• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Почему Ленин выделил Мугань?

В марте 1920 года Ленин послал на имя Орджоникидзе телеграмму: «Взять Баку нам крайне, крайне необходимо»… Командующий фронтом Тухачевский и командующий 11-й армией Левандовский, разрабатывая Бакинскую операцию, ожидали серьезного сопротивления со стороны азербайджанской армии. Однако правительство мусаватистов организовать его не сумело.

Русские поселенцы (возможно, молокане) в Муганской степи, Азербайджан Прокудин-Горский, Сергей Михайлович, commons.wikimedia.org

В конце апреля 1920 года основные части 11-й армии были еще на марше, когда судьбу Баку решил рейд отряда бронепоездов под командованием Ефремова. Рейд группы бронепоездов, в результате которого был взят крупный город, редкий случай в истории войн. События развивались так стремительно, что Азербайджанский ревком не успел поднять восстание, чтобы потом обратиться за помощью к Советской России…

В конце ноября 1920 г. Ленин готовит проект постановления Политбюро Ц К РКП (б). В проекте постановления отмечается следующее:

«Поручить Компроду, как важнейшую политическую и экономическую задачу, снабжать Баку обязательно и аккуратно продовольствием в 100% нормы.

Продполитику в Азербайджане смягчить, именно: с крестьян в Азербайджане, за пределами Мугани, вовсе не брать хлеба, а в Мугани брать архиосторожно.

Тотчас же обязать Фрумкина 2 раза в месяц точно докладывать в ЦК и в Совет Обороны об исполнении этих директив на деле неукоснительно и строжайше".

Естественно, возникает вопрос: почему Ленин принимает странное решение — с крестьян Азербайджана за пределами Мугани хлеба не брать, а в Мугани — брать, но архиосторожно?

Слово Мугань, думается, нуждается в пояснении.

Мугань, или Муганская степь — это обширное пространство Восточного Закавказья в юго-западной части Каспийского побережья. Когда русские пришли в Закавказье, то Муганская степь представляла собой полупустыню. Именно эти полупустынные степи и стали осваивать с 30-х годов 19 века русские переселенцы. Первыми переселенцами были люди, которые находились в оппозиции к официальной православной церкви, потом среди переселенцев появились и православные. Именно русские превратили Мугань в житницу Бакинской губернии.

Революция и Гражданская война тяжелым катком прошли по Мугани. Верхняя Мугань подверглась нападению банд мусульман. Но южная часть Мугани сумела организоваться и дать отпор бандитам.

После падения Бакинской Коммуны, в августе 1918 года, была создана Временная военная диктатура Мугани. Первоначально она признала правительство Юга России генерала Деникина, затем она подчинилась Кавказско-Каспийскому правительству генерала Лазаря Бичерахова, который, в свою очередь, подчинился Колчаку. В декабре 1918-го в Ленкорани местным русским населением было принято решение об автономии Муганского Края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа). Русская Мугань не желала признать власть образованной Азербайджанской республики.

Англичане, которые вошли в Закавказье как союзники России, формально признавали Белую Мугань. Однако, после того как в мае 1919 г. была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР, англичане позволили правительству Азербайджана ввести в Мугань свои войска — для наведения «порядка и законности».

Весной 1920 г. в Баку пришли части Красной Армии. Мусаватисты быстро перекрасились, заверили большевиков в своей лояльности. Поддерживая мифическую революцию на Востоке, Ленин отдал Мугань Советскому Азербайджану, не предоставив Русской Мугани статуса автономии. Ленина интересовал только хлеб Русской Мугани…

Статья опубликована в выпуске 4.11.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну, Валерий... Зачем вспоминать 1918 год, когда вся Россия, зная, что Украину оккупирует Германия и, соответственно, там будет порядок законной власти без грабежей и разбоев, хотела быть Украиной? Просто не всей - хотя бы на время! - удалось ею стать... Это уже вопрос соотносимости желаемого и возможного.
    А про автономию русских Мугани, на мой взгляд это было невозможно ни де-юре, ни де-факто. Согласись большевики на автономию Мугани, им бы тут же надо было вводить автономию Западной, Восточной Сибири, Дадьнего Востока. Да по сути всего, что лежало восточнее Рязани. Хотя и Рязань, вместе с Тверью и иными удельными городами тоже могли рассчитывать на автономию. С чем бы тогда осталась собственно РСФСР?!

