Душа тандема Вачовски требовала праздника, а феноменальные сборы трилогии «Матрица» позволяли раскатать губу по полной схеме: от съемок некоммерческих, но умных фильмов («V» значит Вендетта"), до производства коммерческих провалов («Спиди Гонщик»).
Но и поныне, если на экране мелькает фамилия Вачовски, то будьте уверены, их упоминают всуе благодаря «Матрице» и только. И до сих пор братьям-сестрам не удалось сотворить на экране что-нибудь более выдающееся, хотя, будем честны, они всё еще пытаются.
Сюжет «Матрицы» известен абсолютному большинству любителей кино, но всё же возьмем на себя смелость напомнить его.
…Мистер Андерсон, как и многие из нас, пытается ответить на главные вопросы бытия. Кто мы и откуда? Зачем пришли в этот бренный мир и куда пойдем дальше? Днем он работает заштатным программистом в солидной компании, а ночью… ночью под личиной хакера Нео видит сон, который не сон, и бродит вслед за белым кроликом в поисках ответов. Латексная девушка Тринити шепчет на ухо Нео, что ему пора определиться в этой жизни. Помочь ему в этом может только таинственный Морфеус, по пятам которого следуют не менее загадочные и суровые «пиджаки» с явно недружелюбными намерениями.
Правдолюбец Нео, следуя зову души, выбирает из двух таблеток красную, после чего оказывается в реальном мире, где люди не живут, но существуют в виде элементов питания для безжалостных и беспощадных машин. По словам Морфеуса, Нео — избранный. Человек, способный не только эффектно махать руками и ногами, но и бороться с агентами Матрицы на равных. Именно с ним люди Зиона, последнего человеческого города, укрывшегося в глубинах канализации, связывают свои последние надежды.
Машины, программы и прочие бездушные твари пока еще не ведают о божественном предназначении Нео. Они охотятся за Морфеусом, ибо тот является капитаном корабля и знает коды доступа к Зиону. Им невдомек, что тщедушный Нео представляет собой гораздо большую угрозу, ибо знает не только кунг-фу и джиу-джитсу, но и основы программирования, что вкупе дает ему право склонять Матрицу под любыми ракурсами…
Виртуальная реальность, данная нам в ощущениях, будоражила умы кинематографа задолго до прихода Вачовски. Мысль о том, что жизнь — компьютерная игра, а люди в ней актеры, десятки раз ложилась в основу фантастических книг и кинофильмов, но мало кто удосуживался прибегнуть к наглядности. Большинство мнили себя теоретиками, сумбурно повествуя о бунте машин, параллельных мирах и рисуя темные картинки неприглядного будущего. Искусственный интеллект стал своеобразным философским камнем преткновения, которого жаждали и боялись все, но толком описать его недостатки и преимущества никто не брался.
В кино попытки были, и весьма достойные. Вспомним «Терминатора» Джеймса Кэмерона. «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Культовый «Трон». И даже не снискавшие большой популярности триллеры о восставших компьютерных мозгах — «Газонокосильщик» и «Виртуозность». Свой замысел братья Вачовски пестовали несколько лет, убив на четырнадцать вариантов сценария пару березовых рощ. В результате сэр Шон Коннери, которому предложили сыграть Морфеуса, отказался от съемок, ибо ни черта не понял в тексте.
Вообще, от участия в «Матрице» отказались многие известные личности. Кто-то — по личным соображениям, не желая подписываться под авантюру с малоизвестными постановщиками. Кто-то — ради крупнобюджетных фиаско (Жан Рено вместо агента Смита предпочел сняться в «Годзилле»). В образе Нео мог вполне оказаться Леонардо ДиКаприо или Вэл Килмер, и не видать тогда Киану Ривзу мировой славы. Как и целого десятилетия забвения, унылых триллеров и немощных попыток избавиться от надоевшего клейма «Избранного».
Без сомнения, успех «Матрицы», в первую очередь, связан с невероятной трудоспособностью и верой ее создателей. Так долго нянчиться с проектом способны немногие голливудские деятели. Маститые режиссеры и крупные студийные боссы любят, когда лакомые куски готовы к употреблению и возлежат на блюдечке. Кому нужны трудоемкие, заумные фантастические постановки, когда уже сегодня можно на скорую руку склепать ремейк или сиквел, а завтра подсчитывать прибыли? Слава Богу, что есть еще в кино люди, способные своим усердием и целеустремленностью тормошить прогресс и увядшие умы аудитории, без конца пережевывающей одни и те же сюжеты.
«Матрица» — это не просто фильм, это событие, изменившее киноиндустрию. Это сейчас, после дикого количества упоминаний, цитат и невольных подражаний картина братьев Вачовски может показаться «затертой до дыр». Но на момент премьеры зрители выходили из кинотеатров с выражением восхищения на лицах. Этому способствовало всё: необычный для кино саундтрэк, укомплектованный забойными композициями ведущих «трэшевых» исполнителей, от Rammstein до Prodigy; невероятные для того времени спецэффекты с использованием замирающей камеры и slow motion; стильная картинка (авторы специально добавили «матричным» сценам зеленоватый оттенок, а из эпизодов в реальном мире исключили голубую гамму). Но главное — это убойная смесь научной фантастики и экшна, где осмысленные диалоги сменялись мастерски поставленными драками и перестрелками.
Прошло чуть более десятилетия с выхода фильма, лента уже раз двести спародирована и упомянута в кино, а технологические наработки «Матрицы» до сих пор активно используются. Для девяностых годов картина стала тем же, чем является «Аватар» Кэмерона для нулевых — эффектным завершением цикла и прорывом в будущее. Братья-режиссеры поспешили упрочить свое положение и спустя четыре года выпустили на экраны сразу два продолжения: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». История появления этих долгожданных сиквелов памятна многим — создатели так сильно веровали в зрительскую любовь и собственные силы, что заплутали в трех соснах. Каждый последующий фильм был хуже и слабее предыдущего по всем аспектам.
Позднее сами Вачовски заявляли в прессе, что изначально планировали снимать «Матрицу» в виде трилогии. При всем уважении, данное утверждение выглядит запоздалой попыткой оправдаться. Братья понимали, что, снимая второй и третий фильм, им придется качественно переработать и дополнить историю, дабы вывести проект на новый уровень зрелищности и значимости. С первым всё удалось более-менее — визуальные пиршества смотрятся мощно и слаженно, а вот со сценарием Вачовски перемудрили, чем сильно разочаровали поклонников. Размазав красочные рукопашные баталии и погони тонким слоем по нудным диалогам и ненужному пафосу, создатели трилогии собственноручно загнали себя в угол.
Как бы там ни было, «Матрица» и по сей день является видным представителем жанра, входит во всевозможные списки «самых-самых» и вдохновляет кинематографистов на создание фильмов, в коих форма не должна превалировать над содержанием.
Там очень тонкие моменты. Например - про развитие разработки производства софта - переход к объектной модели, полиморфизм и еще много чего, что всплывало по мере просмотра фильмов. А Хранитель ключей (криптозащита), а роль Архитектора. Сейчас всего не вспомню, но по мере просмотра постоянно удивлялся подтексту. Он намного глубже. Хотя, лишний раз его пересмотреть почему-то не тянет - может, на работе все это уже надоело.
0 Ответить
Юрий, наверное, в том-то и проблема, что где тонко - там и рвется. Скрытый подтекст удивляет тех, кто может его разглядеть. А те, кому термин "полиморфизм" не знаком, склонны видеть нагромождение смысловых загадок, которые ведут в никуда. Светлая мысль оригинала лежала на поверхности, позволяя дотронуться до нее самым узколобым зрителям. А копать вглубь при просмотре боевой фантастики - это не наш метод) Вачовски переоценили возможности аудитории. И свои заодно.
0 Ответить
если бы читала статью как рецензию на незнакомый фильм, вряд ли пошла смотреть, а как напоминание - понравилось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что же вы так Киану Ривза обидели? Он снялся во многих фильмах и был известен еще до "Матрицы". "Джонни Мнемоник", "Прогулка в облаках", "Чувствуя Миннесоту", "Адвокат дьявола". А после были "Константин" и "Дом у озера".
Вообще положительных и отрицательных эмоций от фильмов поровну, поэтому сложно выразить своё отношение к ним. Логика хромает в сценарии на обе ноги и это сводит на нет все плюсы.
0 Ответить
Олег, даже не пытался обидеть Ривза, хотя, признаюсь, его ранние работы нравились мне больше, нежели его нынешнее творчество. Речь шла, в первую очередь, о Ривзе в статусе звезды первой величины. Приведенные Вами фильмы - это расцвет его таланта, восхождение к Олимпу. А оказавшись на верхушке горы, Ривз потерялся из виду. Роль Нео для него оказалась слишком "большой". Его конек - камерные драмы, вроде "Мой личный штат Айдахо". В "доматричных" блокбастерах Ривза всегда "страховали" опытным партнером, вроде Аль Пачино или Патрика Суэйзи. И доверили главную роль только после "Скорости"... Я же упомянул о тех годах, что прошли с премьеры "Матрицы". Да, "Константин" визуально смотрится, но Ривза там мало, он теряется на фоне падших ангелов и спецэффектов. Если уж и вспомнить что-то стоящее, то "Сладкий ноябрь" и "Короли улиц".
0 Ответить
Олег Михайлец, "На гребне волны"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, фильм тогда был свежим, был прорывом, и был (что самое главное) со смыслом!!!
Даже анекдоты есть о матрице:
- Сколько нужно мистеров Андерсонов, чтобы вкрутить лампочку?
- Ни одного! Ведь на самом деле лампочки не существует!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Противоречивые у меня эмоции от статьи... Да,захотелось пересмотреть Матрицу еще раз,да и к иронии Вашей,такой филигранной,придраться невозможно Замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для любителей виртуальности посоветовал бы малоизвестный и не упомянутый здесь "13 этаж".
0 Ответить