Кинопленки сохранили актерское мастерство Владимира Высоцкого, а магнитные ленты и пластинки — его живой голос. Плохое качество записей с концертов не позволяло расслышать все слова. Прижизненно было опубликовано лишь стихотворение — «Из дорожного дневника». На помощь пришли книги «самиздата» — у меня есть такая «книга стихов», сделанная в ВЦ. Кто-то набрал тексты и скопировал их на бобины для ЭВМ, копии ленты распространились по разным ВЦ. Тексты распечатали на больших белых листах, листы сложили пополам и сшили в твердой обложке, как делали документацию. Так появилась возможность читать и понять глубину стихов.
Упрямо я стремлюсь ко дну
…Меня сомненья — чёрт возьми! -
Давно буравами сверлили, —
Зачем мы сделались людьми?
Зачем потом заговорили?
Зачем, живя на четырёх,
Мы встали, распрямивши спины…
Затем, и это видит Бог,
Чтоб взять каменья и дубины.
Мы умудрились много знать,
Повсюду мест наделать лобных —
И предавать, и распинать,
И брать на крюк себе подобных!
Или здесь, например:
Штормит весь вечер, и, пока
Заплаты пенные латают
Разорванные швы песка,
Я наблюдаю свысока,
Как волны головы ломают.
И я сочувствую слегка
Погибшим им — издалека.
…Так многие сидят в веках
На берегах — и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но — издалека.
Однако Высоцкого не назовешь пассивным наблюдателем — вспомним «Охоту на волков»:
…Я из повиновения вышел:
За флажки — жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей.
Известны его строки:
Я не люблю фатального исхода.
…Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
или «Маски»:
Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал —
Как на венецианском карнавале!
…Все в масках, в париках — все как один,
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.
…Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Я в тайну масок все-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин.
А как романтична песня «Здесь лапы у елей дрожат на ветру»:
…Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?..
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?..
Украду, если кража тебе по душе, —
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Услышать эти слова из уст любимого мечтает каждая женщина. Такие стихи не сиюминутны — он говорит о вечных ценностях.
В разных передачах я слышала, что многие, оказавшись в трудной ситуации, вспоминали песни Высоцкого. В них особый ритм — биение сердца. Мне очень помогают его стихи и песни. Вспоминая их, я слышу его голос — сильный, своеобразный тембр.
Кажется, даже странно, чтобы строки «я жив, снимите черные повязки» и «лежу, так больше расстоянье до петли» настроили на позитивную волну. Он будто говорит: смелее, трудности временные, можно преодолеть препятствие.
И плавится асфальт, протекторы кипят,
Под ложечкой сосёт от близости развязки…
Я голой грудью рву натянутый канат.
Я жив — снимите чёрные повязки!
…Наматываю мили на кардан,
Назло канатам, тросам, проводам.
Вы только проигравших урезоньте,
Когда я появлюсь на горизонте!
(«Горизонт »)
В словах песни «Здесь вам не равнина»:
Отвесные стены — а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай.
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
— мне слышится призыв быть решительней. В них столько энергии, силы — это просто удивительно. После таких строк, кажется, ничего невозможного нет!
Если что-то не так, вспоминаю:
Устал бороться с притяжением земли,
лежу — так больше расстоянье до петли.
(«Истома ящерицей ползает в костях»)
Даже в этих строках нет отчаянья. Высоцкий будто говорит: спокойнее, не спеши, отдохни.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
(«Кони привередливые»)
Высоцкий жив до тех пор, пока ощущается его энергия здесь, на Земле — пока читают его стихи и слушают его песни. Не просто воспоминания и забытый томик стихов на полке — да кто сейчас листает книги? Многие, наверно, пыль вытирают один раз в несколько лет. Интернет под рукой.
Тепло души оставил нам Владимир Высоцкий!
Хотите взбодриться, набраться положительной энергии? Включите песни Высоцкого, и захочется жить! Слушайте песни в его исполнении — в них сила!
Выровнялось настроение? Закрепите его — послушайте шуточные песни: «Про дикого вепря», «Про джина», «Жираф», «Лукоморья больше нет». А лучше «Бермудский треугольник, или письмо в редакцию телепередачи „Очевидное-невероятное“ из сумасшедшего дома»:
…Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница у экрана собралась.
Говорил, ломая руки, краснобай и баламут
Про бессилие науки перед тайною Бермуд.
Все мозги разбил на части, все извилины заплел.
И канатчиковы власти колют нам второй укол.
Уважаемый редактор, может, лучше про реактор?
Про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же год подряд —
Все тарелками пугают, дескать, подлые летают,
То у вас собаки лают, то у вас руины говорят.
Высоцкий — это целый мир! Счастливо поколение, жившее в его эпоху. Заряжайтесь энергией, слушая его песни!
Отлично. Именно эта статья - статья дня.
0 Ответить
Почему людям старшего поколения нравятся старые советские фильмы типа "Это было в Пеньково","Девчата", "Неподдающиеся"? Потому что это фильмы о нас. Большинство из нас было колхозниками, токарями-слесарями. Жило в деревнях, в коммуналках.
Высоцкий пел нам о нас. Поэтому он нам и дорог. Его глубокой философии нынешним молодым просто не понять. Для этого надо было жить в то время.
Мы счастливы от того, что жили во времмена Высоцкого.
0 Ответить
Хорошо сказал Валерий. В самую точку:
Счастливо наше поколение, жившее в его эпоху
Спасибо, Карин, что дали нам возможность ВСПОМНИТЬ...
0 Ответить
Цитатами из Высоцкого мы часто "разговаривали" с одним моим коллегой, моего поколения. А присутствовавшая при этом молодёжь зачастую "не въезжала".
Увы, память о Поэте держится в основном в наших ровесниках... Нынешние смотрят фильм "Спасибо, что живой"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, да уж. Лучше бы никакого фильма не было, чем это позорище. А потому, еще одно спасибо Карин за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, а вот мне понравился фильм, честное слово, каждый видит то, что хочет видеть и мое отношение к Высоцкому не изменилось, для меня он остался личностью, сильной личностью и талантищем, каких уже давно не знает страна
0 Ответить
Отлично. Я на них и подобных воспитывался.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Это не романтичные слова, а - учитывая всю предыдущую песню - грустные. Их, если не слышит, то додумывает каждая женщина. И, кажется, без особой радости. Хозяйкой терема быть лучше, чем владелицей шалаша.
3 Ответить
Марк Блау, Высоцкий влюбился в Марину Влади после просмотра фильма "Колдунья" - и вы тоже наверное смотрели тот фильм. Я уверена, что песня написана под впечатлением фильма. А про рай в шалаше - есть один ньюанс: "с любимым", не каждая согласна жить в "золотой клетке".
0 Ответить
Э нет, Высоцкий не был бы Высоцким, если бы хавал, что дадут. Ключевое в той песне совсем не шалаш, а вот это:
"Всё равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море".
1 Ответить
Читатель Читатель, да, "светлый терем с балконом на море" только для тех, кто выдержит рай в шалаше
0 Ответить
Тепло и сокровенно. Автор вполне могла бы написать в заключении: Счастливо наше поколение, жившее в его эпоху. Спасибо за память.
Оценка статьи: 5
0 Ответить