До этого существовали модные журналы (приблизительно с середины XVII века), кто-то из продавцов одежды пытался показывать ее на своих работницах или женах. Но, кроме того, были еще и «междусобойчики». Что имеется в виду? Различного рода балы, выставки искусства, рыцарские турниры, спортивные состязания, на которых каждый и каждая могли показать обновки.
…Любой портрет имеет свойство показа моды, на каждой картине (если, конечно, там присутствует одежда) можно увидеть платье, в которое художник продуманно одел своих персонажей. Естественно, одежки могли совершенно не соответствовать теме картины и времени, на ней изображенном, но все-таки это был показ.
Особое место занимают художественные произведения, фиксирующие какой-то реальный момент в жизни людей. Не обязательно это люди высшего света. Это могли быть и простолюдины, и дворяне, и разночинцы.
Кабалье Лассаль Камил Леопольд (Cabaillot Lassale Camille Leopold) оставил нам вид Парижского салона 1874 года. На стенах развешены картины, выставлены скульптуры, публика переходит от экспоната к экспонату, сидит, отдыхает и читает книги.
Вот это последнее — книги — вносит в салон особую нотку, нечто помимо знакомства с экспозицией. Люди приходили с намерением провести время. И как бы между прочим и познакомиться с новыми экспонатами, и встретиться со знакомыми, и пообсуждать их наряды (и не только).
Вероятно, разговор носил такой характер: «А вы видели госпожу А. Как она одета сегодня! Роскошь! А госпожа Б. как-то не смотрится в ее новом наряде. Эта шляпка ей совсем не к лицу!» Нечто подобное можно было услышать и о мужчинах.
То есть налицо как минимум два элемента демонстрации мод: показ и обсуждение.
Мы видим четырех женщин в разных нарядах. Платья отличаются и цветом, и тем, как отделан подол: лента пущена по контуру (справа) или кольцами поднимается от пола до колен. Ленты, скорее полосы, чередуются от колен до торса, а сзади еще какая-то комбинация светло- и темно-зеленого (на даме слева). Рукава перехвачены лентой пониже локтя (в центре) и повыше локтя (слева).
И вырезы разные: в центре — треугольником с оторочкой кружевом, слева — грудь закрыта манишкой со стоячим воротничком.
Шляпки тоже разные, но повторяющие цветовую гамму платьев: зеленая — с зеленым, красная с голубоватым — с таким же на платье, синяя — с синим. И только на девочке это единообразие нарушено: шляпка розовая, а платье синее.
Картина «Выставка скульптуры» представляет нам не только женскую моду (хотя количество женщин здесь намного больше, чем мужчин), но и мужскую.
Что модно было у мужчин: шляпа с высокой тульей, редингот болотного цвета, усы, бакенбарды.
Женщины одеты в платья с вырезом, отороченным гофрированными кружевами или батистом, с бантами на вырезе лифа. Шаль или накинута, или висит на руке. «Метут полы» многоярусные подолы с лентами и оборками разной ширины.
Девочка одета скромно, на ней отложной воротничок, отделанный кружевом, жакет и юбка одного цвета, красно-коричневого (цвета пережженного кирпича).
Еще фрагмент: видно мужской черный туфель с невысоким каблуком — и только черный носок женской туфельки.
Шляпки украшены цветами. Цветы могут быть и в тон цвета шляпки, и контрастными по окраске.
На заднем плане видны мужские костюмы: белые рубашки, пиджаки и брюки разного цвета, коричневые туфли. Брюки светлее, пиджаки темнее. Всенепременная деталь мужского костюма — брошка в галстуке (господин на скамеечке лицом к зрителю). У женщин отсутствует важная сегодня «часть тела» — ни у одной нет даже маленькой сумочки.
Парижский салон 1871 года. Публика читает книги, рассматривает скульптуры и наряды, беседует и обсуждает увиденное. Для модельера есть все: фасоны, ткани, цвета, шляпки — только садись кроить и шить, вдохновившись увиденным.
Вижу темное на светлом... Вижу красивый горчичный и оттенки черного с "оживкой" в контраст серо-голубой. Рядом глубокий черный... Вижу как построены ноги в перспективе. Ноги "стоят"... Вижу академию...
Сумочек нет? Ну и что?
0 Ответить