Александр Второй
Российский император Александр II подвергался многочисленным покушениям на свою жизнь. Последнее закончилось «удачно» — царь был убит. Но и до этого были покушения — в одном погибло более десятка невинных людей в Зимнем дворце, в других — Александру, при котором отменили крепостное право в России, чудом удавалось избежать пули. К таким покушением относится и покушение 4 апреля 1866 года, тогда стрелял революционер-террорист Дмитрий Каракозов.
В честь избавления от гибели было принято решение построить грандиозные ворота в Киеве. Эскиз этих ворот сделал архитектор и художник В. Гартман, этот эскиз и выиграл конкурс.
Виктор Гартман
Виктор Александрович Гартман (1834−1873 годы) — русский архитектор и художник, основоположник так называемого «псевдорусского стиля» (неорусского, новорусского) в архитектуре. Архитекторы, работающие в этом стиле, старались возродить традиции древнего русского зодчества вкупе с элементами византийской архитектуры.
Семья Виктора-Эдуарда Гартмана была родом из Франции (в английской Википедии почему-то написано — из поволжских немцев). Мальчик родился уже в Санкт-Петербурге, в 4 года полностью осиротел и воспитывался в семье своего дяди — известного архитектора Гемилиана (в Петербурге сохранилось множество построек этого архитектора). Учился в Горном корпусе, затем — в Академии художеств (впоследствии стал академиком).
Гартман провел четыре года в Европе, откуда привез огромное количество рисунков. В целом, творческую судьбу этого архитектора можно было бы назвать «неудачной» — большая часть проектов была не реализована или не сохранилась.
В Москве еще стоит бывшая типография Мамонтова да высится в Новгороде памятник Тысячелетия России, больше — почти ничего. И ворота в Киеве так и не были построены. Однако о них знают…
Все дело в том, что у Гартмана был друг, просто друг, которого звали Модест Мусоргский.
Модест Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839−1881 годы) — великий русский композитор, один из самых известных в мире, автор знаменитых опер «Борис Годунов», «Хованщина» и других. Родился он в Псковской губернии, получил домашнее образование, затем, уже в Петербурге, учился в знаменитой Петришуле. Далее — Николаевское кавалерийское училище (его заканчивал и Лермонтов) и служба в Преображенском полку. В музыке Мусоргский, как и все русские композиторы тогда — был гениальным самоучкой.
Мусоргский входил в «Могучую кучку» — содружество музыкантов. Членами «кучки» были инженер-генерал Цезарь Кюи, морской офицер Римский-Корсаков, математик по образованию Милий Балакирев, выдающийся химик А. Бородин. К этому музыкальному кружку примыкали не только музыканты, художник и архитектор Гартман был также близок новым веяниям и идеям.
Мусоргский — один из ярчайших представителей нового музыкального направления. Без его музыки вообще бы не могла существовать музыка всего 20 века — такое сильное влияние оказало его творчество на всю европейскую культуру (интерес к народной песне, новаторство языка). К сожалению, он страдал тяжелым алкоголизмом (это видно и на портрете И. Репина, он сделан буквально за несколько дней до смерти композитора), от последствий этого недуга и умер, не успев воплотить многие свои замыслы.
Его музыку долго считали «варварской», не признавали. Зато сейчас все его произведения — шедевры. К шедеврам относятся и «Картинки с выставки», написанные Мусоргским после посмертной выставки своего рано умершего друга Виктора Гартмана.
Картинки с выставки
Все эти «картинки» — это музыкальное впечатление от эскизов Гартмана, они и названы по картинам. В цикле — несколько частей, среди них такие, как «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Катакомбы. Римская гробница», «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга», «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
Богатырские ворота
В этой музыке, которая завершает весь цикл, нет ничего романтического. Это торжественная величественная музыка, в середине которой звучат колокола — большой, поменьше и совсем маленькие.
Музыкальная Европа, услышав «Богатырские ворота», изумилась и прислушалась. Знаменитый французский композитор Морис Равель, автор многим известного «Болеро», тут же переложил весь цикл для оркестрового исполнения. С тех пор «Картинки» так и звучат — в двух вариантах, для фортепиано и оркестра.
Но в 20 веке вариантов стало куда как больше, тема «в стольном городе во Киеве» слышна во многих музыкальных проявлениях поп-культуры.
Мировое признание
В 1928 году знаменитый художник Василий Кандинский осуществил музыкально-живописную постановку «Картинок с выставки» в Германии. В 1963 году в Москве на музыку Мусоргского был поставлен балет Ф. Лопуховым. Тут же пошел каскад мультфильмов во всех странах — от Японии до США (одна из самых интересных работ — мультфильм парижанина А. Алексеева на игольчатом экране). Известен и советский мультфильм на темы «Картинок с выставки».
Последовало бесчисленное количество аранжировок — от джазовых до рок-обработок. Есть даже два японских сайта, целиком посвященные «Картинкам с выставки». Темы из «Картинок» звучат в фильмах «Большой Лебовски» (США), «Бармаглот» (Англия), «Про уродов и людей» (Россия). Музыка Мусоргского цитируется в многочисленных рок-композициях, но самый известный случай — полное исполнение «Картинок с выставки» двумя рок-группами: немецкой прогрессив-металл-группой Mekong Delta и британской проргессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer (ELP). Последняя выпустила и альбом со своей полной аранжировкой, который так и называется — «Картинки с выставки».
Вообще-то, удивительно: исконно русская музыка, с сильным национальным колоритом, а оказалась востребована не только у классических музыкантов во всем мире, но и у джазменов (самая известная аранжировка — Дюка Эллингтона), и у «прогрессивных» рокеров. Выходит, многие могут знать о частице российской истории, с покушениями на царей, с работами архитекторов, не воплощенными в жизнь…
(Посмотреть и послушать варианты, вплоть до рок-исполнения, можно в комментариях).
Блеск...
К сожалению, он страдал тяжелым алкоголизмом
Ага, первая мысля: "Ну и видок у него!"
Ну и что, что алконавт... Зато классный!
А вот ворота совсем не понравились... Какое-то "ни то, ни сё". И не здание, и не ворота... Не знаю, может, с другой стороны лучше выглядит, но на эскизе как-то никак. Если бы вторая и третья слева "ноги" выглядели бы с этой стороны так же, как и первая, то еще куда ни шло...
Понятно, что я "не в теме", но сдается мне, что творческая судьба этого Гартмана потому и была "неудачной", что он занимался не сколько "псевдорусским" стилем, сколько "псевдоархитектурой" в принципе. В смысле, был не Бог весть каким талантом...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно. Замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо всем.
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, Очень интересно, спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, Ваши статьи всегда интересны и содержательны. Такой глубокий анализ, иллюстрации в приложении вызывают восхищение. Ждём новых интересных работ. Удачи и творческих успехов!
0 Ответить
Это хоть в музыке воплотилось.
А скоро прекрасных проектов остались неизвестными и пропали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Ксения, это верно. Эти ворота построить не успели, потому что царя все-таки убили. Они же предполагались в честь счастливого избавления от гибели. Но случилось по-другому.
А проектов много осталось нереализованных. А уж сколько реализованных поразрушали
Спасибо.
0 Ответить