легкий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ето что угодно,токмо не легкий жанр. Ближе к полному выносу мозга.
0 Ответить