  • Почему напутал, Валерий?
    Вот цитата из статьи, на которую Вы дали ссылку -
    В настоящей статье мы постараемся проанализировать основные причины выдворения русских из той части Талыша, которая до распада СССР была известна как "Русская Мугань"..
    Т. е. Мугань была частью Талышского ханства. Часть из неё ("Русская Мугань" отошла России, а часть - нынешнему Ирану. Но Иран, никакой автономии для Мугани не вводил. Так же, как и Россия. Которая, де-юре и не могла её ввести. Поэтому здесь обвинения в адрес Ленина беспочвены. Он ведь не был председателем Совнаркома Азербайджанской республики, которая в состав СССР вошла в 1924 г.. Соответственно, попытки Ленина в начале 20-х годов ввести автономию Мугани, де-юре могли рассматриваться правительством суверенного государства, как вмешательство в его внутренние дела.
    Типа того, что сейчас происходит на Украине с Луганской и Донецкой республиками.

    • Валерий Хачатуров Мастер 10 июня 2014 в 13:57 отредактирован 10 июня 2014 в 14:19 Сообщить модератору

      Константин, если Ленин мог сказать: Взять Баку нам крайне, крайне необходимо», то почему
      он не мог сказать о необходимости дать Русской Мугани автономию? Позвольте напомнить - до революции Ленин обещал свободу всем. Это потом он заявил, что Советская Россия не может жить без украинского хлеба и бакинской нефти.
      ***
      Помните анекдот про чукчу, который ругал русского царя, за то, что тот продал Америке Аляску, а вот Чукотку продавать не захотел?
      После распада СССР, среди руководителей государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, появилось немало желающих покритиковать русского царя и Россию.
      Так, например, в конце ХХ века президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что трагедия азербайджанского народа началась с передела азербайджанских земель, когда, после подписания в 1813 и 1828 гг. Гюлистанского и Туркманчайского мирных договоров, России отошла территория Северного Азербайджана.
      Современным азербайджанским государственным деятелям, думается, грех забывать, что именно на территории Северного Азербайджана, которая отошла России, в последствии и образовалась Азербайджанская республика, а Южный ( Иранский) Азербайджан до сих пор находиться в составе Ирана и попытки Южного Азербайджана выйти из состава Ирана завершались неудачей.
      Так в чем виновата Россия? В том, что мало азербайджанской земли отобрала у Ирана? И можно ли захват Россией территории Северного Азербайджана трактовать, как трагедию азербайджанского народа?
      ***
      /Типа того, что сейчас происходит на Украине с Луганской и Донецкой республиками./ - не надо сравнивать несравнимое.
      Не будем забывать, что свои первые границы Украина получила по условиям «похабного» Брестского мира, который был подписан под давлением ленинской диктатуры

  • Валерий, а почему Вы думаете, что у Мугани была надежда на автономию?
    Во-первых, Иран со своей частью Мугани, насколько я понял, поступил точно так же, как и Россия. Выделил её в отдельную провинцию, которая со временем стала частью другой провниции.
    Во-втроых, исходя из посыла, что любые русские переселенцы имели право на автономию, то ни Забайкальская Республика, ни Дальневосточная. такой автономии не получили. Или русские переселенцы в той части бывшей империи чем-то отличались от переселенцев Мугани?
    По этнофедерации, я думаю, Вы уже поняли - каких-либо вопросов или возражений у меня нет.

    • Валерий Хачатуров Мастер 10 июня 2014 в 13:09 отредактирован 10 июня 2014 в 13:30 Сообщить модератору

      Константин, Вы явно запутались в Муганском вопросе. Россия делила с Персией Талышское ханство, а не Мугань, которая была частью Талышского ханства. Большевики же решая национальные вопросы, но так и не осилили русский вопрос. Они создали на территории Российской империи массу республик, но, как показывает пример Мугани, они не позволили на территории Азербайджана сформироваться русской автономии, хотя предпосылки для этого были.
      В партийных документах 20-х годов отмечалось, что на национальных окраинах национализм с оборонительных позиций переходит в наступательные против национальных меньшинств «своих» республик. Однако, основной задачей партии объявляли борьбу с великорусским шовинизмом.

      Вспоминая же дореволюционные годы, следует отметить, банды мусульман, грабя армянские села, грабили и села, где жили молокане. Грамотные были бандиты – понимали, что молокане – это другие русские и не находятся под защитой царского правительства...

      • Валерий Хачатуров, напишите про грузинских русских духоборов, которых "ушли" из демократической Грузии не так давно.
        Духоборы - самые симпатичные верующие христиане. Я бы всех помпезно-верующих православных в РФ перевёл в разряд духоборов.

        Оценка статьи: 4

  • Валерий Хачатуров, дАГАГой, "выгодными лозунгами" никто не брезгует, но не всем удаётся это искусство. Вы не договариваете тост Сталина, а он сказал, что ,дескать, мы допустили немало ошибок( читай, наломали дров) и заслужили пинка под зад, но руский народ ...и т.д.

    Все накладки советской эпохи разобраны по косточкам "не раз и не пять". Не пора ли обратиться к нашему "текущему моменту" и показать, какие мы молодцы в круговерти истории?
    "Проедатели Родины" - статейка Елизаветы Александровой - Зориной на одном ресурсе, можете поразвлечься.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев, Я уже говорил Вам: желаете поговорить о текущем моменте – то предложите свою тему – поговорим. Что же касается меня, то позвольте предложить Вашему вниманию одну цитату.

      А в России - разве наше поколение не расплачивается сейчас за грехи древней Москвы? Разве деспотизм преемников Калиты, уничтоживший и самоуправление уделов, и вольных городов, подавивший независимость боярства и Церкви - не привел к склерозу социального тела Империи, к бессилию средних классов и к "черносотенному" стилю народной "большевистской" революции?
      Исторические тяжбы долго тянутся и оканчиваются лишь со смертью народов. Никогда, никогда не изгладятся из жизни России злодеяния пятнадцати лет победоносной революции, как не изгладятся из нее и преступления царей. Отдаленные наши потомки будут расплачиваться за злое похмелье этих лет.

      Георгий Федотов
      Перед памятником Ленину
      1933 год

  • Говорят, что история развивается по спирали. Но уж больно точно одни витки проецируются на другие, 20-е года ХХ века на 90-е

    • Александр Петров, помниться, что при обсуждении статьи «Что такое хорошо и что такое плохо?» Вы не приняли мою точку зрения о федерации. Если же Вы считаете, что витки истории 20-х годов перекликаются с событиями 90-х. годов, Вы должны признать, что нынешняя РФ продолжает оставаться той же этнофедерацией, которая была создана Лениным-Сталиным.

  • !

    Оценка статьи: 5

  • Следует отметить, что Мугань была не единственным регионом с русским населением, в котором налоговое бремя было сильнее, чем в соседних районах с нерусским населением. Так, например, в Горской АССР, возникшей на землях бывшей Терской области, основную часть налогов платили казаки Сунженского округа, а 6 (шесть!) национальных округов республики платили меньше. Попытка Грозненского партийного руководства создать из г. Грозного и Сунженского округа отдельную Грозненскую область не удалась. Грозненских партийных руководителей обвинили в "великодержавном шовинизме". И не случайно.
    Непосредственно о русских Лениным написана лишь крохотная статья «О национальной гордости великороссов» (конец 1914 года). В ней он открыто заявил о русских (великороссах) как об «угнетающей нации» и стал говорить о праве на самоопределение «всех угнетенных великороссами наций». Классовая борьба ненавязчиво так отодвинулась на второе место. На VIII съезде РКП(б) в 1919 году русские были названы в Программе партии «бывшей угнетающей нацией»; русский этнос по-прежнему рассматривался без подразделения на эксплуататорский и эксплуатируемые классы, как было положено по марксизму и как было на самом деле. Тогда же было введено понятие русского «великодержавного шовинизма».
    В своей речи на XII съезде ВКП(б) Сталин отмечал: «Национальный вопрос имеет для нас значение…..за эти два года мы ввели так называемый нэп, а в связи с этим национализм великорусский стал нарастать, усиливаться….
    Таким образом, в связи с нэпом во внутренней нашей жизни нарождается новая сила - великорусский шовинизм, гнездящийся в наших учреждениях, проникающий не только в советские, но и в партийные учреждения, бродящий по всем углам нашей федерации и ведущий к тому, что если мы этой новой силе не дадим решительного отпора, если мы её не подсечём в корне,- а нэповские условия её взращивают,-мы рискуем оказаться перед картиной разрыва между пролетариатом бывшей державной нации и крестьянами ранее угнетённых наций, что будет означать подрыв диктатуры пролетариата.»

    И так, с трибуны партийного съезда Сталин объявлял беспощадную борьбу великорусскому шовинизму. С ним он боролся, как надо понимать весьма успешно. Когда в мае 1945 г. Сталин благодарил русский народ за вклад в великую Победу, про великорусский шовинизм он уже не вспоминал..

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 ноября 2013 в 08:45 отредактирован 4 ноября 2013 в 08:46 Сообщить модератору

      Валерий Хачатуров, я помню цитату Ленина из "О праве наций на самоопределение" на плакатах митингов на старте развала Союза в Кишинёве.Сталин любил искать врагов как великодержавных шовинистов, так и националистов. "Под раздачу" последних попал и Довженко.

      Деление РИ на губернии и сейчас кажется предпочтительней, без выделения жирным шрифтом национального сотава. В рамках Бессарабской губернии, например, очень даже учитывался национальный состав.
      Не тот ли это Фрумкин - ЛГ произведения Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР?

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, Советская история сделал из Шаумяна «верного» ленинца. А, когда живой Шаумян в заочной полемике с Лениным заявил, что Ленин преувеличивает опасность великорусского национализма, то Ленин был возмущен. Он в своем ответе написал: «Я преувеличиваю опасность великорусского национализма»!!! Вот курьез-то! Не страдают ли 160 миллионов России от армянского или польского национализма? Не стыдно ли российскому марксисту стоять на точке зрения армянского курятника?
        Великорусский национализм угнетает и направляет политику правящих классов России или армянский, польский?? из «армянской» слепоты Вы становитесь Handlanger' ом** Пуришкевичей и их национализма!»
        Важным вкладом в копилку ленинского учения стала статья Сталина «Марксизм и национальный вопрос». В своей статье Сталин, не имея возможности привести примера «угнетения национальных меньшинств» на Кавказе, сколько-нибудь сопоставимого с колонизаторской политикой западных стран, заговорил об «угнетенной Финляндии». Не знал тогда еще тов. Сталин, что финны решительно откажутся от его заботливой опеки. А Ленин не скупился на обещания. Турецкой Армении он обещал право на самоопределение, а Турции обещал не отнимать у нее Турецкую Армению. Потом, ради победы мифической победы революции на Востоке, он подарил Турции часть Русской Армении, вместе с Араратом. Кто-то из историков сказал, что за победу мировой революции Ленин не пожалел бы и Воробьевы горы…

        • Валерий Хачатуров, под крышей какой оранжереи произросли чёрные сотни и еврейские погромы? Дифферентность нацменшинств, недопустимость поляков на кое-какие должностЯ и не только их. Синдром мировой революции усложнял строительство "социализма в отдельно взятой стране". С этим "пожалуй, тяжело не согласиться".

          Оценка статьи: 4

          • Сергей Дмитриев, Семен Франк, высланный из России с другим интеллигентным «дерьмом», (тов. Ленин употребил более революционное слово), отмечал в 1931 г.: «Замечательно также, что «черносотенство» (в обычном смысле), будучи доселе в каком-то отношении политическим антиподом «красного», практически весьма часто обнаруживает свое духовное сродство с последним и близость к нему (как и обратно)»
            «В подлинной черни различие между «черным» и «красным» вообще становится почти неуловимым. Толпа, участвовавшая в былые времена в еврейских погромах и еще в 1915 году устроившая в Москве по мнимонациональным мотивам немецкий погром, есть та самая толпа, которая совершила большевистский переворот, громила помещиков и «буржуев».
            С другой стороны, антисемитизм, эта традиционная черта «правого» умонастроения, стал, по достоверным известиям, общим достоянием коммунистической среды, и в особенности ее «левого» крыла."

            Так что "красное колесо" о котором писал Солженицын, держалось на черных спицах.