Конечно, две губернии — это ещё не вся Финляндия, но они — неотъемлемая составляющая страны как единого целого. А по отдельным частям целого можно с достаточно большой долей уверенности судить и о нем самом.
И если это сделать, то да — первое, что бросается в глаза — «разность» представленных на выставке художников. В экспозиции — и графика, и живопись, и скульптура. Есть фотографии, художественные объекты, инсталляции.
Но не только разные подходы авторов к отображению в своих произведениях того, что волнует их, порождает это многообразие. Различен и материал, с которым работают художники. Кто-то предпочитает традиционные бумагу, картон и краски (акрил или акварель), кто-то — дерево (липа, ольха, береза). Кто-то работает со стеклом, а кому-то больше по душе металл. А в дополнение к уже давно известным материалам и способам работы с ними появляется что-то новое, вошедшее в нашу жизнь совсем недавно. Галогеновые лампы, цифровая видеосъемка, например.
А как же иначе? Искусство-то… Современное. Значит, должно (просто обязано!) использовать современные материалы и технологии.
Но каждый из авторов относится к тому материалу, с которым работает, с настоящей любовью и, наверное, где-то там, в глубине своего «я», считает его живым, способным передать те чувства и эмоции, что возникают у художника в процессе творчества.
Как сказала Мери Джейн Грегори, представленная на выставке, среди прочего, и работой «Эллитялли», напоминающей интерактивную игру многослойного рисунка на стекле с бесконечным числом его зеркальных отражений: «Трогать стекло — всё равно, что заниматься любовью. Оно может быть как мягким, так и чрезвычайно опасным. Поэтому с ним надо быть твердым, но нежным».
Но главная «разность» современного финского искусства, в том, что каждый из авторов — индивидуальность, которая имеет свой личный, зачастую — неповторимый взгляд на окружающую его жизнь, и по-своему, оригинально доносит своё видение этой жизни до современников.
Так, Юсси Валтакари, автор небольших по размеру скульптурных композиций, считает, что: «Существуют вещи и ситуации, которые невозможно изменить. Но можно понять их и выразить своё отношение к ним».
А вот это «выражение» у каждого из авторов своё. Равно как и «понимание». При этом надо помнить о том, что мысль, заложенная художником в своё произведение, не тождественна тем мыслям, которые возникают уже у нас, зрителей. Что, в свою очередь, порождает мультипликативный эффект восприятия. И один и тот же художественный объект становится многозначным в наших, зрительских глазах. При этом его «разность» уже нами самими возводится в степень «n», где «n» — количество людей, увидевших конкретное произведение и, задумавшись, остановившихся перед ним.
И всё же у всех произведений, представленных на выставке, есть что-то общее, объединяющее их и делающее неотъемлемой частью общеевропейского, а в конечном итоге и мирового искусства.
Наверное, не просто так художник Эса Мелтаус считает своим девизом высказывание польского писателя Ежи Станислава Ленца — «Поэт рыбачит в реке, которая течет сквозь него». Хотя, наверное, в этом есть и что-то своё, личное. Эса родился в 1961 г. в Виртаярви. А «ярви» по-фински — озеро, из которого обязательно вытекает (или впадает в него!) какая-нибудь речка. Так или иначе, но акварели Мелтауса так же светлы и прозрачны, как чистые воды многочисленных рек и озер его Родины. Только это уже не речные или озерные воды, а та жизнь, что течет сквозь художника, выплескиваясь уверенными мазками кисти на его картины.
Общим для всех современных финских художников, представленных на выставке, является и то, что творят они, опираясь на основу, заложенную их предшественниками. Создавая что-то своё, новое современное искусство Финляндии не забывает о своих корнях.
Юсси Валтакари режет свои деревянные скульптурные композиции доставшимся ему от отца зеркально гладким лапландским ножом. Тем самым, которым тот когда-то вырезал для него игрушечный меч.
Одним из источников вдохновения для скульптора Ристо Иммонена стал эпос «Калевала», благодаря которому им создана собственная визуальная версия образов карельских женщин — таинственных и загадочных. А его работа «Раненый ангел» — современная интерпретация одноименной картины одного из финских классиков — Хуго Симмберга (1903 г.), хранящейся в хельсинкском музее Атенеум.
Но главное, что объединяет современных финских художников — это те вопросы, на которые они ищут ответы в своих произведениях. И главный из них — что такое наша жизнь?
Кто-то, как Сакари Матинлаури, считает, что это — извилистый путь, усеянный терниями, на котором не всегда стоит надеяться на окружающих, ибо брошенный тебе спасательный круг — разомкнутая окружность из идеально отполированной нержавеющей стали, по бокам которой — острые шипы. Чтобы ты, не приведи Господь, невзначай не уцепился за него, ободренный мнимым сопереживанием находящихся на берегу…
В чем-то солидарен с ним и Эса Мелтаус, пытающийся, на мой взгляд, донести до нас своей акварелью «Шкура II» мысль о том, что под внешней оболочкой многих из окружающих нас людей нет ничего, кроме скелета. Хотя… Может, это не так уж и плохо? Ведь скелет — это тот стержень, на котором может и должна крепиться личная жизненная позиция каждого из нас. Значит, ещё не всё потеряно!
По-своему на извечный философский вопрос отвечает Вейко Тёрмянен в композиции «Отправление»: да, наша жизнь — игра. Но ведь никто не тянет нас силком за карточный столик?! Так и в жизни. У каждого всегда есть выбор — в темный или светлый вагон сесть. Но, даже поднимаясь по ступенькам в светлый, надо помнить, что помимо разноцветья жизни, чувств и эмоций, в нём всегда есть вкрапления черных точек…
Наверное, можно ещё много и долго рассказывать даже об этой, совсем небольшой группе представителей современного финского искусства, с чьими работами нынешней осенью смогут познакомиться жители карельской столицы, но… Каков же ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи? На мой взгляд, на него невозможно ответить однозначно. У каждого из нас ответ будет свой.
Поэтому, если будет такая возможность — посетите выставку. Ну, а не будет — не каждый ведь сможет приехать в Петрозаводск в ближайшие дни и недели… — читайте этот материал и смотрите фотографии с выставки. Смотрите, думайте, делайте выводы. И ищите свои, личные ответы на те вопросы, которые ставят перед нами современные финские художники. И сама жизнь…
А вот здание-загадка, не хуже финских образцов:
Извините, что не по теме обсуждения статьи, просто навеяно недавним путешествием...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Максимовская, спасибо, Вы выложили яркие примеры "архитектурноного насилия", которому я посвятил раздел в статье о визуальном насилии. Это примеры чудовищно гипертрофированного воображения без органического чувства меры и гармонии с окружающей средой.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Да, но многие считают этот город прекрасным шедевром! Его с гордостью демонстрируют, как пример высочайших достижений во многих областях, символ процветания!
А окружающая природа там - степь, с прекрасным плавно-волнистым ландшафтом.
P.S. Далеко ушли от темы Константина, однако. Модераторы простят?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Надеюсь, простят!
0 Ответить
Елена Максимовская, в принципе не далеко, если считать архитектуру искусством. Напишите статью с картинками. Да, авторы этих ДЕшевров трясут писаной торбой нищеты своих талантов.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, не, статью не могу. Кое-как написала пост в свой ЖЖ, на ШЖ - нема таланта . Вот Вы - смогли бы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, не скромничайте, "проницательным взглядом", по репликам я чую в Вас большой авторский потенциал. Дерзайте и дерзите ! Выводите на чистую воду "рвачей и выжиг" от искусства и архитектуры.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да я только на реплики и способна, и то лишь по вдохновению! Статьи писала по "производственной необходимости", буквально вымучивать приходилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская,я пишу только в охотку. Мне трудно поверить, что на статьи у Вас не хватает вдохновения. Здесь же Вы пишите о том, что хотите, а не о том, "что надо".
0 Ответить
Действительно, оригинальная конструкция. Первая ассоциация, возникшая у меня сразу же после того, как увидел снимок, - кормушка для кошки (или собаки). Но, судя по размеру сооружения, зверь, который мог бы питаться из этой "миски" - значительно крупнее!
2 Ответить
Константин Кучер, А Вы, по сути, недалеки от истины: для многих столь масштабное строительство - прекрасная кормушка!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Или ещё
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ладно бы, если просто "свечки"! А то ведь зиккураты натуральные.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин, так это же прекрасно, что "зацепило"! А вместо "финское" можно было бы подставить любое другое, или вообще пропустить .
Да, воздействие на эмоции - несомненное. Но вот всегда ли положительное? Лично у меня "абстракционизм" вызывает в лучшем случае недоумение, в худшем - вопрос: "А не держит ли нас автор за дураков?". Но это уже другая тема.
То же самое могу сказать и о современной архитектуре. Как Вам, например, такое?:
Оценка статьи: 5
1 Ответить
К сожалению, таких прямоугольных "свечек" сейчас, наверное, везде хватает. Как у нас общественники не бьются за сохранение исторического облика Петрозаводска хотя бы в центральной части города, на улице Ленина этим летом ввели в эксплуатацию уже третий "кубик" торгового комплекса из стекла и бетона. Деньги, деньги, деньги... "В чем сила, брат?".
А вот купол на первом плане снимка... Во времена моей пионерско-комсомольской юности, постройки такой формы иногда встречались. Но, увидев подобный объект, можно было с точностью определить, что именно здесь находится городской (областной, республиканский) планетарий. А вот что сейчас может быть в здании с такой интересной формой... Поди, догадайся!
0 Ответить
Статья как всегда на уровне. А вот искуство... Удивлен, что финны, так берегущие природу, (знаю, потому что часто бываю там) так ничего от нее и не взяли. Как та Баба-Яга в нашем мультике, которая всегда против. Думаю, что авторам сих композиций просто выпендриться надо. Тема бережного отношения к природе думаю в Финляндии не актуальна. Приехали бы они в Россию, где те же финны лес валят
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр, Елена, Сергей, может мы как-то строго подходим к оценке современного финского искусства, представленного российскому зрителю на выставке?
На мой взгляд, одна из главных задач искусства - воздействовать на нашу эмоциональную составляющую. Порождать уже наши чувства, в ответ на чувство, вложенные автором в свое произведение. И эту задачу большинство из выставочных экспонатов выполняет.
Думаю, все мы понимаем, - не "зацепи" меня выставка, не разбуди она мои эмоции, так этой статьи просто не было бы...
0 Ответить
Спасибо за виртуальную экскурсию. Статья хороша. а вот образцы "искусства" - гм-м... Понятны только олени, а все остальное..."абстракционизьм" . Впрочем, Константин очень внятно объяснил скрытый смысл некоторых "шедевров". Вот только "Дочь Туонелы" осталась неразгаданной, как ни вглядывалась
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Не понимаю, как можно заниматься такой ерундистикой?" (С) да ещё выдавать её за искусство. "Извилистый путь" - таких "путей" не бывает, это скорее вырезка кишечника.
"Звёэдная птица" - только по голове можно догадаться,"что это за гусь".
Единственное б/м тянет на искусство пейзаж на фотоакриле и акварели на бумаге.
Я тут недавно тоже насмотрелся на подобные "загибоны" из железок со сваркой и прочих "несварёнок" для восприятия.
Если всё это выдаётся за искусство, то это ужОс, "это бЯда" - как сказал И.Козловский о плохих фильмах.
Материал подан хорошо, но материал-то никудЫ гож.
за форму 5, а за содержание 2.
0 Ответить
Сергей, поэтому и вопрос в заголовке сформулирован - "какое оно". Вот такое, каким мы его видим. А уж считать ли увиденное искусством или нет, каждый решает для себя сам...
Большое спасибо за отзыв.
С уважением, Константин
0 Ответить
Константин Кучер, вот что несёт игнор марксистской, коммунистической идеологии: народ сваливается в чертовщину мракобесия при безбедной и сытой жизни.
