Князь Владимир Одоевский, ценитель музыки Баха (один из первых в России), был по-своему прав. Однако хотя бы схематично написать биографию Баха нужно. И одна из главных тайн
В конце концов, сам Бах для нас загадка, ибо внешний и внутренний человек в нем настолько разъединены и независимы, что один не имеет никакого отношения к другому. …Он — человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него. (А. Швейцер. «И.С. Бах»)
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе. Семья была музыкальная, из прославленного рода Бахов. Классик немецкой литературы ХХ века Томас Манн, эмигрировавший из фашистской Германии в США, написал интереснейший роман — «Доктор Фаустус». Вот как он описывает типичный провинциальный немецкий город, таким он мог быть в эпоху Реформации и в последующее время:
…старинные церкви, любовно сбереженные бюргерские дома и амбары, строения с незаделанными балками и выступами этажей, круглые башенки под островерхими крышами, встроенные замшелые стены… Площади, мощёные булыжником и обсаженные деревьями, ратуша, находящаяся по своей архитектуре на полпути между готикой и ренессансом, с колокольней на высокой крыше, лоджией под ней и двумя остроконечными башенками, которые, образуя эркеры, идут по фасаду самого низа. Все это, вместе взятое, дает человеку почувствовать непрерывную связь с прошедшим. (Томас Манн. «Доктор Фаустус»)
Семью постигло горе: сначала умирает мать, затем отец. Иоганну Себастьяну было 9 лет, когда он остался без матери, и 10 — когда стал круглым сиротой.
Старший брат берет к себе младших, став, в свою очередь, кормильцем большой семьи. Братья поступают в гимназию и занимаются музыкой. Это уже другой город — Ордруф.
Из биографии в биографию кочует история о том, как Иоганн Себастьян Бах переписывал лунными ночами «запрещенные братом» ноты. Возможно, именно тогда он и «посадил» зрение, что впоследствии стало главной проблемой здоровья. Насколько правдива эта история — никто не знает, но оставить ее без внимания тоже было бы неправильным. В любом случае, понятно, что Бах не берег своих глаз, невероятно много работая, сочиняя, переписывая чужое, занимаясь с детьми и так далее.
Надо сказать, что Бах исключительно всегда очень много работал, изучая музыку своих предшественников и современников. Он прекрасно знал итальянскую музыку (некоторые произведения перекладывал для исполнения на других инструментах: Вивальди, Марчелло), любил музыку французских композиторов (от Люлли до Франсуа Куперена), большое внимание уделял творчеству своих соотечественников (Шютца, Букстехуде, Кунау).
То, что Иоганн Себастьян с ранних лет стремился «познать в ремесле» как можно больше — факт. Но и то, что старший брат Иоганн Христоф добросовестно относился к своим обязанностям опекуна младших братьев (будучи уже сам мужем и отцом) — тоже факт.
В 15 лет Бах решил начать самостоятельную жизнь и переехал в другой город. Он стал стипендиатом лицея в Люнебурге. Там серьезно обучали музыке. Правда, прекрасного голоса Иоганн Себастьян скоро лишился — произошла естественная мутация голоса. Но он стал играть на скрипке, и возможность обучения со стипендией была сохранена.
Еще одна «кочующая история» в биографиях великого композитора гласит о том, что он часто бывал в Гамбурге — с целью послушать оперы Кейзера и органиста Рейнкена. Вся хитрость в том, что 40 километров от одного города до другого юный Бах проходил пешком.
В университет Бах не пошел (по интересному стечению обстоятельств практически все немецкие музыканты заканчивали юридические факультеты). Бах переезжает сначала в Веймар, затем в Арнштадт. Этот город уже знал нескольких Бахов-музыкантов, и там без вопросов утвердили 18-летнего Иоганна Себастьяна на должность органиста.
В Армштадте Бах уже вовсю сочиняет музыку. Это и первая кантата, и упомянутое ранее «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», которое оказалось пророческим. Там же он знакомится со своей первой женой — Марией Барбарой Бах (это и девичья фамилия, и фамилия в замужестве). Она была родственницей Иоганна Себастьяна: дочерью Иоганна Михаэля Баха (естественно, немецкого композитора из рода Бахов-музыкантов).
