Рита Розова Мастер

Проклятые картины. Откуда они появились?

Среди некоторых людей бытует поверье, что человек или изображение на какой-нибудь картине могут оказывать магическое воздействие на ее обладателя. Существуют картины, за которыми закрепилась дурная слава. Как это могло случиться?

Диего Веласкес, «Венера с зеркалом», ок. 1647—1651 г. Фото: ru.wikipedia.org

Судьба натурщиков

Начнем с самого простого. С некоторыми людьми, которые позировали художникам, почему-то случаются странные вещи. Очень часто они преждевременно умирали. Приведу несколько примеров.

В. Л. Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г.
В. Л. Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет княгини Марии Лопухиной. С портрета на нас смотрит чуть загадочно красивая молодая девушка. Вскоре после того как портрет был написан, у княгини начались проблемы со здоровьем. Доктора поставили страшный диагноз: чахотка (туберкулез легких). В 18 веке эта болезнь была неизлечимой. Мария вскоре умерла, прожив очень короткую, но несчастливую жизнь.

Портрет княгини Лопухиной восхищал не только современников. Например, почти сто лет спустя поэт Я. Полонский посвятил Марии такие замечательные стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали.
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Но с этим портретом связана и другая странная история. Отец княгини Марии был большим поклонником всякой мистики и членом масонской ложи. Люди поговаривали, что ему удалось «вселить» дух умершей дочери в изображение на портрете, и если кто-то из молодых девиц на выданье посмотрит на портрет, то ее ждет неминуемая смерть. Якобы портрет княгини сгубил больше десятка молодых любопытных дворянок. В 1880 году полотно было куплено для Третьяковской галереи и выставлено для посетителей. С этого момента разговоры о проклятии, висящем над этой картиной, поутихли.

И. Е. Репин, «Портрет Николая Пирогова», 1881 г.
И. Е. Репин, «Портрет Николая Пирогова», 1881 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Не повезло и многим натурщикам, которые позировали И.Е. Репину. Например, художник обратился к известному хирургу Н. И. Пирогову с просьбой о нескольких сеансах для написания его портрета. Николай Иванович согласился. Вскоре портрет был закончен, а через день хирург скончался. Произошло это 23 ноября 1881 г. Такая же участь постигла и знаменитого композитора М.П. Мусоргского. Его портрет был закончен 5 марта 1881 года, а 28 марта он умер.

И. Е. Репин, «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 г.
И. Е. Репин, «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В 1909 году Саратовская городская дума заказала Илье Ефимовичу портрет П.А. Столыпина. Вначале художник хотел отказаться из-за несогласия с политикой царского правительства, но в следующем году ему все-таки пришлось взяться за эту работу. В 1910 году портрет был закончен, а через год Столыпин был застрелен в Киеве. Это грустное перечисление натурщиков И. Е. Репина можно было продолжить. После позирования художнику около десяти человек скоропостижно скончались.

И. Е. Репин, «Портрет П. А. Столыпина», 1910 г.
И. Е. Репин, «Портрет П. А. Столыпина», 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Проклятые картины

Картина «Поклонение волхвов» была создана Питером Брейгелем Старшим в 1564 г. В картине художник показал, что рождение ребенка не приносит радости, если кругом война, и люди убивают друг друга. Смысловым центром картины служит печальная Дева Мария с младенцем. В качестве натурщицы Питер пригласил свою кузину. По преданию, его двоюродная сестра долгое время не могла забеременеть от своего мужа, и ее бесплодие стало передаваться другим женщинам.

По легенде, «Волхвы» попадали к разным коллекционерам, и после этого в их семьях переставали рождаться дети. В середине 17 века картина была куплена Якобом ван Кампеном. Он не побоялся дурной славы картины, потому что в его семье уже было несколько детей. В настоящее время полотно Питера Брейгеля Старшего находится в Лондонской национальной галерее.

Питер Брейгель (Старший), «Поклонение волхвов», 1564 г.
Питер Брейгель (Старший), «Поклонение волхвов», 1564 г.
Фото: Depositphotos

Картина «Венера с зеркалом» была написана Диего Веласкесом около 1647−51 г. На ней изображено удивительно красивое и грациозное тело молодой женщины. Существует легенда, будто бы эта картина прославилась тем, что ее владельцы разорялись, как только они приобретали это полотно.

Якобы первым ее владельцем был мадридский купец. После покупки вожделенной красавицы он очень быстро разорился: суда с его товарами захватили пираты. Тогда он быстренько распродал остатки своего имущества, чтобы расплатиться с долгами.

Картина перекочевала к новому владельцу, который тоже занимался торговым бизнесом. Не успел он вдосталь насладиться новым приобретением, как в его склад с товаром ударила молния, и он потерял все в одночасье. Картина была выставлена на аукцион, где ее купил богатый ростовщик. Через неделю в его дом залезли воры, хозяина убили и удалились, прихватив сундучок с золотом. Наследники убитого никак не могли продать картину, о которой уже шла дурная слава. В конце концов, они подарили ее музею.

После долгих скитаний по свету картина попала в Англию, где была приобретена Лондонской Национальной Галереей. И только с этого места легенда совпадает с реальностью. На самом деле все ее владельцы были богаты и счастливы, а вот картине повезло меньше. В 1914 году с ней случилось несчастье. Какая-то фанатичка пришла в музей с большим ножом и несколько раз ударила им по полотну. Картину удалось отреставрировать, и сейчас она является гордостью лондонского музея.

Клода Моне, «Водяные лилии», 1903 г.
Клода Моне, «Водяные лилии», 1903 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Картина «Водяные лилии (облака)» была написана Клодом Моне в 1903 г. Окончание работы над «Лилиями» было ознаменовано дружеской пирушкой, которая внезапно была прервана пожаром в мастерской художника. Его быстро погасили и забыли, но ненадолго…

Картину прикупил один хозяин для своего питейного заведения на Монмартре. Через месяц в кабаре случился сильный пожар, но полотно успели вытащить из огня.

После этого происшествия картину продали на аукционе, и новым владельцем стал известный парижский меценат. Через несколько месяцев его дом сгорел, причем пожар начался в кабинете, где висела злополучная картина. И на этот раз полотно удалось спасти. Но за картиной уже прочно закрепилась слава пожароопасной.

В 1958 г. «Лилии» приобрел Нью-Йоркский музей современных искусств. И что вы думаете? Через три месяца в зале, где висела картина, случился пожар, который сильно повредил картину…

Многие полотна имеют дурную славу. Почему-то так получилось, что на протяжении веков люди связывали произошедшие несчастья с какими-то определенными картинами. Это стечение обстоятельств, или кто-то, действительно, «напустил порчу» на ту или иную картину? Остается также загадкой, почему некоторые натурщики заканчивали свой земной путь сразу после того, как их портреты был закончены. Есть над чем поразмышлять…


Что еще почитать по теме?

Как Брейгель пословицы зашифровал?
Писал ли Иван Серко письмо турецкому султану, или Кого изобразил Илья Репин?
Как из скромного поручика стать известным художником? Судьба В. Л. Боровиковского

Обновлено 23.12.2016
Статья размещена на сайте 4.03.2012

Комментарии (58):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Ужос.

    Оценка статьи: 5

  • Любопытный подбор статистики и событий. Хорошо поработали, Рита. Говорят, эвтаназия у нас запрещена, а вы своей статьей свели на нет все запреты. Анне Карениной нужно было просто пойти и попозировать. Да и в нашей жизни - жить девушке не хочется - к хорошенькому молодому художнику. После картины (ну, или шаржа) жизнь несчастливой натурщицы пренепременно изменится в какую-нибудь сторону .

    PS а натурщицам в художках выдавать за вредность молоко - ведь им так немного осталось...

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях,

      про эвтаназию я как-то и не думала Это надо же, куда может повернуть мысль читателя! Для того, чтобы это было достоверно, нужен большой материал для наблюдений, чтобы вывести статистически достоверные связи. А так, можно только говорить о некоторой тенденции, да и то с большой осторожностью...

      • Рита Розова, Юрий Лях, жжоте!
        Самое главное - все логично! И эвтаназия, и молоко за вредность...
        Еще я придумал такое западло... Если ваша девушка (молодой человек) выходит замуж (женится) за вашего сопернике (на вашей сопернице)... КАКОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОДАРОК НА СВАДЬБУ? ФОТОСЕССИЯ-ЙА-А-А! ФОТОСЕ-Е-ЕССИЯ-ЙА-А-А!

  • Комментарий скрыт
  • Да-а. Не заказывайте своих портретов. Да еще известным художникам. Вон Столыпин, через год, а все равно умер. Да и Шаляпин тоже. Правда лет через 25, но умер же!

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
    • Марина Конькова,
      вы правы насчет экскурсоводов, иногда они "наводят тень на плетень", чтобы оживить экскурсию. «Портрет Дориана Грея» - это единственный роман Оскара Уайльда. В нем все действие завязано вокруг магического портрета, играющего в судьбе главного героя роковую роль..., но это не реальная картина или портрет, к сожалению.

  • Комментарий скрыт
    • Света Букина,
      вы не верите - это ваша право. Вы заметили, что в статье идет речь о картинах, написанных в период с 16 по 20 вв., т.е.самой свеженькой около 100 лет, старушкам 400 и больше лет. Вы никогда не задумывались, что у каждой картины, "прожившей" долгую жизнь , есть своя биография. Люди связывали появление новых картин с событиями в истории страны, где она была написана, владельцы - с разными происшествиями в их жизни, а люди, видевшие картину, ассоциировали с последующими переменами в их жизни, если таковые имели место. Для нас - потомков, остались картины, свидетельства очевидцев, публикации современников. А что можете противопоставить вы: не верю, значит, не было? Или ваши личные догадки, как это могло произойти. И в первом, и во втором случае - доказательств нет

      • Комментарий скрыт
        • Света Букина,
          Почему-то о троллях мир узнал только с появлением Интернета. В средние века и позже люди жили спокойной размеренной жизнью. Если что-то происходило, то это было большим событием. Если оно было связано каким-то образом с картиной, то свидетельства фиксировались для потомков. Нет дыма без огня. К сожалению, ни создателей полотен, ни свидетелей тех событий уже нет в живых. Если вас интересует более близкое время, советую обратиться к документам конца 19 - начала 20 века и поискать достоверную информацию о натурщиках Репина. Это уже почти современность, документов для этого достаточно....

          • Комментарий скрыт
            • Света Букина,
              ждем-с результатов.

              • Комментарий скрыт
                • Света Букина,
                  бонус напоследок. Когда Репин писал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана...", то для головы царевича ему позировал писатель Всеволод Гаршин, который очень скоро после окончания сеансов бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Печально продолжать этот список...

                  • Люба Мельник Бывший модератор 10 марта 2012 в 07:49 отредактирован 10 марта 2012 в 07:51

                    Рита Розова, когда надо притянуть за уши - все притягивается очень удобно, достаточно плюнуть на факты и здравый смысл. Это - в отношении статьи.
                    В отношении Гаршина.
                    "очень скоро после окончания сеансов"?
                    Картину Репин закончил в 1885 году, Гаршин покончил с собой в 1888. Натурой для царевича был не только Гаршин, но и Менк.
                    В отношении причин самоубийства - см. Брокгауз и Эфрон:
                    читать дальше →


                    Так что вы ошибаетесь, все те персоны, о которых вы писали в статье, померли от того, что во младенчестве потребляли материнское молоко.

                    Оценка статьи: 1

                    • Люба Мельник,
                      Спасибо за очень интересный и информативный комментарий. Я в курсе, что для царевича Ивана кроме Гаршина позировал еще и Менк. Мне также известно, что у Всеволода Гаршина были проблемы с ментальным здоровьем. Но почему-то ему не пришло в голову покончить с собой до позирования, это случилось позже. Это факт.

                      В статье я тоже привела только факты, связанные с судьбой натурщиков и картин. Я никак не пыталась объяснить этот феномен, предоставив читателю возможность, сделать это самим. Совершенно отчетливо выделились две группы комментаторов. Одни нашли, что несчастья приключаются от позирования, и их приносят картины. Другие написали, что все это чушь и выдумки, и они в это не верят. Это право каждого, выразить свое мнение и отношение к затронутой теме…

                      • Люба Мельник Бывший модератор 11 марта 2012 в 00:53 отредактирован 11 марта 2012 в 01:04

