После выхода приказа о предстоящей премьере все творческие цеха (хор, певцы-солисты и оркестр) получают нотные партии. А пианисты-концертмейстеры «вооружаются» целыми книгами, в которых собраны все музыкальные партии, но в переложении для фортепиано — так называемый клавир. Им нужно выучить всё, что там напечатано: оркестровое переложение и вокальные партии певцов-солистов и хора. Причём придётся выучить наизусть нотный и словесный текст, чтобы одновременно петь, не имея вокального голоса, и играть оркестровую партию. Естественно, что эта работа займёт не один час, но оплачивать её не будут! Вот когда начнутся уроки с певцами-вокалистами, тогда и пойдут рабочие часы.
Как же проходят такие уроки? Певец поёт «с листа»,
Вот и подошла очередь режиссёра-постановщика: начинаются мизансценические репетиции, на которых изучается так называемая «география» сценического действия. И опять за роялем — пианист, который старается и в этот момент следить за точным исполнением нотного текста, т.к. при расширении творческих задач — двигаться по сцене и воплощать определённый образ, многие певцы весьма приблизительно исполняют задуманное композитором звуковое воплощение роли. Когда и этот этап пройден, то наступают прогоны спектакля.
И хотя параллельно описанной работе оркестр тоже изучает партитуру оперы, точнее каждый оркестрант проигрывает вместе с коллегами свои партии под руководством дирижёра (такие репетиции называются корректурами), всё же первые прогоны спектакля проводятся в сопровождении фортепиано. На таких репетициях у пианиста уже только одна забота — как можно ярче исполнить музыкальное сопровождение, но — по руке дирижёра. Что поначалу является довольно трудным делом: играть музыку, подчиняясь воле другого человека!
А уже после этого наступает финальная стадия — прогоны спектакля под оркестр.
Да, пианист может удовлетворённо вздохнуть, но… на доске объявлений появился новый приказ: значит, опять надо начинать самостоятельную работу!
Всецело поддерживаю эту статью!У меня даже сложилось определение: курица не птица, концертмейстер - не человек.
0 Ответить
Наталия Краснянская, да, судя по зарплатам - цена невысокая...
0 Ответить
Молодец, Галина. Ты пишешь о том, что непременно должен знать каждый образованный человек, особенно молодой. Не секрет, что современная молодежь мало знает об оперном искусстве и о закулисье оперной сцены.Хочется верить, что твои статьи помогут кому-то не только познать, но и полюбить оперное искусство...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валентин Сорокин, спасибо за положительный отзыв.
"Хочется верить, что твои статьи помогут кому-то не только познать, но и полюбить оперное искусство..." - На такое воздействие я не претендую, а вот вызвать интерес к профессии, хотя в качестве зрителя - хотелось бы...
0 Ответить
В советские времена выпуски премьер планировались на весь сезон: конкретные даты выпуска спектакля были известны уже в сентябре. Но и тогда не было конкретного почасового плана по количеству индивидуальных уроков и репетиций.
Сейчас же могут выпустить и за 3 месяца, а то "мусолят" годами: "поматросим" и бросим. Да, к тому же есть и более выгодные варианты: аренда помещений театра любым желающим ( чаще популярным артистам).
А вот параллельная работа над премьерным спектаклем и текущим репертуаром - главная трудность для поддержания качества исполнения. Но в далёком прошлом было труднее: спектакли шли каждый день, а в субботу и воскресенье - по два. Сейчас такого не бывает, что, на мой взгляд, умнее: публика с бОльшим вниманием относится к каждому спектаклю и чаще приходит в театр.
0 Ответить
Галина Голованова, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно!
А сколько вообще длятся уроки с пианистом, репетиции с хором? Сколько времени проходит от решения о постановке до премьеры? Есть ли в современном театре какие-то нормативы (если можно так сказать) по времени? Артисты параллельно с репетициями участвуют в других спектаклях, это же, наверное, очень трудно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, уверена, что в статье можно найти "блох - больших и маленьких". Буду мечтать получить ваше "хвалю-нахваливаю" в далёком будущем, а пока рада уже полученному: "очень положительно"!
0 Ответить
Вячеслав Старостин, благодарю за хвалебный отзыв!
Это моя первая статья, а Вы - первый комментатор моего дебюта. По народным приметам мужчина, несущий полное ведро - к удаче! Так я Вас и запомню!
0 Ответить
Галина Голованова, я вас не хвалю-нахваливаю... Я очень положительно отозвался на вашу статью. Не придираясь к тексту.
Удачи вам!.. У меня в обеих руках полные ведра.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ка-ааак интересно-то!.. Спасибо. Расскажу о вашей статье своим знакомым. Пусть расширяют кругозор.
Оценка статьи: 5
0 Ответить