В этом городе случилась и неприятная история с самой настоящей дракой. Ватага великовозрастных учеников Баха как-то встретила своего учителя на улице. Но и Иоганн Себастьян был со шпагой. Что уж там произошло в этой уличной стычке — не слишком понятно, но инцидент, конечно же, стал известен городским властям, которые посчитали, что в нем виноваты все стороны.
Вскоре после неприятного происшествия Бах обращается к властям с просьбой отпустить его в другой город послушать знаменитого музыканта Букстехуде. Консистория с радостью соглашается и отпускает Иоганна Себастьяна. Здесь снова «бродячая легенда» о том, что Бах пошел пешком — на сей раз не одну сотню километров! Достоверно неизвестно, как Бах добрался до Любека. Зато известно, что вместо отпущенных ему на поездку четырех недель Бах отсутствовал четыре месяца.
Правда, Бах оставил себе на время отъезда замену — по договоренности с властями. Справляться с обязанностями Иоганна Себастьяна Баха должен был временно Иоганн Эрнст Бах — естественно, родственник, естественно, музыкант: сын Иоганна Христофа Баха, который был братом-близнецом Иоганна Амвросия Баха (отца Иоганна Себастьяна).
Опоздание Баха было встречено властями с большим неудовольствием:
«Nos (Мы) органиста Новой церкви Баха призвали к ответу, где он находился столь долгое время, у кого он испросил разрешение на сие?
Ille (Он) сказал, был в Любеке, чтобы там усовершенствоваться кое в чем из своего искусства; предварительно испросил разрешение у господина суперинтенданта».
И далее:
«Nos (Мы) в вину ему ставим, что он до сего времени вводил в хорал множество странных вариаций, примешивал к нему такие чуждые тона, что община была сконфужена».
Этот протокол заседания цитируется во многих книгах, посвященных Баху.
Но на службе Баха пока оставили. Через несколько месяцев он опять провинился: одним из первых ввел в хор женский голос. Это была, конечно, Мария Барбара Бах.
«Nos (Мы) призвали его к ответу еще и за то, по какому праву он принял в хор постороннюю девушку и почему разрешил ей музицировать там… Да молчит женщина в церкви!».
Однако и здесь серьезных «оргвыводов» не последовало. Выводы сделал сам Бах: он собрался переезжать в другой город, где ему предложили
…восемьдесят пять гульденов деньгами в год и плата натурой: три меры пшеницы, две сажени дров, из коих одна дубовых, одна буковых, шесть мешков угля и — вместо пахотной земли — еще шестьдесят вязанок хвороста, кроме того, три фунта рыбы ежегодно — все довольствие с доставкой «к дверям дома. (С. Морозов. «И.С. Бах»).
О дальнейших скитаниях
Галя Константинова,
да здравствует Бах!!! (т.е почивает, гордясь собой - у него есть все основания!)...
Спасибо за прелестную статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа, спасибо.
0 Ответить
Галя Константинова, как всегда замечательно! Огромное удовольствие читать вас и слушать приложения!
0 Ответить
Вероника, спасибо. Я очень дорожу тем, что читают и слушают.
0 Ответить
Да, токката - это нечто... читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы знаете, компилиовать мы все горазды. Сама такая.))) А вот создать нечто...Поэтому для меня совсем даже не вуаля. )) И расписываться не буду. )
Нарезки обрезков - да, понимаю, что это тоже важно для нашего времени. Но что останется из этих нарезков через 100 лет? Для меня и Бах куда как современен.
1 Ответить
Галя Константинова, читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Коваленко, Вы неправы. Никто ничего не конструирует. Есть музыканты, которые пишут больше сердцем, есть – которые головой. Как в противопоставлении двух американцев – Рахманинова и Стравинского, где Рахманинов – сердце, Стравинский – голова. Никто ничего не конструирует и не нарезает. Есть определенные законы у разных жанров, есть определенные составляющие стилей. Но попробуйте написать самую конструкторскую и «математическую» вещь – фугу. Есть учебники полифонии, там все расписано, как это делать. Попробуйте что-нибудь соорудить подобное тому, как у Баха. Как здесь, например.
что касается цитирования – это вообще смешно. Вообще-то в музыке есть специальная форма – вариации называется. Берется тема с указанием и варьируется. Иногда какая-нибудь вариация становится более знаменитой, чем сама тема.
Как например, у Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини». Он такую одну сделал вариацию, что теперь она называется «голливудский хит». Да, взял паганиниевскую тему, поставил ее в зеркальном отражении (то есть опрокинул, как отражение в зеркале), а получилось то, чему нет определения. Посмотрите в английской википедии, там есть картинка "отражения"
И вообще не нужно путать Божий дар с яичницей. Никто ничего не нарезает и не конструирует. Это потом приходят специально обученные люди – искусствоведы и говорят: Глянь-ка чего здесь есть!
1 Ответить
Галя Константинова, спасибо, напросвещаюсь хоть немного))). Фуга супер, а тема Паганини больше нравится, более "отрывистая", динамичная, "зеркало" для меня уж слишком "розовое"))).
Ну, "нарезать" и "конструировать" - в кавычках, конечно, но ведь по сути так. Даже если что напрямую из космоса))) приходит, как-то огранить надо... Ну, как минимум - записать!
Кто-то вообще музыку в цвете видел, не помню, кто.
Насчет законов жанров и составляющих - ну, талантливые новаторы вполне могут не более, чем "иметь их в виду" во всех смыслах))). Сколько классиков подвергались "остракизму" современников - Вы точно лучше меня знаете...)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Коваленко, Да я не просвещаю. Просто задумывалось это как «наш ответ Стивену Фраю». У того многовато неточностей и пишет он с «английской точки зрения» - что естественно (то есть акценты расставлены на том, что интересно именно британцам). В России почти нет популярной литературы о классической музыке. Есть известные и замечательные популяризаторы – как Михаил Казиник или Артем Ваграфтик. Но это все радио и ТВ, к тому же, Казиник живет в Стокгольме.
Кто-то вообще музыку в цвете видел, не помню, кто
Римский-Корсаков, Чюрленис, Скрябин
Насчет законов жанров и составляющих - ну, талантливые новаторы вполне могут не более, чем "иметь их в виду" во всех смыслах)))
А с этим я не спорю. Вялая форма может убить содержание напрочь. Форму немного ваяют.))
Сколько классиков подвергались "остракизму" современников
Почти все. Благодарное человечество - оно такое. Нужно сначала умереть - и лучше в страшных муках.)))
1 Ответить
Галя Константинова, Да я не просвещаю.
Ну, типа приятный "побочный эффект".
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Коваленко, это Вам.
У детей злорово получается. И они замечательные "знатоки чернго-белых клавиш", как Вы пишете.
1 Ответить
Галя Константинова, знатоки чернго-белых клавиш", как Вы пишете.
Ну оно же в курсиве, это не я пишу, а Википедия:
ru.wikipedia.org/wiki/The_Prodigy
ЗЫ: "Бах и дети" - это как раз для меня, пацана с рогаткой!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, а по поводу Токкаты - да, почему-то именно эта очень популярна во всех смыслах этого слова. Но у Баха много токкат.
Я поставила только потому, что нашла ее в исполнении карла Рихтера. А он. кроме того, что был знаменитым дирижером, еще и работал органистом в церкви св. Фомы - на месте Баха через 300 лет. )
читать дальше →
Спасибо за коммент.
0 Ответить
О, с детства обожаю токкату и фугу ре-минор!
И разве можно это оценить за "три фунта рыбы ежегодно"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, оценить, конечно, никак нельзя ))
Меня в детстве возмущало, что три фунта чего-нибудь надо взять и положить себе в год. Сейчас привыкла...
Спасибо.
0 Ответить