В Древней Греции в V−IV веках до нашей эры куклы изготавливались из терракоты — обожжённой глины, конечности крепились верёвками. Найденные в курганах незамысловатые фигурки из обожжённой глины удивляют своей красотой и неповторимостью.
До XIX века мануфактуры производили только деревянных и восковых кукол. Первые куклы из фарфора появились в начале XIX века. Для их изготовления использовали китайский фарфор.
В середине XIX века в Германии научились получать свой фарфор. Тогда же в Европе возникли первые фабрики, выпускавшие фарфоровых кукол. Лидерство принадлежало немецким и французским мастерам.
В наше время одним из известнейших на весь мир мастеров по изготовлению фарфоровых кукол является канадская художница-дизайнер русского происхождения Марина Бычкова.
Родилась она в Сибири в Новокузнецке в 1982 году, в возрасте 14 лет переехала с семьёй в Канаду в город Ванкувер. Там она закончила школу и институт художественного дизайна.
Марина увлекалась куклами с детства: девочка любила рисовать бумажных кукол. Она говорила: «Я верю, что родилась на свет, чтобы делать кукол».
Свои первые куклы Марина делала из полимерных пластиков и одевала их в расшитые бисером наряды. Освоив возможности полимерных материалов, художница перешла к классическому материалу — фарфору, который, в отличие от синтетических материалов, надёжнее и долговечнее. Фарфоровые изделия Бычковой очень редко ломаются, это случается только с тонкими ручками и ножками кукол.
Особого внимания заслуживают её шарнирные куклы. Для крепления деталей она использует миниатюрные стальные пружины. Чтобы детали не истирались, на стыках шарниров применяет замшу. Такие шарниры никогда не разбалтываются.
Кукол Марина мастерит только вручную. Расписывает их специальными китайскими красками. После нанесения каждого слоя, они обжигаются, что делает их устойчивыми к воздействию внешней среды. Кукол с такой росписью при необходимости можно мыть, но с осторожностью, чтобы вода не попадала внутрь на металлические пружинки.
Основными материалами для волос являются натуральный шёлк или мохер, такие волосы можно мыть с шампунем и сушить феном.
К одежде и украшениям кукол Марина относится с особой тщательностью. Она работает над ними около 350 часов, в целом на изготовление куклы затрачивает около 500 часов.
Одежду кукол художница расшивает вручную японским и чешским бисером, речным жемчугом и самоцветами. Серебряные и золотые украшения она также создаёт сама.
Работы Марины Бычковой получили высокую оценку и признание во всём мире, они экспонировались на многих международных выставках. Творчество канадской художницы подарило людям одухотворённую куклу. Появился стиль изобразительного искусства, названный стилем Марины Бычковой.
Каждая кукла имеет свою историю и свой внутренний мир. Её куклы воплощают в себе образы литературных героев, сказочных персонажей, исторических личностей и простых людей из народа.
Художница создаёт социальные типы, отражая при этом своё отношение к положению человека в современном мире и историческом прошлом. По словам Марины, она делает кукол реалистичными — они передают все жизненные эмоции человека: радость, грусть, печаль, боль, гнев, восторг.
Марина воплощает в нежных фарфоровых куклах свои фантазии и любовь к сказкам, мифам, свой интерес к национальным особенностям народов стран мира.
Бычкова имеет авторскую печать, которая проставляется на туловище и за ухом куклы. Фарфоровые куклы Марины очень дороги, но спрос на них растёт быстрыми темпами.
Художница является основателем бренда фарфоровых кукол The Enchanted Doll, что в переводе означает «Чарующая кукла».
В наши дни интерес к куклам резко возрос. Приобретая изделия мастеров или самостоятельно изготавливая простейших кукол, мы попадаем в удивительный и таинственный мир. Однажды возникшее увлечение куклами останется с нами навсегда.
Статья понравилась. А куклы некоторые даже ужаснули
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Сергиянская, вот и меня куклы многие ужаснули, или мы отстали от жизни - уж и не знаю...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья понравилась, а куклы Бычковой нравятся не все. В том, что она мастер высокого уровня, нет сомнений, но иногда ей, на мой взгляд, изменяет этическое чутьё.
1 Ответить
Маргарита Воложинская, да, в этом вы правы - мне тоже так подумалась, когда рассматривала все фото.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, я сначала увидела её одетых куколок - и да, была поражена разносторонностью её умений в рукоделии и самими образами кукол. Это было несколько лет назад. Но потом, позже, увидела её обнажённые модели, и они категорически не понравились. Всё-таки выставлять напоказ шарнирные соединения, то есть, заставлять невольно на глаз расчленять пусть кукольное, но всё-таки приближенное к человеческому, тело - это ещё более безнравственно, чем показывать обнажённую женщину вне её желания. Нельзя этого делать. Вдобавок, она идёт на поводу у публики и представляет своих красавиц то умирающими, то уже неживыми... То есть, какая-то некротическая линия у неё есть, и это отталкивает.
Но потом я узнала, что она в юности уехала за рубеж и росла там. Тогда понятно всё стало. Западные традиции во многом беспощадны и холодны. Особенно в наше время господства прагматизма.
Короче... короче, мне очень жаль ))))
1 Ответить
Людмила Белан, я поставила ссылку в Ваш комментарий.
0 Ответить