Вот и я подумал: а почему бы и нет? Ну, и раскрыл афишу. А в ней черным по белому, что неделя французского кино у нас. Так и попал я на фильм «Шахматистка», что в 2009 году сняла Каролин Боттаро. И, соответственно, французским фильм назвать можно только условно. Дело даже не в том, что в официальных релизах он позиционируется как кинокартина совместного производства Франции и Германии. В этом, пожалуй, нет ничего удивительного. А если и есть, так самая капелька. И то, только для тех, кто не знает, что Каролин Боттаро родилась 10 октября 1969 года в Билефельде (Германия). И в её жилах, помимо немецкой, течет ещё и итальянская кровь (см. внимательно фамилию). Но вот живет, а соответственно, и работает Каролин в Париже. А Париж — это уже Франция. Вот так и получаются фильмы совместного производства.
Кстати, и живет (вернее, жила) Каролин не абы где. А на одной лестничной площадке с Бертиной Хенрикс. Написавшей тот самый роман, что лег в основу кинокартины.
Написать-то Бертина его написала, но вот нести издателю своё произведение ей было боязно. А ну как разгромят её творение в пух и прах, так что и живого места от «Шахматистки» не останется? Вот Хенрикс и выбрала в качестве подопытного кролика Боттаро. И назначила Каролин своей первой читательницей. А той что делать? Не ссориться же с соседкой…
И стала Каролин читать «Шахматистку». Прочитала первый десяток машинописных страничек и… И поняла, что из этого романа может получиться отличный фильм. Прямо как в воду глядела. Он ведь, и в самом деле, получился.
Вот об этом лента Каролин Боттаро. О том, что никто не может помочь другому. Только он сам. Если, конечно, не боится. В первую очередь, самого себя. Потому что сильнее таланта… Того самого, которому не учат ни в каких университетах. О котором невозможно прочитать ни в одной, самой умной книжке. Так же, как и нельзя его купить. Ни за какие деньги.
Сильнее таланта только страх. Страх того, что у тебя нет этого самого таланта. Что от твоей книги (или фильма) и живого места не оставят. А если бояться, то в лес лучше не ходить. Волки съедят. И страх победит талант.
Примерно так говорит доктор Крюгер (Кевин Кляйн) главной героине фильма, подрабатывающей у него приходящей уборщицей квартиры, Элен (Сандрин Боннер). А ещё он говорит, что идя на риск, можно проиграть. Но не рискуя, ты проигрываешь всегда. Поэтому, если хочешь чего-то добиться, верь в себя и свои силы. Это в первую очередь.
А во вторую — рискуй. Не бойся выйти за пределы обыденного, уже привычного. Может, там, за пределами этого нарисованного тобою самим круга, не только черти и летающая в гробу панночка. Но и что-то такое, чего ты с таким нетерпением ждешь.
Поэтому, если кто-то будет вам говорить, что фильм о том, как сильное увлечение может кардинальным образом поменять человека и его жизнь… Не верьте. «Шахматистка» не об этом.
Нет, так-то шахматы в фильме есть. С таким-то названием, да чтобы их не было? Невозможное, это вообще-то, дело.
Но шахматы, с которых всё собственно и начинается, — это только отправная точка. Как тот трамплин, с которого надо прыгнуть. Но прыгнуть самому. Или не прыгнуть. Понимая, что если «нет», то всё так и останется. Так же, как и было. И ты, не сделав ничего, проиграешь. Просто потому, что решил оставить всё так как есть.
А вот если решишься и прыгнешь… То вынырнуть из воды можешь уже совсем другим человеком. Победителем. Не только для самого себя. Но и для тех людей, которые тебя окружают.
С шахмат всё началось. Элен, убирая номер в гостинице, в которой она работает горничной, видит, как на балконе, отделенном от комнаты тонкой занавеской, супружеская пара играет за расчерченной в черно-белую клетку доской. И это не просто другие, незнакомые ей люди. Это другой мир, в котором есть место для счастья, любви и всего того, о чем мечтает любой человек, независимо от того, кто он — мужчина или женщина.
Вот и Элен мечтает. По сути, она не горничная в одном из корсиканских отелей. Она — современная мадам Бовари. Но, в отличие от её литературной предшественницы, Элен добивается того, о чем мечтает. И кардинальным образом меняет свою жизнь. Делает её другой.
Но не потому, что покупает в подарок мужу Анри (Франсис Рено) шахматы, а потому, что начинает думать. И это настолько её меняет, что к Элен совсем по-другому начинают относиться окружающие её люди. И в первую очередь — близкие. Муж и дочь Лиза (Александра Жантиль). Если раньше последняя презирала своих родителей за то, что ей стыдно привести в этот бедный дом полюбившегося ей парня из богатенькой семьи, то теперь она понимает, что матерью не только можно, но и нужно гордиться. К такой же мысли постепенно приходит и Анри, покупающий Элен новые шахматы, взамен тех, что она выбросила в мусорное ведро, не желая причинять боль любимому ею и, как оказалось, любящему её человеку: «Это мой подарок тебе. И его нельзя выбрасывать. Надеюсь, ты понимаешь это?»
И Элен понимает. Так же как понимает, что не только она верит в себя. В неё верят те люди, которым она дорога. И которые дороги ей. Поэтому она не должна их подвести.
Она и не подводит. Элен выигрывает свой первый шахматный турнир. И здесь полторы тысячи евро призового фонда (которые, конечно же, будут совсем не лишними в её семье!) — не самое главное. Значительно важнее то, что она изменила не только себя, но и свою жизнь. Сделала её другой. Насыщенной. Счастливой и радостной.
А стало это возможным только потому, что она поверила в себя. Поверила, рискнула и… Выиграла!
Наверное, это под силу многим из нас. Нужно только поверить в свои силы. Так, как это сделала героиня фильма Каролин Боттаро.
А ещё желательно помнить, что «…из всех фигур только королева может ходить так, как она хочет. Она даже сильнее короля». Поэтому глубоко заблуждается тот, кто думает, что «Шахматистка» — чисто женский фильм. Даже самым брутальным из мужчин стоит его посмотреть. Хотя бы для того, чтобы лучше понять тех женщин, которые рядом с ними.
И?.. В смысле - не играя, никогда и не проиграю?!
0 Ответить
...да, не играя - я не выиграю,
но...
0 Ответить