                        Рита Розова, вы привели не факты "связанные с судьбой". Вы пересказали набор штампованных мнений. Факты передергиваете, меняя местами причины и следствия, игнорируете то, что не ложится в концепцию. Выше я привела красноречивый факт: Гаршин покончил с собой не "очень скоро после окончания сеансов", а спустя два с лишним года.
                        В статье же вы пишете: "После позирования художнику около десяти человек скоропостижно скончались" (все великолепно: и "после позирования", и "около десяти человек")))
                        Взять Столыпина: он скончался не после позирования, а после покушения - удавшегося. До того на него, если не ошибаюсь, было совершено с десяток неудачных покушений.
                        Взять Мусоргского - разве не очевидно, что на портрете - очень больной человек? И скончался не после позирования, а после белой горячки.
                        Для чего надо было вводить читателей в заблуждение относительно "Поклонения волхвов"? Где в помещенной рядом с текстом репродукцией картины читатель увидит то, о чем вы написали:
                        "В картине художник показал, что рождение ребенка не приносит радости, если кругом война, и люди убивают друг друга"?!
                        С чего это мы должны заключить, что рождение ребенка матери не приносит радости? Как Дева должна была выразить радость - по лугам окрестным скакать? Ей не положено - иконография Богоматери здесь предполагает самое большее - легкую полуулыбку, грустную - хоть в западноевропейской традиции, хоть в российской. И грусть - не от каких-то там политических переживания Нидерландов, а потому, что так Евангелием велено. И поклонение волхвов изображено канонично, и простодушная радость вольных и невольных зрителей и участников - тоже.
                        Конечно, процитированное - расхожая искусствоведческая сентенция, к данной работе никакого отношения не имеющая. Если где-то средь интернет-рассуждений вы это прочитали - не надо тому верить. Хотя бы в отношении живописи можно попробовать доверять собственным глазам, собственным ощущениям, если таковые есть (ощущения, конечно, а не глаза. Впрочем, и глаза надо иметь для этого настроенными на восприятие живописи).
                        Вообще статья написана неважно. Первый абзац производит странное впечатление: будто машинный перевод, будто писано человеком, бытующим не в русскоязычной среде, язык теряющим.
                        Много неточностей, даже откровенного вранья. Портрет Столыпина писался по заказу не Гос. думы, а Саратовской городской думы. Портрет по сию пору - гордость Радищевского музея.
                        "В середине 17 века картина была куплена Я. Кампеном"
                        В интернете бытует такая фраза: "В 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен". В нидерландских ФИО принято это "ван" не опускать.
                        Уж это-то надо было вычитать: "Питером Брейгелелем Старшим"
                        Как и это: "В начале художник хотел".
                        В отношении картины Веласкеса: написана не около 1651, а датируется 1647-51 гг. Не какой-то мадридский купец владел ею, картина числилась с июня 1651 г. в коллекции маркиза дель Карпио. В этом семействе и хранилась все время - пока, полученная по наследству герцогиней Альбой, не была продана после ее смерти Годою. Дальше случились т.н. наполеоновские войны - картина оказалась в Британии.
                        Питер Брейгель удостоился не только полного имени, и прозвища и даже дополнительного слога, с именем фигурирует и Клод Моне. Даже Репин именован полностью, Ильей Ефимовичем, один Диего Веласкес скромно обозначен: Д. Счастье, что хотя б в подписи к репродукции имя наличествует.
                        Наконец, "Например, сто лет спустя, поэт Я. Полонский" - не сто лет спустя. Если точное число не выходит, следует писать: около ста лет, почти сто. Иначе получается, будто стихотв. Полонского датировано 1897 годом,а это не так. Кстати, непонятно, почему "сто лет спустя" оказалось в запятых.

                        Оценка статьи: 1

                        • Люба Мельник, поддерживаю. Насколько я помню, Репин чуть не силком писал Мусоргского, просто боялся опоздать. Модест Петрович уже был на излете жизни, из-за алкоголизма. Пирогова он тоже писал, чтобы успеть, сколько ему лет то было? Если ходячих мертвецов (простите меня) писать, то - неудивительно, что они помирали. Мистика при чем здесь?

                        • Рита Розова Рита Розова Мастер 11 марта 2012 в 07:00 отредактирован 11 марта 2012 в 07:00

                          Люба Мельник,

                          Выше я привела красноречивый факт: Гаршин покончил с собой не "очень скоро после окончания сеансов", а спустя два с лишним года.

                          Про Гаршина я вам ответила в предыдущем комментарии.

                          [читать дальше →

                          • Комментарий скрыт
                            • Рита Розова Рита Розова Мастер 11 марта 2012 в 23:49 отредактирован 11 марта 2012 в 23:50

                              Света Букина,
                              Я никого не хотела пугать, только привела несколько примеров, что некоторые картины имеют плохую репутацию, а с людьми, которые позируют, могут приключится неприятности. Если кто-то в это не верит, то прочитал и забыл. читать дальше →

  • Нет, нет, нет. Картин миллионы. Есть редкие совпадения - не более того. Согласен с автором комментария об огурцах. Единственно , что показалось забавным это картина Монэ и те пожарные несчастья, которые ее сопровождали. У нас была возможность купить эту "картину" - делают такие копии, исполняемые компьютером, когда неровности художественного письма на холсте можно пальцами ощутить. Выгодно отличаются от литографий, которые просто мертвы. У нас дома пара таких "картин" - до сих пор доставляют удовольствие. Но пока мы с женой думали (ей было денег жалко, а я уговаривал), "картину" - она стоила в пределах 500-600 баксов - кто-то купил к моему огорченив. Теперь, после статьи, я даже доволен, что ее у нас нет - а вдруг "проклятье" передалось и на компьютерную копию. Жалко было бы дом, в котором живем уже давно. ( шутка)

  • Интересно в "Водяными лилиями"... Я знала лишь об одной картине с дурной славой, само изображение помню: на фоне стеклянной двери или окна грустный мальчик и девочка поменьше, но вот ни названия, ни автора не помню...

  • "Есть над чем поразмышлять...". Над чем же? Над глупыми домыслами и предрассудками? Начни проверять это как факты, выяснится, что большая часть - придумана,остальное - совпадение. Автору не приходило в голову, что люди вообще довольно часто умирают? А некоторые из них бывают натурщиками. Или натурщики умирать не должны? А если умерли - то это загадка? Стыдно в наше время уподобляться деревенским старухам прошлых веков, переносящим из дома в дом байки под видом "ужасной тайны". И смешно.

  • Комментарий скрыт
  • Для меня лучше проводить параллели и аналогии... Лично для меня не существуют картины с дурной репутацией. И Эдгар Аллан По - душечка!

    • Вячеслав Старостин,
      для вас характерно ассоциативное мышление, на ассоциациях. Такое мышление является важной частью разума по переработке информации, которая делает возможным обобщение и абстрагирование без какого-либо логического анализа.
      Я - приверженец нестандартного мышления, когда есть возможность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях и в ситуационных задачах-загадках. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении...

  • Давным-давно, еще в детстве, прочел интересное упражнение по логике. О "вреде" огурцов называется. Авторы упражнения весело и непринужденно доказывали "вредность" употребления огурцов...
    Смертью в итоге заканчивалось это мероприятие - поедание огурцов. Все, кто в жизни хоть раз попробовал огурец, рано или поздно все равно умирает. И возразить нечего. Особенно тем, кто и в глаза не видал огурцов. Они-то тоже умрут... Рано или поздно.

    • Вячеслав Старостин,
      интересный пример! В качестве объекта обсуждения можно взять, например, пользу и вред общения с НЛО, что полезнее, жить или умереть сразу после рождения и т.д. Но лучше вернуть к конкретному объекту обсуждения, к картинам с дурной репутацией, а не уплывать в неизвестную даль...

  • Ага-ага... А если в живых человек остался, да еще ненароком жить получше стал, то счастливыми картины станут. Иконы - исключительно чудесные. Амулеты и обереги - целебные. Коза на пальцах - зловредная, а сами пальчики - "хорошенькие мои".

    Сам текст - хороший.

    • Вячеслав Старостин,
      я только коснулась той стороны, когда картины почему-то приносят несчастье. Заметьте себе, что я не обсуждаю, почему эти картины "плохие" или "хорошие". Так получилось, что на протяжении веков около небольшого числа картин накапливалась дурная слава. Про "хорошие" картины известно совсем немного. Про иконы и амулеты - это из "другого огорода"

  • Н-н-да. Как-то нехорошо получалось. На портрете Столыпина слева зловеще красная стена. Мартирос Сарьян наотрез отказался писать портрет Сталина, хотя предложения были и даже настойчивые по слухам. Дело было во время войны и видимо к лучшему. Много сказок о " И.Грозном, убившем сына" и много других легенд и случаев с шедеврами живописи.
    Что? Статья лёгкая,познавательная, вполне на 5.

    • Сергей Дмитриев,
      спасибо за интересный комментарий и высокую оценку. На самом деле, можно написать большую серию статей про таинственные проклятия, висящие над некоторыми картинам, причем, не только из прошлого, но и о картинах современных художников. До сих пор нет разумного объяснения, почему это случается. Некоторые пытаются это объяснить тем, что натурщик отдает часть своей жизненной энергии картине во время позирования. Если это энергетика отрицательна, то и от картины будут исходить "отрицательные флюиды". Мне такое толкование показалось несколько наивным, поэтому я даже его и поминать в статье не стала.