Сергей Курий Грандмастер

Как DEPECHE MODE создали свои первые «нетленки»? Ко дню рождения Дэйва Гаана

В 1980-х годах отношение рок-фэнов к электронной музыке было весьма пренебрежительным — её считали мёртвой, зачисляли в разряд «голимой попсы», и было за что. DEPECHE MODE стали одной из первых групп, которая коренным образом изменила это отношение, показав, что электронная музыка может быть интересной, глубокой и содержательной.

Дэйв Гаан родился 9 мая 1962 года. Отечественные «депешисты» даже умудрились сделать этот день своим праздником Кадр из клипа «Stripped».

Впрочем, любителей чёткой классификацией смущали и ДЕПЕШИ, которых долго мучили вопросом: «Если вы рок-группа, то где ваши гитары?». Сегодня такие идиотские вопросы уже не задают — DEPECHE MODE однозначно стали классикой, а электроника настолько слилась со всеми остальными жанрами, что вешать ярлыки стало просто не на что.

Отдавая дань уважения одной из любимых групп юности, сегодня я начну рассказ о самых знаковых песнях этого британского квартета.

«Everything Counts» (1983)

Хотя участники DEPECHE MODE, как и положено юнцам конца 1970-х, увлекались панк-роком, к моменту создания группы их интересы уже вовсю лежали в сфере электроники. Винс Кларк, Мартин Гор, Эндрю Флетчер и Дэйв Гаан стали одними из «пионеров» синти-попа — стиля моднявого, молодёжного, но весьма поверхностного. Достаточно послушать их первый крупный хит «Just Can’t Get Enough» 1981 г. Как говорил поэт, «Когда б вы знали, из какого сора…».

Лично я альбомы DEPECHE MODE до 1983 года, при всём уважении, слушать не могу. Но мальчики росли и взрослели не только физически. К тому же после первого альбома группу покинул главный композитор Винс Кларк. На пустое место пришёл Алан Уайдлер, а ношу написания песен взвалил на себя «чубчик кучерявый» — Мартин Гор. Эволюция группы пошла стремительно.

Неким переходным моментом от синти-попа к оригинальному стилю DEPECHE MODE можно считать песню «Everything Counts» («Все исчисляется»).

К моменту её записи DEPECHE MODE как раз приобрели два цифровых сэмплера, и стали одними из первых, кто поднял принцип сэмплирования на уровень настоящего искусства. Это была не та простая компиляция звуков из аудиобиблиотек, которую мы часто слышим сейчас. ДЕПЕША, подобно геологоразведчикам, буквально охотились за необычными звуками, обрабатывали их и делали теми изюминками, которые украшали и без того хорошие песни.

Если посмотреть клип на «Everything Counts», то можно увидеть, как музыканты играют на самых необычных инструментах — Флетчер на средневековом предке гобоя — шоме, Уайдлер — на ксилофоне, Гор на клавишно-духовом инструменте «Melodica». И хотя в реальности они на них не играли, все звуки этих инструментов присутствуют в песне в виде сэмплов.

Необычные звуки брались не только в музыкальной среде, но и прямо из окружающей жизни. Например, рядом со студией в Западном Берлине, где записывался альбом, шла стройка. Нормальных музыкантов грохот и жужжание вряд ли бы порадовали, но ДЕПЕШИ отнеслись к ним как к источнику идей для новых сэмплов. Например, ударные в «Everything Counts» сопровождает странный скрежещущий звук, происхождение которого музыканты уже и не помнят.

Алан Уайдлер:
«Вероятно, это был результат наших многочисленных походов по стройплощадкам Шордитча».

Содержание песни «Everything Counts» тоже было несколько нетипичным для синти-поп-группы. Гор решил погрузиться в пучину социальной критики, и подверг нападкам мир бизнеса с его изматывающей конкуренцией, лицемерием и бесчеловечной прагматичностью.

График на стене
Расскажет всё
Теперь вообрази
И ты увидишь как
Ложь и обман понемногу
Прибавляли власть
Уверенность же
Пришла
С загаром
И улыбкой

Руки загребущие
Хватают все, что могут
Всё для себя —
В конце концов
Это мир конкуренции
Всё берётся в расчёт большим оптом

Мартин Гор:
«Меня самого это пока не коснулось. Мне неплохо живется. Это просто наблюдение».

Как известно, основным вокалом DEPECHE MODE является низкий и мрачный трубный глас Дэйва Гаана. Однако, в песне «Everything Counts» дали попеть и Гору. Именно его более тонкий и мягкий голос звучит в припеве, оттеняя голос Дэйва (впоследствии, этот приём используется ещё не раз).
Сингл с песней вышел в июне 1983 года и достиг 6 места в британском хит-параде. Чувствовалось, что DEPECHE MODE стоят на пороге нового прорыва.

Эндрю Флетчер об альбоме 1983 г.:
«Стоит людям услышать название DEPECHE MODE, и они думают, что новый сингл — это очередная сладкая поп-песенка. Я надеюсь, они внимательно послушают новый альбом — их ждет сюрприз».

«People Are People», «Master And Servant» (1984)

Только с альбома 1984 года «Some Great Reward» для меня начинается «настоящий» DEPECHE MODE — мрачноватый и романтический. Лично мне трудно выделить какую-то одну песню. «Lie To Me», «Stories Of Old», «Blasphemous Rumours» — почти все песни пластинки чрезвычайно хороши.

Музыканты же решили совместить приятное с полезным. Так первым синглом они выпустили довольно попсовую по звучанию «People Are People» («Люди есть люди»).

Алан Уайдлер:
«Собственно игры на инструментах в „People Are People“ очень мало. Фактически, там одни сэмплы.
…Я давал себе отчет, что эта песня может стать еще одним танцевальным хитом, так что мы добавили немного металлического звучания, и сингл зазвучал совсем иначе — в нем появилась душа».

Один сэмпл был «сотворён» из бульканья Гора, к которому добавили колокол и литавры. Другой получили из записей, сделанных во время авиаперелёта. Когда стюардесса зачитывала инструкцию по правилам безопасности, порыв ветра распахнул дверь, и пассажиры начали смеяться. Из хохота и обрывков фразы стюардессы «…tion cards, ha, ha, ha, ha. …tion cards, ha, ha, ha, ha» («…струкция, ха-ха-ха… струкция, ха-ха-ха…») и получили тот звук, который можно услышать в припеве.

Содержание же песни было несколько наивным и достаточно типичным для прогрессивной общественности времён «холодной войны» и национальных конфликтов. Недаром в клипе, снятом на военном корабле-музее в Белфасте, так много документальных кадров с участием Советской армии.

Да, у нас разные цвета кожи
И у нас разные вероисповедания
И у разных людей свои разные недостатки…

Люди есть люди, тогда почему так должно быть
Что ты и я должны так ужасно относиться друг к другу?"

Расчёт по поводу сингла «People Are People» целиком оправдался. Он стал на то время лучшим достижением группы, как на родине («золотой» статус и 4-е место), так и в США (13-е место). Также Эдриан Шервуд сделал на песню необычный ремикс с немного другим названием — «Are People People?».

Второй сингл во всех отношениях был ярче и интереснее (и уж точно скандальнее) «People Are People», но его ждал гораздо меньший успех. Речь, конечно, идёт о песне «Master And Servant» («Хозяин и слуга»), затрагивающей тему, входящего в моду, садомазохизма. Впрочем, Мартин Гор вкладывал в песню гораздо более широкое содержание. Это и постарались отобразить в клипе, где не столько хлыстов и цепей, сколько кадров со всякими высокопоставленными «хозяевами жизни».

Здесь все как в жизни
Это пьеса между страниц
Где ты наверху
А я у твоих ног
И забудь о равенстве навсегда
Давай поиграем в хозяина и слугу

Но опасения по поводу радиоротации на BBC всё-таки оставалось. Руководство радио запросило текст и, на удивление музыкантов, непристойным он показался только одному человеку (да и тот, во время принятия окончательного решения удачно оказался в отпуске).
В общем, к добру, худу ли, но скандала почему-то не случилось.

В том же, что касается исполнения, «Master And Servant» был выше всяческих похвал. С первого же вопля «It's a lot!», спетого то фальцетом Гора, то баритоном Гаана, песня тут же врезалась в память. Дальше шёл жёсткий звук, сопровождаемый ударом хлыста. Этот хлыст долго не удавалось записать, и его звучание пришлось сымитировать владельцу звукозаписывающей компании Дэниелу Миллеру — он просто прошипел в микрофон, а затем звук обработали.

Алан Уайдлер:
«Записывать ее было довольно весело. Если очень хорошо прислушаться, то помимо ударов хлыста там слышно, как две бэзилдонские девушки поют „Treat me like a dog“ („Обращайся со мной, как с собакой“)».

В общем, музыканты остались довольны песней. Единственное, что их бесило — это танец в клипе, который разработал французский хореограф и который Уайдлер назвал «самым позорным моментом за всю историю видео».

Как вы можете догадаться, на этом мой рассказ о ДЕПЕШАХ далеко не закончен. А пока можно освежить память, заглянув в первый комментарий к статье и послушав вышеописанные песенки.

Обновлено 9.05.2013
Статья размещена на сайте 6.05.2013

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: