Галя Константинова Грандмастер

Музыка романтизма: какой она была? Шуберт и его Маленький Человек

Мы еще никуда не уезжаем из Австрии — Австрии Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сейчас это Вена Шуберта. Первому венскому романтику Шуберту была суждена совсем короткая жизнь.

Дом Шуберта Andreas Praefcke, de.wikipedia.org

Неудивительно, что человечество не перестает поражаться огромному наследию Франца Шуберта. Это немыслимо — столько написать. И большая часть — шедевры. Это и симфонии, и камерные сочинения, и духовная музыка. Большой интерес всегда вызывает Неоконченная симфония Шуберта. Если он сознательно написал только 2 части — то тогда он «ломал форму», то есть изменил существующие правила (вместо 4 частей — только 2). В принципе, уже в первой части он и высказал все, что хотел, возможно, он понял, что здесь и не может быть финала — как не может быть финала у страданий и любви к миру. И конечно же, это — просто очень хорошая музыка. Это прекрасная музыка — лиричная и самоуглубленная.

Поскольку нет никакой возможности задерживаться сейчас на гении Шуберта, подробнее поговорить о его симфониях, сонатах, потрясающей Мессе, ограничимся только песнями. Песен у Шуберта — около 600. И все это — за 31 год жизни.

Вообще-то, все творчество Шуберта насыщено песенностью — он же живет в Вене, где на каждом углу поют немецкие, итальянские, украинские, хорватские, чешские, еврейские, венгерские, цыганские песни. Музыка в Австрии того времени была абсолютно бытовым, живым и естественным явлением. Играли и пели все — даже в самых бедных крестьянских домах.

У Шуберта поет каждая маленькая тема в сонатах и симфониях. Каждая нота — поет. Но сегодня — вспомним только его песни. Музыку чаще всего сравнивали не с архитектурой (это самое известное сравнение), но с риторикой — то есть умением высказаться. Можно высказываться длительно и мощно, развивая сразу несколько тем (соната, симфония). Можно высказаться коротко, но емко, раскрывая разные грани потаенной жизни души — это уже песня. Песня — это «остановленное мгновение» какого-то чувства, переживания. Но даже в «остановленном мгновении» чувства играют своими оттенками, иногда доходя до сильных драматических кульминаций.

Если тебе нечего сказать, значит, и нечего спеть
(любимое изречение Шуберта)

Маленький Человек

Героями романтиков становятся не боги, не титаны, не представители знати, а самый обычный человек. Его еще называют Маленький Человек. И этот «Маленький Человек» вдруг обнаруживает невероятные глубины переживаний и чувств.

Это касается всех произведений Шуберта, а песен — в особенности, поскольку там есть еще и слова, помогающие ярче раскрыть смысл. Но и без слов понятно: слышим же мы сейчас «Аве Мария» на латыни (хотя она была написана Шубертом совсем на другом языке и по другому случаю) — и все понятно. Лирический герой шубертовских песен — безусловно романтик, он из гущи народа, но он велик.

В движеньи мельник жизнь ведёт, в движеньи!
(Шуберт. «Прекрасная мельничиха»)

Главный герой этого большого вокального цикла, конечно же, влюблен — в Прекрасную Мельничиху. Он, конечно же, все время путешествует. И, конечно же, поверяет свои сердечные тайны ручью, и, конечно же, мысли его приобретают предельно трагический характер. Все составляющие типичного «романтического героя» налицо. Но можно всего этого и не понимать, вполне достаточно просто слушать прекрасную музыку.

Кстати, песни Шуберта быстро расходились по Австрии в рукописных вариантах — до последней горной деревушки. Сам Шуберт их не распространял — ноты с текстами переписывались, дарились друг другу жителями Австрии.

Шуберт прожил жизнь своего лирического героя — «Маленького Человека». И каждая шубертовская фраза, каждая нота говорят о величии этого Человека. Маленький Человек творит самые большие дела в этой жизни. Незаметно, изо дня в день Маленький Человек творит вечность, в чем бы она не выражалась.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены (сейчас — 8-й округ Вены). Он был двенадцатым ребенком в семье. В предках были лесорубы, отец уже стал горожанином и работал учителем. В детстве Франц учился у своего отца, затем в школе — с приездом домой только на выходные, и, как многие великие — у Сальери (легендарного отравителя Моцарта). Но систематического образования Франц Шуберт так и не получил — не было такой возможности.

