София Варган Грандмастер

Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной?

Когда заходит речь о таранах, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны, обычно вспоминается Николай Гастелло, бросивший свой самолет на немецкую колонну 26 июня 1941 года под Радошковичами.

Правда, до сих пор спорят — кто же именно оказался автором тарана, капитан Гастелло или капитан Маслов — оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это — таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном.

А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах — целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе.

Памятник экипажу Н.Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А.С. Маслова Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

И вот — первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» — голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага.

Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий — в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой — в первые минуты с начала войны.

О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот — в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными.

Плакат "Подвиг Нестерова" (1915 г.) Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Первый таран? Возможно. Но вот — 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.

22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб.

22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил — выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.

Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации — таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет — после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана).

Поликарпов У-2 Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример — Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране Левитан: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

«И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», — они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех Победы. Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», — это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага!

«Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» — огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей.

Вечная слава им. И вечная память. Всем вместе и каждому в отдельности.

Обновлено 25.06.2011
Статья размещена на сайте 22.06.2011

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Когда две делают одно и то же - это не всегда одно и то же.
    Тараны Нестерова и Казакова были осуществлены на заре военной авиации, когда авиация использовалась в основном для разведки и самолеты не имели вооружения для ведения воздушного боя.
    Тараны советских летчиков – это тараны другого рода. По ряду причин советские летчики вынуждены были в начальный период Великой Отечественной войны вступать в бой, будучи в меньшинстве и на самолетах, боевые качества которых, уступали немецким самолетам. В этот период таран и стал одним из видов воздушного боя. Во вторую часть войны, когда сов. авиация получила современные самолеты и завоевала господство в воздухе о таранах фактически ничего не слышно.

  • Валерий Хачатуров

    И.И.Сикорский уехал из России, прославил конструкторов и авиастроителей США, где и умер.
    П. Нестеров сражался за Россию, за нее и погиб под Львовом (Юго-Восточный фронт).
    Не хочу судить, так как "суверенное государство имеет право на свою оценку исторических событий", однако "плюрализм в одной голове (у государства) - это шизофрения"

    Оценка статьи: 5

  • София Варган,

    О памяти.
    Как известно, после тарана самолет Нестерова и австрийский упали на землю, а лётчики погибли. После падения, по словам очевидцев, Пётр Нестеров был ограблен!, возможно, казаками, а скорее всего местными крестьянами.
    Следует отметить, что Нестеров не собирался уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».
    Похороны героя вылились в демонстрацию всенародной любви к выдающемуся авиатору. На месте гибели Петра Николаевича был насыпан холм и сооружен крест с надписью: «Тут погиб штабс-капитан П. Н. Нестеров 26 августа 1914 года
    В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква был сооружен монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мертвой петлей, заканчивающейся взлетом вверх реактивного самолета и небольшой музей.
    Увы, сейчас в "независимой Украине" музей разграблен, стелла частично разобрана и сдана в металлолом.

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, Украина – суверенное государство и имеет право на свою оценку исторических событий.
      Например, на это: Сикорский И.И. - Украинский авиаконструктор
      Наверное, Игорь Иванович, узнав про это историческое открытие, не смог бы скрыть своего удивления.

  • Тиражирование пропагандистских небылиц.

    Оценка статьи: 1

    • Андрей Карасёв,
      Небылицы? Не надо все же болтать и выступать с безответственными заявлениями! Очернить и перечеркнуть цензорским крестом можно любую статью, для этого много ума не надо.

  • Валерий Хачатуров Мастер 26 июня 2011 в 02:33 отредактирован 26 июня 2011 в 03:13

    В марте 1915 года второй по счету воздушный таран совершил известный русский летчик Александр Казаков. Уничтожив немецкий самолет, он произвел посадку на своем аэродроме.
    В советское время имя Александра Казакова в отечественной военной историографии находилось под негласным запретом – в годы Гражданской войны летчик воевал против красных..
    ***
    2 ноября 1941 года в ожесточенном воздушном бою лейтенант Лисконоженко Николай Гаврилович огнем пулемета сбил бомбардировщик врага, после чего винтом своего самолета отрубил хвостовое оперение другого бомбардировщика. Отважного советского летчика атаковали 3 истребителя противника. Будучи тяжело раненым, лейтенант Лисконоженко таранным ударом уничтожил еще один фашистский самолет. Два тарана в одном бою!
    Летчик перетянул самолет через линию фронта и произвел вынужденную посадку. Местные жители отвезли пилота в госпиталь. В госпитале Лисконоженко, не приходя в сознание, скончался….

  • Одним из первых в Великую Отечественную совершил таран Виктор Талалихин.

    • Денис Леонтьев,
      в ночь на 7 Августа 1941 года Младший лейтенант Талалихин в воздушном бою под Москвой ( недалеко от деревни Кузнечики, район Подольска ), в 23 часа 28 минут таранил вражеский бомбардировщик ( долгое время считалось, что это был первый НОЧНОЙ таран в небе Москвы, однако это не совсем так - еще 29 Июля летчик 27-го ИАП П.В.Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П.В.Еремееву присвоено звание Героя России, посмертно ).
      27 Октября 1941 года шестерка истребителей под командованием Талалихина вылетела на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "мессер", но пулеметная очередь другого пришлась по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре черный столб дыма отметил место падения его машины...

  • Спасибо замечательная статья. Ни знал к сожалению об том, что уже в первый день войны такие подвиги происходили.

    Оценка статьи: 5