Галина Голованова Профессионал

Кто дольше всех готовит оперу? Пианист-концертмейстер!

Когда после премьеры оперного спектакля довольный зритель благодарит участников постановки аплодисментами, то видит на сцене и в оркестровой яме только исполнителей: певцов-солистов, артистов хора и оркестра, дирижёра, режиссёра и художников. Все они присутствуют на «раздаче лавровых венков»! Но это — «верхушка айсберга», а его основанием являются пианисты-концертмейстеры. Какова же их роль и значение?

Netfalls - Remy Musser, Shutterstock.com

После выхода приказа о предстоящей премьере все творческие цеха (хор, певцы-солисты и оркестр) получают нотные партии. А пианисты-концертмейстеры «вооружаются» целыми книгами, в которых собраны все музыкальные партии, но в переложении для фортепиано — так называемый клавир. Им нужно выучить всё, что там напечатано: оркестровое переложение и вокальные партии певцов-солистов и хора. Причём придётся выучить наизусть нотный и словесный текст, чтобы одновременно петь, не имея вокального голоса, и играть оркестровую партию. Естественно, что эта работа займёт не один час, но оплачивать её не будут! Вот когда начнутся уроки с певцами-вокалистами, тогда и пойдут рабочие часы.

Как же проходят такие уроки? Певец поёт «с листа», т. е. читает ноты в партии, а пианист внимательно следит за точностью исполнения написанных нот, пауз и слов, при этом играет оркестровую партию и по ходу поёт за отсутствующих партнёров — солистов или хора. Такие уроки назначаются режиссёрским управлением до полной готовности. Пришло время «показываться» дирижёру. Эти встречи повышают уровень освоения партии, т.к. прибавляются пожелания о внутреннем наполнении вокала определёнными эмоциями. А следующим этапом будут спевки: сначала певцы-солисты под руководством дирижёра проходят все сцены оперы, а позже и хор присоединяется к этому процессу. Естественно, что все занятия проходят в сопровождении пианиста, который озвучивает партии оркестра…

Вот и подошла очередь режиссёра-постановщика: начинаются мизансценические репетиции, на которых изучается так называемая «география» сценического действия. И опять за роялем — пианист, который старается и в этот момент следить за точным исполнением нотного текста, т.к. при расширении творческих задач — двигаться по сцене и воплощать определённый образ, многие певцы весьма приблизительно исполняют задуманное композитором звуковое воплощение роли. Когда и этот этап пройден, то наступают прогоны спектакля.

И хотя параллельно описанной работе оркестр тоже изучает партитуру оперы, точнее каждый оркестрант проигрывает вместе с коллегами свои партии под руководством дирижёра (такие репетиции называются корректурами), всё же первые прогоны спектакля проводятся в сопровождении фортепиано. На таких репетициях у пианиста уже только одна забота — как можно ярче исполнить музыкальное сопровождение, но — по руке дирижёра. Что поначалу является довольно трудным делом: играть музыку, подчиняясь воле другого человека!

А уже после этого наступает финальная стадия — прогоны спектакля под оркестр.

Да, пианист может удовлетворённо вздохнуть, но… на доске объявлений появился новый приказ: значит, опять надо начинать самостоятельную работу!

Обновлено 3.01.2013
Статья размещена на сайте 3.01.2013

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Всецело поддерживаю эту статью!У меня даже сложилось определение: курица не птица, концертмейстер - не человек.

  • Валентин Сорокин Читатель 9 января 2013 в 12:49 отредактирован 27 мая 2018 в 20:03

    Молодец, Галина. Ты пишешь о том, что непременно должен знать каждый образованный человек, особенно молодой. Не секрет, что современная молодежь мало знает об оперном искусстве и о закулисье оперной сцены.Хочется верить, что твои статьи помогут кому-то не только познать, но и полюбить оперное искусство...
    Оценка статьи: 5

    • Валентин Сорокин, спасибо за положительный отзыв.
      "Хочется верить, что твои статьи помогут кому-то не только познать, но и полюбить оперное искусство..." - На такое воздействие я не претендую, а вот вызвать интерес к профессии, хотя в качестве зрителя - хотелось бы...

  • В советские времена выпуски премьер планировались на весь сезон: конкретные даты выпуска спектакля были известны уже в сентябре. Но и тогда не было конкретного почасового плана по количеству индивидуальных уроков и репетиций.
    Сейчас же могут выпустить и за 3 месяца, а то "мусолят" годами: "поматросим" и бросим. Да, к тому же есть и более выгодные варианты: аренда помещений театра любым желающим ( чаще популярным артистам).
    А вот параллельная работа над премьерным спектаклем и текущим репертуаром - главная трудность для поддержания качества исполнения. Но в далёком прошлом было труднее: спектакли шли каждый день, а в субботу и воскресенье - по два. Сейчас такого не бывает, что, на мой взгляд, умнее: публика с бОльшим вниманием относится к каждому спектаклю и чаще приходит в театр.

  • Очень интересно!
    А сколько вообще длятся уроки с пианистом, репетиции с хором? Сколько времени проходит от решения о постановке до премьеры? Есть ли в современном театре какие-то нормативы (если можно так сказать) по времени? Артисты параллельно с репетициями участвуют в других спектаклях, это же, наверное, очень трудно?

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Старостин, уверена, что в статье можно найти "блох - больших и маленьких". Буду мечтать получить ваше "хвалю-нахваливаю" в далёком будущем, а пока рада уже полученному: "очень положительно"!

  • Вячеслав Старостин, благодарю за хвалебный отзыв!
    Это моя первая статья, а Вы - первый комментатор моего дебюта. По народным приметам мужчина, несущий полное ведро - к удаче! Так я Вас и запомню!

    • Галина Голованова, я вас не хвалю-нахваливаю... Я очень положительно отозвался на вашу статью. Не придираясь к тексту.

      Удачи вам!.. У меня в обеих руках полные ведра.

      Оценка статьи: 5

  • Ка-ааак интересно-то!.. Спасибо. Расскажу о вашей статье своим знакомым. Пусть расширяют кругозор.

    Оценка статьи: 5