Алексей Норкин Грандмастер

Могла ли выжить в России экономика на честном слове? Старообрядцы. И все-таки они выжили

В начале XVIII века зажиточные семьи старообрядцев, спасаясь от репрессий, обосновались на острове Ветка, в месте впадения одноименной речушки в Сож. Тогда это были земли Речи Посполитой, куда не простиралась власть Москвы, ныне — белорусский город Ветка, центр административного района Гомельской области.

Поселение разрасталось быстро, вскоре в нем проживало 40 тысяч человек, а размеры достигли в окружности целых 50 верст. В считанные годы колония превратилась в мощный торговый центр. Купцы-раскольники сбывали в Польше, Белоруссии и Украине продукцию местных кустарей-ремесленников: бондарей, шапочников, портных, скорняков, шорников, красильщиков, рукавичников. На вырученные деньги купцы снабжали единоверцев сырьем и предоставляли кредиты.

Ремесленное производство стремительно расширялось. Коробейники с Ветки потеснили польских, украинских, белорусских и даже российских торговцев. Старообрядцы монополизировали торговлю на огромных территориях.

Прельщенная богатством староверов, императрица Анна попыталась вернуть их в Россию. Без вины виноватых людей простили высочайшим повелением, и предоставили им право свободного выбора места жительства на территории империи. Но прочно обосновавшаяся на Ветке община не торопилась ломать налаженный уклад.

Пришлось Анне Иоановне действовать испытанным способом. В 1735 году карательная экспедиция дотла сожгла поселение. Но непокорная колония восстала из пепла, быстро восстановилась и зажила прежней жизнью. Людские потери восстановила очередная волна беженцев. Сокрушительный удар по Ветке нанесла Екатерина II. От очередных карательных мер в 1764 году ветковские старообрядцы уже не смогли оправиться. Кто-то из эмигрантов ушел еще дальше, кто-то сумел укрыться на родине.

Целенаправленная и последовательная политика репрессий привела к непредсказуемым последствиям. Среди староверов прочно сформировалась идеология опоры исключительно на собственные силы. Им никто не помогал, напротив, им приходилось жить во враждебном окружении. Чтобы выжить и сохранить веру, людям приходилось упорно трудиться, одновременно ограничивая себя во всем.

Деньги в старообрядческой среде рассматривались на как свидетельство достатка, а как необходимый инструмент выживания. Немалая часть общинных средств тратилась на подкуп чиновников и священников, чтобы те не упоминали раскольников в своих отчетах, оставили их в покое.

К тому моменту, когда в России созрели условия для развития капитализма, раскольнические общины представляли собой закрытые и спаянные группы единомышленников, в распоряжении которых оказались серьезные общественные капиталы. К грядущим изменениям старообрядцы оказались готовы лучше, чем остальная Россия.

К концу XVIII века старообрядцы прибрали к рукам практически всю торговлю в Нижегородском крае и Нижнем Поволжье. Они владели хлебными пристанями, судостроительными верфями и прядильными мануфактурами. Конкуренты пасовали перед напористыми и сплоченными раскольниками.

Но для самих старообрядцев их торговые успехи оказались лишь прелюдией, впереди их ждали, без преувеличения, великие дела.

Обновлено 1.09.2015
Статья размещена на сайте 31.08.2011

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • дмитрий наблер дмитрий наблер Читатель 8 сентября 2011 в 21:33 отредактирован 9 сентября 2011 в 01:33

    Алексей Норкин, тема большая и действительно интересная. О людях своей веры и своего слова, исключительных внутренних убеждений, цельности и проникновенной глубины. К сожалению, сейчас все наши представления о древлеправославии основаны на анафемах новообрядцев и коротких статьях из курса истории.
    Официальная легенда представляет старообрядцев зашоренными догматиками, в то время как они сохранили внутри своей общины традиции древнерусской культуры: ремесла, уклад, ценности.
    Самые влиятельные купцы и промышленники дореволюционной поры вышли из старообрядчества: Рябушинский, построивший "АМО" (ЗИЛ), Солдатенков - негоциант, книгоиздатель, Морозов - основатель мануфактур и заводов, судопромышленник Сироткин, "хлебный король" Мальцев, владелец крупнейшего в России товарищества Зимин, банкир и нефтепромышленник Кокорев, первый русский производитель оптики Трындин, Шелапутин, бесплатно построивший в Москве 3 ремесленных и 1 реальное и министерское училища, гимназию, лечебницу, гинекологический институт, дом призрения, церковь и пожертвовавший более 3 млн. рублей (средняя з/п до революции 24 руб.) на благотворительность..... Я уже не говорю здесь о вышедших из древнеправославия единоверцах: Третьяковых, Гучковых, Мамонтовых.. Они украсили Москву замечательными зданиями в стиле модерн, на своих мануфактурах они первыми начали предоставлять рабочим социальные гарантии, благодаря их участию были открыты многие музеи и театры, на их деньги было создано огромное количество учебных заведений, больниц, богаделен, даровых столовых..
    Думаю, эти люди заслуживают того, чтобы о них писать. Они - наши соотечественники; люди, которыми мы по праву можем гордиться

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Латухов Читатель 8 сентября 2011 в 20:27 отредактирован 8 сентября 2011 в 21:57

    Алексей Норкин, благодаря вашим статьям очень меня заинтересовали эти люди, какую же волю и силу духа надо было иметь, чтоб столько лет сохранять свою веру и убеждения. Видимо вот они наверное настоящие патриоты, а мы все "космополиты безродные".

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, очень интересно. История старообрядцев, а также английских протестантов крайнего толка, которые, по сути, основали Америку, и других гонимых групп, всегда вызывает у меня такую мысль: а что если сейчас выбрать в нашей стране группу людей по какому-нибудь признаку (например, рыжих или филателистов) и начать их гнать и преследовать (но не до смерти). Они тогда сплотятся, начнут друг друга поддерживать, станут очень успешными и сделаются застрельщиками всяческого подъема - экономического, культурного и т.д. (Если кто собирается на меня сейчас наброситься, предупреждаю, что это шутка, хотя в каждой шутке есть доля чего-то еще).

    Оценка статьи: 4

  • Алексей Норкин, статья очень интересная. Правда, я не поняла, как название оправдывает ее содержание.

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Норкин,
    Так и непонятно, в чем заключались реформы Никона..и чем собственно староверы отличались от "нововеров"..(точно деньги не поделили, завуалировав под религиозные обряды)?
    читать дальше →

    • Точно, как всегда целью любой реформы являлись деньги и власть, вернее возможность для духовенства влиять на царя. Но это в верхних слоях общества, а народу, не принявшему, чисто косметические реформы в обрядах как всегда досталось по полной. Богатых обдирали до нитки и ссылали в сибирь (вспомните картину "Боярыня Морозова), зажиточные и бедные, до которых у властей не успели дойти руки сами уходили в скиты, основывали новые поселения в полесских болотах и брянских лесах. И Ветка всего лишь один из таких городов. А статья откровенно слабая, обо всем понемногу и ничего конкретно.

      Оценка статьи: 3

    • Наташа Деспи , статья не о реформах, каковы бы они ни были, а о том, как в России угнетали и пытались уничтожить огромную группу людей. О том как эти люди выжили, и опередили в развитии всю Россию. О том, как свои достижения утратили.

      • Алексей Норкин,
        но вкратце-то можно было бы упомянуть, в чем собственно причина их гонений..что не стали тремя перстами креститься? и за это столько проблем нажили? Просто хочу сказать. статьи понравились, интересно, но этот нюанс (самый главный) не освящен никак.

        • Наташа Деспи , вы пройдите по тем ссылкам, что есть в самой статье. Нельзя же автору всякий раз, берясь освещать какую бы то ни было тему, - начинать от потопа. Впрочем, и тогда найдутся читатели, которые скажут: а что ж это вы не пишете, как было ДО потопа?!
          Статья оборудована ссылками, снабжена тэгами, интересующийся - пойдет и почитает.

  • А про великие дела будет?

    Оценка статьи: 5