Светлана Карасева Профессионал

C чего начинался флот российский?

Не так давно мы пышно отмечали 300-летие Российского флота. Было проведено много мероприятий, каждый школьник знает, что дедушка Российского флота — это ботик Петра Великого. Это маленький Петруша так развлекался, а когда подрос, поехал в Голландию и научился там строить настоящие корабли. Петр Великий сказал: «Флоту Российскому быть!» И возник Российский флот.

Итак, традиционно мы считаем основателем русского флота Петра Первого. Ни в коей мере не хочу умалить заслуг данного государя перед Отчизной, но призываю задуматься: а был ли на Руси флот в допетровские времена?

Оказывается, был, да ещё какой!

Я провела эксперимент. Примерно 300 курсантам речного училища (будущим штурманам) задала один и тот же вопрос: как вы думаете, какие средства передвижения по воде использовались в древности? Отвечали быстро: плоты, лодки, галеры. Ну, с плотами все понятно, связал пару бревен — и вперед. Со временем человеку понадобилось что-то более легко управляемое, более подвижное, чем плот. Тогда люди стали делать лодки.

Самые первые лодки делались из одного цельного дерева. В этом месте я опять обращаюсь к своим курсантам с провокационным вопросом: а какие вы знаете лодки, сделанные из одного цельного дерева? 10% ответить на этот вопрос просто не могут (что поделаешь, поколение Пепси — вместо чтения книг смотрели мультики о Симпсонах), зато ответ остальных 90% предсказуем до скуки. С радостью первооткрывателей они мне орут, что это — каноэ. Они, конечно, правы. Каноэ — лодка американских индейцев — делалась из одного цельного дерева.

Но мне всегда в этот момент становится обидно до слёз. Ну почему наши дети знают об американских каноэ и ничего не знают о наших, русских, славянских челнах-однодеревках?! Что за извечное пренебрежение к родной истории и почитание всего чужеземного. Наши молодые речники — истинные продолжатели дела Петрова.

Так вот, после того, как людям надоело плавать верхом на бревнах, они решили их усовершенствовать — выдолбить в бревнах сердцевину, чтобы можно было туда усесться. Подобные суденышки независимо друг от друга делали многие народы мира. Упомянутые выше американские индейцы делали свои каноэ. В Шотландии нашли древнейшие ископаемые суда — выдолбленные сосновые стволы. Их возраст оценивают в 8000 лет. Идентичные лодки раскопаны в Голландии — им по меньшей мере 2000 лет. На берегах Вислы, южнее Варшавы, был найден выдолбленный дубовый ствол, возраст которого восходит к третьему тысячелетию до н. э.

Аналогичные находки были сделаны и на территории Российской империи и Советского Союза. В 1878—1882 гг. экспедицией А. Л. Иностранцева на берегу Ладожского озера был обнаружен первый русский челн-однодеревка. Ученые оценили его возраст примерно в 4500 лет. Так что, не моложе голландских будет. Судно это небольшое: длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м.

В 1954 г. в Воронежской области у с. Щучье в пойменных отложениях р. Дон был найден челн, выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,5 м. Возраст находки датируется III тыс. до н.э. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания ее на берег.

Не знаю, как там строили свои суда голландцы и шведы, а на Руси делали так: срубалось огромное дерево (чаще всего дуб, липа или осина), ему придавалась вытянутая форма. Получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями. Иногда предварительно сердцевина колоды стесывалась на треть толщины. По всей видимости, такой способ изготовления подобных лодок был распространен и в других концах Света.

Но, господа (как говорит сатирик Задорнов, испытайте гордость за русских), на Руси существовал ещё один способ изготовления челнов-однодеревок. Корабелы заранее выбирали подходящее дерево и делали в живом стволе трещину на всю длину судна. Постепенно, год за годом, вбивали в эту трещину клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса.

Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась. Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги — примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда — обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну.

Вы уже гордитесь нашими предками? Вырастить лодку! Каково? Лично меня это приводит в дикий восторг.

Славяне, в отличие от просвещенной Европы, долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Со временем они только усовершенствовали их.

