Евгений Перетяка Мастер

Любите ли вы театр?

«Любите ли вы театр?» — воскликнул великий неистовый В. Белинский в своём сочинении «Литературные мечтания». Наверное, не каждый сможет утвердительно ответить на подобный вопрос. Всё-таки театр — не кино. Это специфический вид искусства, со своими странностями и законами.

Bochkarev Photography, Shutterstock.com

Театр начал свое развитие в Древней Греции и Риме. С приходом христианства такие зрелища попали под запрет. В эпоху Возрождения, когда акцент делался на искусство, стал возрождаться и театр. Вначале в Англии, в Италии, во Франции, затем процесс добрался и до России.

Первый театр был создан при царе Алексее Михайловиче в 1672 году. Первая пьеса, поставленная в этом театре, называлась «Артаксерксово действо». Что примечательно, после окончания спектакля все зрители отправились… в баню, чтобы смыть «грехи». Подобные спектакли не одобрялись церковью, лицедейство считалось грехом, поэтому актёров хоронили за оградой кладбища.

Царско-боярские театры служили в основном для узкого круга людей. Первый общедоступный публичный театр с профессиональными актёрами учредила Елизавета Петровна в 1756 году в Петербурге. Его первым директором стал известный драматург А. П. Сумароков, которого считают «отцом русского театра».

Всемирный день театра учреждён в 1961 году на IX конгрессе Международного института театра, штаб-квартира которого находится в Париже. Участники конгресса постановили — 27 марта отмечать профессиональный праздник. В области театрального искусства существуют различные награды. Самые престижные: «Европа — театру», учреждённая в 1986 году в Италии, в США — премия «Тони» (1947), в России главная премия — «Золотая маска» (1994), в Англии — премия Лоуренса Оливье (1976).

В России зрителей принимают около 700 театров, включая и частные. Посещаемость храмов Мельпомены составляет примерно 30 миллионов человек в год, по сравнению с советским периодом цифра снизилась в три раза. И, наверное, не только из-за финансовых проблем.

В ходе рыночных преобразований театр сильно пострадал и в материальном, и в нравственном плане. Театры были вынуждены следовать ювеналовскому призыву-афоризму «Хлеба и зрелищ!». Актёрам и режиссёрам приходилось подстраиваться под вкусы невзыскательной публики, приходилось идти на компромисс между душой и экономикой. Но, к чести театра, он оправился от шоковой терапии, и «чернухи» в последние времена стало значительно меньше. Как заметил тот же Белинский, «не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох».

Что тянет людей в актёрскую профессию? Ведь конкурс в театральные училища в десятки раз превышает конкурс в самый престижный вуз страны — МГУ. Сомнительно, что человек поступает в военное училище и не стремится дослужиться до генерала, поступая в Литературный институт, не мечтает стать знаменитым писателем, поступая в театральное училище, не грезит стать популярным актёром. Разумеется, судьба у всех разная, но цель одна — достичь Олимпа в своей профессии. Именно эта тщеславная мысль и не даёт покоя харизматическим личностям.

Артист — профессия штучная. Мельпомена не ко всем актёрам ровно дышит. Кого-то возносит на пьедестал, а кому-то достаются небольшие крохи с театрального стола. Но актёры не ропщут, а покорно тянут свою нелёгкую артистическую лямку. Ведь как надо любить свою профессию, чтобы каждый день выходить на сцену и играть одну и ту же пьесу в сотый раз, и это не считая репетиций. Знаменитый острослов Станислав Лец сказал так: «Настоящему актёру есть что сказать, даже когда у него роль без слов».

«Театр начинается с вешалки» — слова великого Станиславского. Ведь театр — это не только внутренний антураж, но и интерьер: мусор и переполненные урны негативно скажутся на впечатлении зрителей, которые пришли лицезреть театральное действо. Поэтому можно выразиться даже так: «Театр начинается с дворника». Сперва надо создать прекрасную околотеатральную атмосферу, а уж актёры постараются это хорошее настроение продолжить и улучшить.

«Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства», — резюмировал А. Чехов, но он произнёс эту фразу, когда кино ещё находилось в зачаточном состоянии и не стало «важнейшим» искусством. В фильме киноактёр может сделать множество дублей, пока не получится удачный кадр. На сцене не переиграешь оплошность, хотя, может быть, именно таким живым общением и ценен театр, где всё у всех на виду.

«Весь мир — театр» — подвел итог великий Шекспир. Наверное, был прав. Мы все каждый день кого-то играем — плохо или хорошо, но это уже другой вопрос. Вот для этого и существуют актёры — профессионалы своего дела, чтобы посредством великого искусства показать человеку его хорошие и плохие стороны и заставить задуматься о своей жизни.

С праздником, любители театра! Поздравляем не только профессионалов сцены, но и всех тех, кто имеет отношение к Его Величеству — Театру.

Обновлено 26.03.2013
Статья размещена на сайте 22.03.2013

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Леонид Коган Читатель 27 марта 2013 в 22:24 отредактирован 27 мая 2018 в 20:31

    Недавно разговаривали с другом, о том, что только театр дает чувство интерактивности.. кино можно поставить на паузу и пересмотреть и оно будет одинаковым, а спектакль - нет. Потому, что актеры вот сейчас на сцене и именно сейчас это происходит и все может измениться, и они могут начать импровизировать. Это чувство сложно описать, оно возникает вместе с мыслью о том, что вот они живые люби передо мной и от того как один из них поведет себя зависит всё. Это как выбор на перроне - сесть в поезд или остаться, выбор за которым наблюдаешь со стороны, но уверен, что можешь на него повлиять и просто тянешь время чтобы не вмешиваться, чтобы вмешиваться было уже поздно.
    Но есть и другие театры и актеры, которые чешут по городкам как наш и особо не напрягаются. Они здесь, на гастролях, отдыхают.. будто мы не достаточно хорошая публика публика, и здесь можно "халтурить"
    Так что на столичные гастроли больше не ходим

  • Поскольку раньше часто ходила в театр, мне есть с чем сравнивать...вот и хочу сказать, современный театр, порой, очень во многом уступает тому театру, который я знала....как пишет автор об определенном времени "Актёрам и режиссёрам приходилось подстраиваться под вкусы невзыскательной публики" ...мне кажется это о нашем времени, как ни придешь на спектакль, обязательно тема раздевания, секса, разврата, ну уж не знаю, этим ли надо привлекать публику И все равно, если отвечать на вопрос статьи - театр я люблю, ну а статья хорошая, как сочинение на заданную тему и как упоминание о том, что театр жив еще...

  • К нас в городе есть очень хороший театр. Маленький и скромный, стараюсь на все премьеры ходить.. От чего-то маститые театры так не радуют.

  • Шикарная тема, бездонная практически, а статья ни о чем. Ни об истории театра, ни о его современном положении в сравнении с кино, ни о личном отношении автора (хотя название вроде бы предполагает)
    Разочаровало...

    Я ЛЮБЛЮ ТЕАТР! - Вот мой ответ.
    Ничто не может сравниться с живыми людьми и искренними эмоциями, с той невероятной энергетикой, которую дарят настоящие артисты!
    Про кислоту и увядающие труппы не говорю - в любой сфере есть непрофессионализм и творческие спады.

    Всех причастных - с Днем Театра!

    • Софья Чехурова, как это ни о чём? А вклад РПЦ в развитие театра на ранней стадии? Для таких верхоглядов как я очень даже познавательная статья и думаю, что я не одинок.
      А я люблю свет и халву. Ничто не может сравниться с солнечным светом, заряжающим той невероятной знергеикой, когда он пробивается сквозь листья пальмы на необитаемом острове. А про халву и говорить нечего: вкусно и сладко.

      Оценка статьи: 5

      • Софья Чехурова Читатель 27 марта 2013 в 10:52 отредактирован 27 марта 2013 в 10:53

        Сергей Дмитриев,
        Я имела в виду ни о чем театральном... в моем понимании и вне моих ожиданий.
        А РПЦ отдельный респект!

        Солнце поддерживаю, халву терпеть не могу.

  • Вот-вот, Галя. Это всеобщая тоска. Картинка маслом. Когтяем, цепляем, как мне Люба Мельник однажды сказала.
    Я живу в стране великолепных сам-в-себе театров - тут это живо как субкультура. Покручиваюсь среди театралов и актеров. Жалкие, ничножные люди...по-паниковски. Смеюсь
    Люди театра понимают, что зал больше 40 кресел убыточен. Места выкупают родственники. Крутятся ради самих себя как и любое другое театральное сообщество

    Ну, в Раше другое дело - там надо сопричаствовать! Это все от отвратной истерии России об ДУХОВНОСТИ. Считается, что в театре духовность. Пипл туда тянется чтоб духовнуться по касательной. А там серной кислотой в рожу. Народ отпрянывает по касательной.

    Уж давайте определяться как одной жопой на двух стульях сидеть - или гуглить или в театры ходить. Нет? Богу или Мамоне?

  • Набор прописных истин. ОТрывной календарь. Если такое заглавие взывает ко мне, то не надо мне читать лекции об истории театра, а надо взять за струну и дернуть. Дергай! Не дернула статья. А назвать бы ее кое-что...насчет, около о театре, я бы так не разочаровалась. Хотя идею названия я сопереживаю - она легко легла на язык и подвернулась.

    Театр...умирающее нечто. Трагедия нашего времени. Вот о чем писать. Гусиное перо в мире интернета. И наше несчастное поколение, выросшее на культуре великого Театра и Гугла. Вот где тема.

    Цепляемся за старые ценности, понимаем, что атавизм. Я возьму презентацию Гейтса и любой современный театр. Чо, или не брать? Абыдно, правда?
    Вы помните авторучки с чернилами? Какой это был прогресс против ручки с чернильницей. А потом шариковые...а КТО ТЕПЕРЬ ВООБЩЕ РУКАМИ ПИШЕТ?

    И вот театр - кто теперь ими пишет?

    Зачем теперь вопрос любим ли мы театр?

    • Лаура Ли, "Театр жил, театр жив, театр будет жить! " (по С)
      Тройной падЁж театралов разве не датчик падения нравов?
      Театр нельзя отдирать и от кино. Ведь не зря живёт устойчивый мем киноТЕАТР. Театр - воспитатль, театр - это тотальный пиар лучших чуЙвств и настроений.

      Оценка статьи: 5

  • Какое хорошее пополнение авторов прибыло в ШЖ ! Уже второй в выпуске радует и формой и содержанием.

    Не помешал бы эпиграф к статье. Ведь многие классики даже к главам подбирали эпиграфы. Почему такой игнор зпиографов в ШЖ?
    Мой вариант: "Театр не отображающее зеркало, // а увеличиВАЮЩЕЕ стекло !" (ВВМ)

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья, спасибо!

    Оценка статьи: 5