Александр Смирнов Грандмастер

Что означают древние символы? Крест

Схожие геометрические символы встречаются у многих народов в разных концах света. При вдумчивом рассмотрении оказывается, что сходные символы имеют близкое значение, даже если оно выражено через различные образы. Что-то побуждало наших предков изображать простые геометрические фигуры на изделиях и стенах жилищ.

Фото: imageZebra, Shutterstock.com

Принято считать, что символы отражают архетипы: общие для всего человечества образы, хранящиеся в коллективном бессознательном. Так сказать, зашитые в матрицу нашей психики или души. И неудивительно, что отражение они находят в простых геометрических фигурах: прямой, волнистой или зигзагообразной линии, спирали, точке, круге, треугольнике, квадрате…

Ведь нам свойственно еще и эстетическое чувство. Только что вылепленный горшок хочется украсить, а как? Ведь никаких приемов еще не существует. Напрашиваются наиболее естественные и очевидные способы: пальцами или палочкой оставить углубления, нарисовать черту (а там и пересечение нескольких линий). Кроме того, симметрично, упорядоченно расположенные элементы воспринимаются нами как более красивые. Вот и повторяются простые элементы в определенных понравившихся сочетаниях.

Когда фигуры стали символами, то есть наполнились значением, мы не узнаем. Ясно, что некоторые символы просто «срисованы» с обозначаемого объекта. Например, круг — общепринятый символ, обозначающий солнце и луну. Волнистая линия — вода. А вот кто и когда придумал обозначать небо кругом, землю квадратом, а движение солнца свастикой, сказать трудно.

Много позже мистики домыслили что-то, наполняя древние символы более широким смыслом, а точнее — используя их для иллюстрации собственных концепций. И уже сложно отделить одно от другого, когда символ имеет множество значений, которыми он оброс за тысячелетия. А всегда ли понимают сами народные мастера — художники, гончары, вышивальщики — что именно символизирует каждый элемент наносимого ими орнамента, да и сам орнамент в целом? Точнее, могут ли они осознанно вербализовать, что именно и зачем изображено на кувшине, наличнике, рубахе?

Что означают древние символы? Крест
Фото: mycola, Shutterstock.com

Возможно (да и скорее всего), мы не так уж нуждаемся в их осознании, в логическом анализе. Возможно, они взаимодействуют с глубинными слоями психики, с той самой «матрицей» коллективного бессознательного. Да современному горожанину это не очень-то и нужно. Тем не менее дошедшие из глубины веков символы существуют. Они являются неотъемлемой частью искусства, благодаря им мы можем понять, как видели мир наши предки.

Один из таких символов — крест, чаще всего простой равносторонний.

В кресте можно отчетливо выделить две линии и центр. Собственно, идея центра — одна из основных, отражаемых символом креста. Круг, квадрат — они очерчивают, ограничивают пространство. Центр в них есть, но акцент на нем не делается. Напротив, крест — это центр как самостоятельное явление, без ограничивающего контура. Линии можно воспринимать как деление на сектора (число 4 сакрально у многих народов), а можно — как исходящие из центра, распространяющиеся лучи. Может быть, поэтому крест стал одним из символов солнца? Солнечное колесо может иметь восемь спиц-лучей, может превращаться в свастику, но основой остается равносторонний крест. «Лапки» свастики придают ей дополнительный динамизм, символизируя качение солнечного колеса. Кстати, «прямая» свастика, символизирующая естественный ход солнца, катится по часовой стрелке в сторону, противоположную загнутым лучам.

Крест — это и система географических координат. Этот мотив в том или ином виде прослеживается во многих мифах и представлениях древних. Например, из Эдема почему-то вытекают именно четыре реки на четыре стороны света. Символизирует крест и четыре стихии, из которых состоит мир.

Что означают древние символы? Крест
Фото: CREATISTA, Shutterstock.com

Также крест — схематическое изображение мира, макрокосма: взаимодействие вертикальной оси мира и линии горизонта. Вписывается в крест и микрокосм: человек с раскинутыми руками.

Но наиболее интересный символизм, на мой взгляд, связан с выражением единства и взаимодействия противоположностей: материи-духа, земли-неба, женского-мужского. Это позволяет считать крест сексуальным символом: как в прямом, так и в гораздо более широком смысле. Крест отображает динамику взаимодействия активного и пассивного начал. Мужское начало, дух, активно в отношении женского, материи. Но крест как целостный символ куда объемнее простой суммы составляющих его линий. И это отражает происходящее в реальности, когда оплодотворение воспринимающего («женского») начала более активным («мужским») дает в сумме нечто новое. И весь комплекс из двух взаимодействующих и третьего «рожденного» элементов становится единой системой. Можно сказать, что крест символизирует динамизм, происходящие в мире взаимодействия и преобразования.

Не знаю, имеет ли связь с этой символикой христианский крест. Возможно, он является совершенно самостоятельным, имеющим лишь внешнее сходство с древним символом. А может быть, фигура креста была заимствована у древних и наполнена новым смыслом. Но не стоит забывать, что понимание креста в его христианском значении логическое, идущее от знания значения креста как орудия казни, как символа долга. Древний же равносторонний крест понимается интуитивно, архетипически. Знание это врожденно, как и понимание, например, подлинного, древнего смысла свастики.

Благодарю Наталью Колпакову за помощь в подготовке статьи.


Что еще почитать по теме?

Кто нарисовал пять тысяч крестов, совершенно отличных друг от друга?
Что на самом деле значат египетские символы?
Как свастика стала одиозным символом?


Обновлено 31.12.2016
Статья размещена на сайте 2.11.2011

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В любом случае, символ креста относится к Православной религии.

    • Сэмуэль эль Мидлэйк, вы можете думать все что угодно. люди вообще любят думать и не любят читать. поскольку читая - можно узнать некую правду, не соответствующую тому, что люди думали. так что думайте! это лучше - и главное, спокойнее

  • А всегда ли понимают сами народные мастера – художники, гончары, вышивальщики – что именно символизирует каждый элемент наносимого ими орнамента, да и сам орнамент в целом? Точнее, могут ли они осознанно вербализовать, что именно и зачем изображено на кувшине, наличнике, рубахе?
    Замечательно!Так и видно,что человек далеко оторвался от своих корней.Это только последние лет 50-100 может быть люди частично перестали понимать,что значат орнаменты.
    Раньше же любой знак,любой символ был оберегом.И ни один мастер,неважно кто:гончар,плотник или вышивальщица,не наносили на свое изделие узоров,смысл которых они не знали.

    • Светлана Карасева, ну так мы и живем сейчас, а не 100 лет назад

      • Александр Смирнов, если кто-то чего-то не знает, то это не значит, что эти знания потеряны.Конечно, лет сто назад каждый знал, что означает тот или иной символ, а сейчас таких людей единицы.Но они есть,я лично с ними знакома,да и сама кое-что знаю.Мало,конечно,Так,основное: розы,лебеди,свастики,рожаницы...
        А про крест Вы правы,изначально это символ единения мужского и женского начал