Это царь Иудеи, историческое лицо. Прославился своей жестокостью: приказал убить всех новорожденных в Вифлееме. За что? Пророк напророчил, что в Вифлееме родился царь Иудейский. Зачем царю конкуренты? Вот он и решил задачу.
Его сын — Ирод Антипа — тоже прославился: обезглавил Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель — проповедник крещения, предшественник Иисуса Христа. Вот как об этом рассказывает в «Иудейских древностях» Иосиф Флавий:
Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения.
При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься.
Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно.
Вскоре после казни Иоанна войска Ирода были разгромлены.
Иудеи были убеждены, что войско Ирода погибло в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода.
Рассказ о гибели Иоанна Крестителя есть и в Евангелии от Марка. Версия отличается от первой подробностями семейной жизни Ирода (не подтвержденными и не опровергнутыми другими источниками):
Сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. (Марк, гл. 6)
Филипп — сводный брат Ирода. Как видно, грехом (если не сказать — преступлением) Иоанн считал то, что Ирод женился на жене своего брата (при живом Филиппе!). Если бы это были частные беседы, скажем, за чаепитием вдвоем! Раз об этом пишет евангелист, значит, Иоанн говорил об этом народу не один раз, тыкая пальцем в разврат правителя.
Мог Ирод казнить Иоанна немедленно? Скорее да, чем нет. Но Иоанн был известен, у него был последователи, и казнь могла иметь для Ирода неприятные последствия — бунт или нечто-то подобное. А может быть, его не особо трогали проповеди Иоанна.
«Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла», — здесь все ясно: Иоанн мешал наслаждаться супружеством, а устранить проповедника — не было власти.
«Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его», — берег, и поэтому посадил? Весьма сомнительно, чтобы он приходил к Иоанну за советами в тюрьму и выслушивал эти советы с удовольствием.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства".
Вот это очень странный оборот: «удобный день». Для чего удобный? Между прочим, в те времена день рождения отмечался только царственными особами. Рядовые граждане, а тем более рабы, и не думали о том, чтобы собрать гостей по поводу очередной годовщины своего появления на свет.
Ирод не был отцом Саломеи, Саломея была его падчерицей. Учитывая склад характера Ирода и царившие в то время нравы, можно представить, что Саломея могла покорить отчима не только пляской. Надо думать, что Саломея танцевала очень хорошо, превосходно, скажем так, соблазнительно, поэтому за танец (скорее всего, это был «танец живота») отчим готов был отдать половину царства! А может быть, Ирод слишком много принял на грудь и пообещал по пьяни?
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить?
Девушка была умная! У нее хватило соображения не просить полцарства — вряд ли дадут!
Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Мама и дочка (ну, очень милые дамы!) вступили в сговор: уничтожить Иоанна Крестителя. Главное в точку: убрать одного — другие замолчат. Девочка быстренько-быстренько вернулась к пирующему царю и попросила голову Иоанна.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
Царь — человек слова. И дочка любимая. Да и жена уже голову просверлила своими занудными разговорами. А потом публичное обещание — это как карточный долг. Ну, будет одной головой меньше… Зато какое удовольствие ближним! И честь соблюдена! Наверное, он еще и вздохнул с облегчением — не надо отдавать полцарства.
Он (оруженосец) пошел, отсек ему голову в темнице и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
«Принес на блюде» — важная деталь: не в мешке, не за волосы притащил. Подал к столу, как изысканное блюдо. И это блюдо еще и по рукам пошло: от дочери к матери.
Рубенс изобразил передачу блюда из рук дочери Саломеи в руки жены Иродиады. Для самого Ирода момент не очень радостный. Его лицо выражает не то гнев, не то страх. Иродиада держит в руках вилку и поправляет голову Иоанна (чтобы Ирод мог ее как следует рассмотреть?).
И никто из гостей не выразил никакой тревоги или огорчения, на лицах — только любопытство: как выглядит голова первого врага правителя? А девочки-то просто светятся улыбками удовольствия. На десерт уже несут жареного павлина. Пир продолжается!
Евреи пережили смерть Иоанна Крестителя спокойно (по крайней мере, в евангелиях ни о каких волнениях не упоминается).
Саломея после этого танца сделала блестящую карьеру: вышла замуж за своего дядю, а когда он умер — вышла замуж за двоюродного брата по матери, родила троих сыновей. Была царицей, чеканила монету. Сохранились монеты с её изображением.
О виновницах трагического события мало кто помнит, Иоанна Крестителя почитают во всем христианском мире, а заботливые мамочки продолжают величать своих отпрысков «иродами».
Почему не задумываемся? Мой очерк "Тетрарх Ирод Антипа" , размещённый на сайте Проза.ру, доступен читателю. Теперь он опубликован и на моей странице "Школы Жизни".
0 Ответить
Галина Грушина, спасибо за информацию и за очерк.
0 Ответить