Наши молодые, когда ездили в Швецию на окончание сестрой универа по биологии, привезли в подарок мини-кувшинчик с ручкой и такого же размера (90 на 90 мм) с крышечкой с выемом для ложки и без ручки как бы для варенья сосудик. Я порадовлся вкусу на уровне японцев: глина матово-не ярко-белая, изысканная форма, синий ободок по бОльшему диаметру со скромным бантиком рисунка. Я подумал, что у шведов жива народная традиция украшать убиход простыми, но не примитивными вещами.
0 Ответить
А это - уже упоминавшийся по тексту статьи "Извилистый путь" Сакари Матинлаури, но отснятый в ином ракурсе.
0 Ответить
А вот ещё несколько, как мне показалось, запоминающихся работ.
0 Ответить
Лейла Липияйнен (Рованиеми)/ Автопортрет 2. 2012. Дерево, гвозди
0 Ответить
Рейё Раекаллио (Рованиеми)/ Таращатся. 2009. Бумага, акварель
0 Ответить
Ристо Иммонен (Рованиеми)/ Звездная птица. 2009. Нержавеющая сталь
0 Ответить
Но если вдруг, после всего сказанного, у кого-то сложилось впечатление, что Юсси Валтакари один такой, то это - далеко не так. Краткий, но ёмкий и образный язык среди современных финских художников – скорее правило, чем исключение.
Если вернуться к тексту статьи и ещё раз пробежаться по иллюстрациям к ней, то можно обратить внимание на те же самые работы Сакари Митинлаури. Или Вейкко Тёрмянена. У последнего, кстати, есть, на мой взгляд, ещё одна интересная работа Как раз относительно темы художественного языка. Это - «В объятиях червонной дамы». Она, как предупреждение: «Будьте осторожны с картами - на них так легко подсесть. А когда подсядешь, не так-то легко вырваться из обманчиво мягких объятий червонной (бубновой, трефовой) дамы»…
А «Тень», казалось бы такого серьезного выразителя и интерпретатора финской классики, как Ристо Иммонен? Вглядитесь… Что она показывает своему Создателю? Которому, в ответ, остается только разводить руками…
0 Ответить
Вейкко Тёрмянен (Оулу)/ "В объятиях червонной дамы". 1995. Алюминий, дерево, акрил
0 Ответить
Ристо Иммонен (Рованиеми)/ "Тень". 2007. Сталь
0 Ответить
Юсси Валтакари (Оулу)/ «Shit happens». 2007. Ольха
0 Ответить
Юсси Валтакари (Оулу)/ "Папа в затруднительном положении". 2011. Ольха
0 Ответить
Хотя скульптура Юсси Валтакари «Приносящий свет», фотография которой приведена в качестве иллюстрации к статье, никак не оговаривается по её тексту, на мой взгляд, стоит присмотреться к ней пристальнее. Судя по очкам и специфическому одеянию, перед нами - типичный научный работник. Не иначе, профессор. Но вот как, или, правильнее, - чем он несет нам, зрителям, свой свет? Знаниями? Или тем электрическим фонариком, что зажат у него в правой руке?!
Вообще, Юсси, очень оригинальный автор. Любая из его композиций обязательно имеет какой-то скрытый подтекст, который, с изрядной долей юмора, а иногда и сарказма, пытается донести до своего зрителя скульптор. При этом важна любая мелочь или, казалось бы, - малозначимая деталь.
Вот скульптура «Папа в затруднительном положении». Она - одна из немногих - раскрашена автором. И посмотрите, в какие цвета? Розовый и голубой. Перед нами – человек нетрадиционной сексуальной ориентации. Но почему он «папа», если в женском одеянии? И какое затруднение он пытается разрешить, лихорадочно набирая на мобильнике, скорее всего, номер «мамы»?
А вот - уже не скульптура, а целая скульптурная композиция с двумя фигурками, каждая из которых крайне раздраженно что-то пытается доказать стоящему напротив оппоненту. Фигурки – совершенно одинаковы, как братья близнецы, и отличаются друг от друга только размером. Одна из них в несколько раз больше другой. А между прочим, перед нами - разговор человека со Всевышним. Но кто из этих фигурок Господь, а кто – человек, автор нам не говорит. Мы сами вправе определить, кто для нас Всевышний – большой и грозный авторитет, или так, - мелочь. С мнением которой можно и не считаться…
Хотя, подсказка определенная есть. Мне показалось, она – в названии композиции: «Shit happens». Если в очень смягченном переводе, то примерно так – «всякое бывает»
0 Ответить
Сара Ахде (Оулу)/ Оулу №4. 2012. Фотопечать на акриле
0 Ответить
Лейла Липияйнен (Рованиеми)/ «Трофей» 2005 г. Алюминий, рога северного оленя, мех
0 Ответить
Или вот, ещё один из авторов, с пессимизмом относящийся к перспективам во взаимоотношениях человека и природы. Работа Тома Энгблома ярко и образно показывает наше потребительское отношение к тому, что нас окружает - использовать в своих целях по максимуму (ободрав ель, как липку), а потом - выбросить на свалку за ненадобностью...
0 Ответить
Том Энгблом (Рованиеми)/ "После Рождества". 2012. Дерево (ель)
0 Ответить
Ни сам лапландский художник Рейё Раекаллио, ни его картина «Попытка спастись от машины» никак не упоминаются по тексту статьи. Но в качестве иллюстрации, фотография последней всё-таки использована.
Дело в том, что учитывая требования к объемным параметрам статьи, за её рамками осталась одна, на мой взгляд, интересная тема, которую можно продолжить уже в комментах.
И тема эта – как в творчестве современных финских художников отражена проблема (а таковая – действительно, имеет место быть!) взаимоотношений современного индустриального общества с окружающей его природной средой.
И опять же, ответ на этот вопрос у каждого свой. И варьируется он от крайне пессимистичного, до осторожно оптимистичного.
Крайний пессимизм можно увидеть в композиции Лейлы Липияйнен (Рованиеми) «Трофей» (2005 г., алюминий, рога северного оленя, мех). По её мнению – всё живое это - исключительно охотничий трофей человечества. И всё, что его ждет, так это или кастрюля, если неблагодарное человечество предполагает варить суп, или глубокая сковородка (сотейник), если трофей предназначен на жаркое. Правда, в работе Лейлы нет ни кастрюль, ни сковородок. Оленьи рога у неё закреплены на отдельных частях соковыжималки. Как намёк на то, что сегодня мы выжимаем из природы все что только можно? И чего нельзя - тоже. Тоже выжимаем.
К осторожно оптимистичным можно отнести позицию Сары Ахде (Оулу), которая (см. работу «Оулу №4») пытается показать своим зрителям, что даже в условиях крупного индустриального центра можно (если, конечно, захотеть!) сохранить уголки пусть и не первозданной, но почти дикой природы.
А вот в промежутке между Лейлой Липияйнен и Сарой Ахде – та самая, уже упоминавшаяся картина Рейё Раекаллио - «Попытка спастись от машины», который предпочитает не давать прямых ответов, оставляя за зрителем право выбора того финала, который обязательно произойдет уже за пределами этой художественной работы. На первый взгляд, у оленя нет ни малейшего шанса спастись. Уж больно близко автомобиль. И преимущество последнего в скорости – неоспоримо. Нет, не спастись рогатому.
Но это только на первый взгляд. А если присмотреться, да чуть поразмышлять, то только что описанный финал – чистой воды фантастика. Любой из автомобилистов знает, чем ему самому и его железному коню грозит на трассе столкновение с крупным животным. Так сразу и не сказать, кому от этого столкновения будет хуже. Поэтому в реальной жизни любой водитель сделает всё возможное, чтобы избежать столкновения.
Отсюда вывод - и у живой природы есть шанс. Человеку нет никакого резона вступать в прямую конфронтацию и идти на столкновение с ней. Он понимает, что от этого столкновения хуже будет не только природе, но (в первую очередь!) ему самому…
0 Ответить