Шуберт сам работал в школе — шестым помощником учителя. Впрочем, ему было все равно. Он много и упоенно сочиняет — и это самое важное в его жизни.

У Шуберта не было собственной семьи — не успел. Были, правда, верные друзья. Они устраивали «шубертиады», на которых играли, читали стихи, делились новостями и мыслями, поджаривали колбаски для утоления физического голода. Этот кружок творческой венской молодежи и был основной публикой Шуберта. Со смертью Шуберта кружок распался, зато сейчас — это музыкальные праздники в Австрии.

Шуберт никогда не видел «большой публики». С широкой публикой он встретился только один раз — когда все-таки организовал концерт. Там он с успехом исполнил свою музыку. И даже прилично заработал: купил себе рояль. Но в тот же год умер (19 ноября 1828 год) — от брюшного тифа. И до этого организм был истощен — Шуберт болел. Он был младше Бетховена, но пережил его всего на год. Рояль был продан, на полученные деньги друзья смогли организовать Шуберту отдельную могилу (а не братскую, как в случае с Моцартом). Надпись на надгробии гласила: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».

Если бы Шуберт жил сейчас — он был бы одним из самых богатых людей в мире, и это благодаря только одной своей песне — «Аве Мария». Но я не знаю, могут ли люди с подобным мироощущением, простодушные, бескорыстные, неприхотливые и неискушенные в житейских делах жить «богато и беззаботно». Им легче терпеть неустроенность и лишения, чем всеми силами добиваться признания. Бурное житейское море им не страшно, им страшно тратить время на то, что они считают чепухой.

Он прожил 31 год. Но подавляющая часть его наследия звучит непрерывно. Шубертовская музыка — это великая музыка. Она неброская, не совсем щедрая, даже скупая на красоты — но достаточно только один раз в нее вслушаться.

«Следующий романтик» — немецкий композитор Карл Мария Фридрих Август фон Вебер (ближайший родственник жены Моцарта). К сожалению, подробно осветить его жизнь и творчество пока не хватит времени и места. Теперь часто придется лихорадочно бросаться из одной страны в другую, чтобы хоть немножко придерживаться хронологического порядка. Это ведь эпоха романтизма, в которой есть место «каждому человеку» (или каждому маленькому человеку) в каждой стране.

Мне кажется, нужно немного передохнуть от грустных историй. Поэтому самое время заглянуть в Италию — там есть, чему улыбнуться, даже посмеяться.

Обновлено 17.09.2015
Статья размещена на сайте 27.10.2011

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 8 декабря 2011 в 01:28 отредактирован 8 декабря 2011 в 01:31

    Человеческая жизнь вообще строится по законам избыточности. По законам оптимизации строится только смерть. ))))

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 8 декабря 2011 в 01:24 отредактирован 8 декабря 2011 в 01:48

    Александра, а я немного писала – вот здесь.
    Это «чисто» физические законы, то есть законы природы.


    Если у кого-то есть «под рукой» фортепиано, можно подойти, резко ударить по До нижней октавы, зажав правой педалью и прислушаться. Есть все шансы услышать хотя бы 2 обертона. И это при условии, что фортепиано – давно темперированный инструмент, то есть уже 3 века как самую малость отличный от законов природы. Скрипачи все это хорошо чувствуют, слышат и понимают. Да, еще хорошо слышат жители Индии и некоторых других стран.

    читать дальше →



    А обертоны и делают человеческий голос человеческим голосом, акустические инструменты – акустическими. Когда кто-то говорит: «красивый голос» (богатый, звучащий и т.д.), имеют в виду «надзвуки».

  • ))Очень понравилось.
    Александра, так ведь оптимизировать можно все. В жизни вообще слишком «много букаф». Родился – (крестился) – женился – умер. О чем спич ведем – вполне достаточно одной строки для каждого. А то напридумывали: мечты, любовь, стремления, страдания. Родился-отпочковался сразу и безболезненно, получил положенную порцию питательных веществ – и в дамки. В смысле – в компост. Чего чудим, пишем зачем-то, с детьми разговариваем, сами общаемся. Даже на работе иногда зачем-то думаем – а должно начальство думать за нас. Впрочем, оптимизированному начальству тоже думать не надо. В обще, все стройными рядами на всеобщую оптимизацию!)



    По поводу «если бы» - я не знаю. Поэкспериментировали бы. Наверное. Но в электромузыкальных инструментах что-то не то с обертонами (если они вообще есть). Они потому и не акустические. Обертоны – это физика звука, это важно.

    • Родился-отпочковался сразу и безболезненно, получил положенную порцию питательных веществ – и в дамки.

      Вот только в результате подобной оптимизации наша жизнь ничем не будет отличаться от той, что ведут животные. Разум, чувства, да и сам человек станут "чрезмерным украшательством" . К счастью, даже природа далеко не всегда экономит и оптимизирует. Организмы млекопитающих, например, построены по принципу избыточности.
      Я слышала версию, что Шуберт не окончил симфонию, потому что слишком рано умер. Но, судя по всему, он и не хотел ее заканчивать.

      Но в электромузыкальных инструментах что-то не то с обертонами (если они вообще есть). Они потому и не акустические. Обертоны – это физика звука, это важно.
      Галя, а не написать ли Вам статью про обертоны? И прочие важные вещи в физике звука. Было бы интересно почитать.

  • Процитирую отрывок из книги Харви Маккея "Как уцелеть среди акул". Он имеет отношение к Шуберту, хотя и очень опосредованное.
    читать дальше →


    Лично я сильно подозреваю, что симфония очень много потеряет из-за такой вот "оптимизации". Но возникает интересный вопрос: какую музыку написали бы Моцарт, Бетховен, да тот же Шуберт, живи они в наше время? Стал, бы, например, Вольфганг Амадей включать в свои творения партии для синтезатора, а Франц Петер для элекрогитары? Как вы думаете?

  • Наташа, у меня ведь тоже - мурашки.

  • Мурашки по коже каждый раз, когда слышу "Аве Мария" Божественная музыка!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 29 октября 2011 в 05:22 отредактирован 29 октября 2011 в 05:23

    Маша, не успела. Да и очень цельные стихи. Я их не знала, в отличие от «дуэта для скрипки и альта». И поразилось абсолютному попаданию. Это же надо так чувствовать и понимать Шуберта. С ума сойти.

    Не кричит о нем газета,
    И молчит о нем печать.
    Жалко Шуберту, что это
    Тоже может огорчать
    .

    Цивилизация странная штука. Сейчас бы Шуберт по количеству использованной музыки в кинофильмах и т.д. был бы в списках Форбс. Мало того, что она звучит, так еще и Оскара получает.

    Стэнли Кубрик получил Оскара за фильм «Барри Линдон» (там один Оскар – за лучшую музыку))) По большей части весь фильм звучит Шуберт

    Вообще-то это трио звучит в десятке фильмов – но именно у Кубрика – Оскар.




    Вот так все странно в этой и не только жизни.

  • Галя, ну конечно. Даже неудобно стало - ведь это самойловский текст, меня тут и спрашивать не надо. У Берковского есть песенка на эти слова.

  • Маша, а можно кусочек в текст забрать?

  • Давид Самойлов

    Шуберт Франц не сочиняет,
    Запоется - запоет.
    Он себя не подчиняет,
    Он себя не продает.

    Не кричит о нем газета,
    И молчит о нем печать.
    Жалко Шуберту, что это
    Тоже может огорчать.

    Знает Франц, что он кургузый
    И развязности лишен,
    И, наверно, рядом с музой
    Он немножечко смешон.

    Жаль, что дорог каждый талер,
    Жаль, что дома неуют.
    Впрочем - это всё детали,
    Жаль, что песен не поют!..

    Но печали неуместны!
    И тоска не для него!..
    Был бы голос! Ну а песни
    Запоются! Ничего!

  • Аве Мария





    Экспромт



    Серенада



    Шуберт-Лист. Баркарола