В X веке появились шпангоуты (поперечные балки). Это позволило нарастить борта обшивкой, сделав челн более вместительным.

Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV века, пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями…

Обновлено 20.07.2011
Статья размещена на сайте 14.07.2011

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уже горжусь за русских! Спасибо за статью!

  • Светлана Карасева, И, для очистки совести, вспомним каяки северных народов, обтянутые шкурой. Теперь, пожалуй усё.
    По вашей морской тематике можно столько всего интересненького найти, правда, касательно ВМФ. И речные, правда, снова, американские времен их гражданской войны.

    Оценка статьи: 5

  • Светлана Карасева, Спасибо, интересно. На вопрос к курсантам я бы вспомнил старика Фенимора Купера и ответил бы - пирога (у него, как помню с детства, где-то есть даже описание изготовления пироги). Кстати, а множество таких лодок можно назвать флотом?
    Позже - вспомнил бы славянские ладьи. Еще позже - легкие "Чайки" запорожских казаков. Кстати, а когда Афанасий Никитин ходил за три моря?
    По выращиванию кораблей - сравнительно недавно встречал проект по выращиванию готовых ножек для стульев - изгибы формировались на этапе взращивания. Понятно, откуда похитили идею .

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях,множество таких лодок и было флотом. Про "Чайки" - обожаю эти истории. Немного описала в своей статье "Что празднуем в последний июльский выходной. День ВМФ - нам есть чем гордиться". Пирога, правда немного по другому изготавливалась.Она не из цельного дерева, но тоже интересно, у нас тоже ведь разные лодки были, например, плетеные лодки типа корзинок. Вообще тема очень интересная. Тут можно десятки статей написать. Например, почему современные суда, если вмерзнут в лед- их раздавит, а поморские кочи, на которых перемещался Семен Дежнев, спокойно зимовали во льдах.

      • Светлана Карасева, Так, об Афанасии Никитине, родившемся в 1475 (по Вики), в общем - до Петра - он на чьих судах совершал свои вояжи?

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях, ага, именно выдавливало. Прикольно же! А что касается Афанасия Никитина, ничего не могу сказать определенно. Могу только предположить, что у него были насады или набойные ладьи. Честно говоря, подробно его поход не изучала.

      • Светлана Карасева, Ну, это Фритеф Нансен описал - судна для зимовок имели полукруглое дно и лед их просто выдавливал. Зато были критичны к шторму - их очень болтало.

        Оценка статьи: 5

  • Светлана Карасева, Отличная статья! Спасибо большое!

  • Не становитЬся, а становиТСЯ! Как не стыдно, такое простое правило на -тся и -ться.

    • Алла Белова, вам срочно надо претендовать на звание редактора. А то и я, и я принимающий и выпускающий редакторы, пропустили такую элементарную ошибку. Это просто описка.

  • Светлана здравствуйте! Спасибо Вам за статью. Столько интересного узнал о том, как предки наши строили корабли. Еще раз спасибо! Удачи Вам и здоровья!

  • 9 век. Документально подтвержденные сведения

    "Морской поход на Константинополь (Июнь 860г.)

    Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18 - 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море."

    Оценка статьи: 5

  • Светлана! Может быть 300- летие ВМФ?

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Абрамов, "Вот почему торговые моряки отмечают в одно время с военными 300-летний юбилей Российского государственного морского флота.Таким образом,истории военного и гражданского флотов тесно переплетаются одна с другой" (из книги В.П. Пузырева "По флагом России",М,1995.
      И потом я свою статью писала для простых людей, не имеющих отношения к флоту. Кому интересно, можно эту тему развить дальше. Можно отдельно писать про вояк, про мореманов, у которых вся грудь в ракушках, про "лягушатников"(речников) и про "килькин флот"(рыбаков). Боюсь только, что это не очень корректное деление. Меня, например, как типичного речника, всегда злило, если о речном флоте отзывались пренебрежительно.

      • Светлана Карасева, дело Ваше, как трактовать. В принципе, да, 300 лет флоту, но упор делался на Вмф.
        А к речникам относился всегда с уважением, на Дальнем востоке один Амур чего стОит.

        Оценка статьи: 5