• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как создавались песни «Beat It» и «Thriller»? К 30-летию знаменитого альбома Майкла Джексона «Thriller»

Одной из причин массового успеха альбома «Триллер» стало умение Майкла Джексона талантливо переплавлять в своём творчестве самые разные стили и при этом не терять своего собственного лица.

Кадр из клипа «Beat It»

М. Джексон:
«То, что дало начало „Thriller“ — это время, полное разочарований и боли — я жил в районе под названием Энсино, и я привык видеть граффити „Диско — отстой“ и „Диско это“, и „Диско то“, а диско было всего лишь весёлым способом заставить людей танцевать в те времена, но оно было так популярно, что общество отвернулось от него.

…Ты не говоришь: „Я сделаю песню в стиле кантри для рынка кантри, а песню в стиле рока для другого рынка“ или что-то подобное. Мне близки все стили в музыке. Я люблю некоторые песни в стиле рока и некоторые песни в стиле кантри, и некоторые — в стиле поп, и все пластинки старого рок-н-ролла».

Такой «рок-песней» на «Триллере» стала композиция «Beat It» («Не сдавайся»), для записи которой пригласили знаменитого в те времена гитариста Энди Ван Халена. Песня была написана ещё во времена «Off The Wall» и была реакцией Джексона на разгул уличного насилия.

М. Джексон:
«Слова „Надо победить“ выражают то, как я поступил бы в беде. Их смысл — мы должны испытать отвращение к насилию. В это я глубоко верю. Песня советует подросткам быть благоразумными и избегать неприятностей. Речь не о том, чтобы подставлять другую щеку, когда кто-то бьет тебя по физиономии. Если нет другого выхода, надо просто уйти, прежде чем пойдут в ход кулаки. Если ты погибнешь в драке, то не получишь ничего, а потеряешь все. Проигрываешь ты, а также те, кто тебя любит. Вот на какие мысли должна наводить „Надо победить“. Для меня истинная отвага — решить спор без драки, быть достаточно мудрым, чтобы осуществить это решение».

Для съёмок клипа на песню Джексон рекрутировал режиссёра Боба Джеральда, а для достоверности решил использовать не ряженую массовку, а самых что ни на есть настоящих представителей молодёжных уличных банд. Затея была рискованной, зато сэкономили на гримёре — ребята и без него выглядели аутентично. Кроме того, к съемке они отнеслись с большим энтузиазмом. А то! По телевизору покажут, пацаны зауважают, мама порадуется.

М. Джексон:
«…рядом были агенты службы безопасности, и мы были готовы ко всему. Конечно, вскоре мы поняли, что все это лишнее, что „бандиты“ на самом деле застенчивые, приятные в общении и добрые ребята. В перерывах мы их кормили, а они все убирали и уносили на подносах. Я понял, что, стремясь казаться „плохими“ и „крутыми“, они на самом деле хотят лишь самоутвердиться. Они хотели, чтобы их заметили и уважили, а ведь мы собирались показать их по телевидению. Они были в восторге.
— Эй, взгляни на меня, я что-то значу!»

Предыдущий сингл «Billie Jean» ещё занимал 1-е место, когда Майкл решил выпустить и «Beat It». Компания CBS посчитала это безумием — нельзя же так искушать фортуну. Но Майклу тогда везло — «Beat It» тоже занял 1-е место, а какое-то время даже покрутился в первой десятке одновременно с «Billie Jean».

А Майкл Джексон продолжал удивлять публику своими рискованными и грандиозными проектами. Теперь он решил снять уже не просто хороший клип, а настоящий мини-фильм. Лучшей песни для этого, чем «Thriller», трудно было и представить.

Хотя Джексон и был автором хитовых «Billie Jean» и «Beat It», данная композиция принадлежала его соавтору по альбому — Роду Темпертену. Поначалу песню хотели назвать «Starlight» («Звездный свет») или «Midnight Man» («Полуночник»), но потом додумались до более эффектного — «Триллер», а заодно окрестили так и весь альбом.

М. Джексон:
«Когда я спел „Thriller“, я понял, что хочу сделать короткометражный фильм. Обычный парнишка идет на свидание и признается девушке, что он не такой, как все. Я хотел превратиться во что-то. Мне это показалось забавным. Делать видео было так весело!»

В то время как раз были в ходу ужастики вроде «Зловещих мертвецов», поэтому для съемок «Триллера» пригласили профессионального режиссёра, подвизающегося на этой теме — Джона Лендиса, прославившегося к/ф «Американский оборотень». Тут уж на гриме и спецэффектах не экономили. Клип показался CBS чересчур дорогим, тогда Майкл решил снять его полностью на свои деньги. И не прогадал.
Полная версия клипа тянула на 10 минут и имела завязку, сюжет и интригу в конце.

Вышедшее в феврале 1984 года видео, где милый чернокожий паренёк преображался в монстра и отплясывал с подобными могильными созданиями перед испуганной девушкой, произвело фурор в индустрии клипов. Популярность имел не только клип, но и фильм о том, как он снимался. Изданная видеокассета «Снимая «Триллер» разошлась миллионным тиражом и взяла ещё один рекорд, став самым продаваемым «домашним видео».

М. Джексон:
«Какой смысл отдавать все силы работе над альбомом, чтобы выпустить потом ужасный видеоклип? Мне хотелось, чтобы мой видеоклип приклеил зрителя к телевизору, чтобы ему хотелось просматривать его еще и еще. Изначально идея была дать качественную продукцию. Мне хотелось стать первооткрывателем в этой относительно новой области, сделать самые лучшие короткие видеофильмы, на которые мы способны. Я даже не хочу их называть видеоклипами. На съемочной площадке я объяснил, что мы снимаем фильм, именно такой был подход».

Единственной, кто в то время серьёзно портил Майклу настроение, была религиозная община, к которой он принадлежал. Понятное дело, досталось певцу и за «Триллер», и за танцевальные захваты паха.

М. Джексон:
«Когда я впервые сделал лунную походку, они мне сказали, что это был непристойный бурлеск. Но я продолжал так танцевать в течение нескольких месяцев, и они сказали: «Ты никогда не будешь больше так танцевать». Я ответил: «90.9 процентов танца — это движение талией». Они сказали: «Мы не хотим, чтобы ты это делал». В течение длительного времени я старался танцевать, не двигая этой частью моего тела. Когда я сделал «Thriller» со всеми вампирами и привидениями, они сказали, что он демонический и частично оккультный, брат Джексон не может этого сделать. Я позвал своего адвоката и, плача, сказал ему: «Уничтожь это видео». Благодаря тому, что он пошёл против моих желаний, люди сегодня имеют «Thriller».

С общиной Майкл расстался, а альбом «Триллер» поднял его на небывалую высоту, принёс ему неофициальный титул «короля поп-музыки» и впервые открыл певца для нашего слушателя. В конце 1980-х плакаты с ликом Джексона украшали стены не одной советской квартиры.

Статья опубликована в выпуске 1.12.2012
Обновлено 15.10.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей Иванов Читатель 29 декабря 2012 в 21:46 отредактирован 29 декабря 2012 в 21:47 Сообщить модератору

    Сергей, при всем моем уважании:

    1. Вы не разбираетесь в религии - видно по тому что не знаете что такое "секта". Заглянули хотя бы в ту же мало в чем компетентную Википедию. Вообще, Инет как источник достоверной инфы - большой вопрос.
    2. Я понимаю что фраза Beat it - это сленнг и не каждый переводчик обязан его знать. Но брать в статью версию "надмозгов" - верх неблагоразумия. Beat it значит "вали", "делай ноги", "рви когти", но никак не "бейся" или "держись" или "продолжай бороться". Хотя, общий смысл текста песни передан верно.

  • Ирина В Читатель 1 декабря 2012 в 12:45 отредактирован 27 мая 2018 в 16:19 Сообщить модератору

    Религиозные взгляды Майкла Джексона:

    "Кэтрин Джексон (мать Майкла) была крещена в 1963 году, когда Майклу было пять лет. Мать пыталась воспитать Майкла как Свидетеля Иеговы и побуждала его к изучению Библии, посещению христианских встреч в залах Царства и проповеди. Однако взаимоотношения его с организацией Свидетелей Иеговы не сложились. Свидетели Иеговы были шокированы его вызывающим поведением на сцене и его клипом Thriller, неприемлемым для членов организации.

    К 1984 году, несмотря на его огромную известность, Майкл Джексон продолжал проповедовать как Свидетель Иеговы, два раза в неделю, может быть, час или два. Он также присутствовал на христианских встречах в Зале Царства с матерью четыре раза в неделю, когда он был в городе. Он отказывался от употребления в пищу крови, празднования Пасхи и Рождества, которые он рассматривал как «языческие праздники», от празднования собственного дня рождения.

    Тем не менее, в 1987-м году, Джексон покидает организацию Свидетелей Иеговы, в ответ на неодобрительные отзывы о видеофильме «Триллер»."

    Источник - Википедия

  • Сергей, отличная статья, интересная история про съемки клипа. Очередная дань уважения таланту и мастерству Майкла Джексона. Его музыка невероятно и искренняя, эмоциональная, очень личная. Она действительно заряжает энергией. Я как раз недавно в машине слушала альбом "Триллер", поэтому статья как-то даже совпала с моим внутренним настроением.

    Оценка статьи: 5

  • Не скажу, что я был большим поклонником Джексона, но всегда отмечал про себя, что это человек со "своим лицом". Таких людей, вообще, очень много, вне зависимости от стиля, направления и страны, и они всегда вызывали у меня большое уважение. Ну, а когда Майкл спел дуэтом с Сэром Полом Маккартни, я сказал себе, "какой я молодец, умею разглядеть драгоценные камни в навозе" (себя не похвалишь... ). А что касается "Триллера", то, как сейчас помню, его смотрели все, и те кто любил Майкла, и те кто ненавидел.
    Статья интересна именно тем, что открывает какие-то кулуарные подробности творчества, без сомнения, очень талантливого человека. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален