• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Рубцова Мастер

Мифология и компьютерная графика - понятия несовместимые?

Нет, они совместились прекрасно, потому что там, где есть люди, даже окруженные со всех сторон передовыми технологиями, там появляются и домыслы, и мифы.

racorn, Shutterstock.com

Хотя компьютерная графика (CG) — самый молодой вид изобразительного искусства и приобретать популярность начала только лет 15−20 назад, она уже обросла мифологией. Под «мифологией» в данном случае понимается объяснение явлений, несовместимое со здравым смыслом и реальным положением дел.

1. Миф о Художнике-Придатке Фотошопа. Самое распространенное мнение в народе, что рисует не художник, а компьютер или фотошоп, или оба вместе, а художник только водит мышкой по столу и нажимает кнопки.

При этом никто в аналогичном случае не подумает: «Какой умный автомобиль — крутишь руль, и он сам едет!» И никто не поверит, что белый рояль сам сыграет «Оду к радости», только ткни пальцами в клавиши, а поставленный на компьютер Word сделает кого-то великим писателем.

Жестокий и несправедливый миф.

2. Миф о Волшебной Кнопке — любимая шутка и тайная мечта тех, кто рисует в графических редакторах. Вот была бы кнопка «сделать красиво», нажать бы на нее, и не надо сидеть часами, вырисовывая картинку, — сразу будет красиво!

Есть похожая кнопка в Интернете (button.dekel.ru), но не то, не то… Зато есть множество шуточных (неработающих, увы) интерфейсов Фотошопа, сделанных теми же мечтателями, с полным набором кнопок для создания идеальной красавицы или, например, салата оливье (да, волшебство кнопки должно быть многогранным!).

Самый безобидный и ироничный миф.

3. Миф о Чудодейственном Графическом Планшете. Новички часто с замиранием сердца спрашивают у какого-нибудь «монстра фотошопа»: «А вы на планшете рисуете?», явно думая, что успехи «монстра» происходят от планшета. Или, бывает, кто-нибудь сокрушается: «Ничего не рисую, потому что нет планшета», и ждет, когда тот появится, в полной уверенности, что с планшетом тут же наваяется шедевр.

Планшет появляется и — о, ужас! — на нем рисуется хуже, чем на бумаге. И труднее. Зато не у всех «монстров» крутые планшеты, а кое-кто так и работает у себя на дому мышкой.

Вредный миф.

4. Миф о Чудодейственных Уроках. Много-много начинающих выполняют уроки, в которых путем длительных и утомительных манипуляций со слоями, масками и прочими спецэффектами получаются простенькие изображения предметов, которые можно нарисовать за 10−15 минут простой круглой кистью редактора, и нарисованное не будет выглядеть пластмассовым и безжизненным.

Конечно, есть множество уроков, и они нужны, но только когда в них возникает острая необходимость: иногда без сложных манипуляций не достичь задуманного эффекта. Выросшие на таких уроках художники не приобретают своего почерка, и работы их кажутся творением одного автора. Да и тот «потолок», которого они достигают в итоге, низковат.

Еще один вредный миф.

5. Миф о Быстрой Славе и Деньгах Лопатой. Интернет велик, сайтов, нуждающихся в графике, — сотни тысяч, игры штампуются сотнями, и кажется, что поле деятельности не имеет горизонтов — только начни, только зацепись…

Вспомнился анекдот. Потрясенная шикарным ухаживанием девушка говорит: «Я думала, ты — художник…», на что он отвечает: «А я — компьютерный художник!»

Но… но, начинающие фрилансеры забывают о жесточайшей конкуренции в этой сфере, о некомпетентных, а иногда и нечестных заказчиках. И, конечно, о том, что большие и дорогие заказы получают только лучшие из лучших, а чтобы стать таким, требуются годы.

Миф-заблуждение.

6. Миф об Отсутствии Ауры. Ах, эта аура, изливающаяся с мониторов от работ, выполненных в «живых», традиционных техниках, но отсутствующая у произведений компьютерной графики! Некоторые ее ощущают.

Компьютерная живопись — по сути, такая же живопись, как традиционная, и требует тех же знаний и умений, да еще плюс многих знаний о цифровых инструментах. И работать в цифре хоть и удобнее, но труднее. Так что цифровой живописец явно вкладывает в работу больше собственной ауры, но почему-то она не изливается с мониторов на людей, в головах которых засел штамп: «Рисовать на холсте/бумаге — это круто!»

Глупый миф.

7. Миф об Отсутствии Ценности. Да, есть мнение, что компьютерная графика — не искусство. Ее называют ремеслом, халтурой, чем-то подсобным и коммерческим.

Основания для такого мнения есть. И из-за огромного количества фрилансеров, которые берутся за любое предложение работы, часто не имея представления, как ее выполнить. И от того, что большинство качественных работ рисуется для игр (отсюда — стандарты, клише, похожие стили исполнения). Много работ делается для печатной продукции. То есть деятельность эта изначально коммерческая. Однако художники рисуют и для себя, и рисуют прекрасно. В этой сфере есть великолепные творцы, и приятно, что в России и Украине сегодня складывается одна из лучших школ компьютерной графики. Уступаем только выходцам из Юго-Восточной Азии.

Миф спорный.

8. Миф о Всеобщей Собственности. Наверно, вера, сформулированная некогда в песне «Все вокруг колхозное, все вокруг мое!», генетически унаследована пользователями, живущими на территории бывшего СССР. Часто можно столкнуться с утверждением: «Если что-то выложено в Интернет, то стало общим, и с ним можно делать все, что угодно». Это стихийное бедствие до сих пор захлестывает Рунет: крякнутые проги, потырнеченные исходники, присвоенные себе картины с потертыми копирайтами (подписями авторов)…

Пожалуй, на сегодня это — самый устойчивый миф, совершенно, кстати, невозможный в большей части нерусскоязычного Интернета. Однако владельцы крупных сайтов и солидные заказчики уже не связываются с поборниками этого мифа. И уже можно отстаивать нарушенные авторские права гражданскими исками.

Крайне вредный миф.

Такова вкратце мифология одного из самых прогрессивных течений современного общества. По большей части она отражает его проблемы, непонимание этого нового вида искусства, малую информированность, наличие сложившихся годами штампов в сознании, отсутствие критериев в связи с новизной явления. Что скрывать: компьютерных художников это часто задевает. Но время идет и есть уверенность, что компьютерная графика (и ее высшее проявление — компьютерная живопись) станет не менее уважаемой, чем станковая, традиционная.

Статья опубликована в выпуске 9.06.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: