В чем заключается главная мысль произведения? Автор заставляет читателя пережить горечь поражения Новгород-Северского князя Игоря, оказавшегося в плену у половцев, и самостоятельно придти к выводу, что Игорь сам виноват в своей беде, поскольку понадеялся справиться с врагом своими силами. А для тех, кто не догадался, неизвестный автор повторяет ту же мысль устами князя Святослава, призвавшего князей объединиться, чтобы вместе давать отпор врагу.
Какую роль играют в этом произведении картины природы? По-видимому, не только поэтическую. Целью является вовсе не желание показать, как прекрасна русская земля и как любят ее живущие на ней люди. Описание русской земли дано в контрасте с описанием земли половцев. Тем самым автор хочет «юридически обосновать», что с точки зрения его современников «свое», а что «чужое». Половцы, пытающиеся захватить земли русичей, прекрасно понимают, что покушаются на чужое. Они не имеют морального права вторгаться на русские территории, поскольку те не похожи на их собственные.
Плач Ярославны — также не просто лирическое отступление с целью показать лучшие черты женского национального характера. Не случайно автор ставит ее как бы над происходящим, на высокую крепостную стену. Ярославна, наблюдающая за происходящим с высоты, — это метафорический образ высших сил, которые сочувствуют русским людям.
Как известно, скептики предполагают, что «Слово о полку» — подделка конца XVIII века, сочиненная с целью подчеркнуть величие России, которая как раз в это время, при Екатерине II, добилась выхода к Черному морю, сражаясь как раз с наследниками территорий половцев — крымскими татарами, подчинявшимися турецкому султану. То обстоятельство, что автор не ввел в свой сюжет святых или иных персонажей религиозно-мистического характера, дабы подкрепить правоту русских воинов (как, скорее всего, поступил бы писатель древности), а выразил сочувствие героям через «Плач Ярославны», является обстоятельством в пользу этого предположения. Впрочем, если даже «Слово» является лишь подделкой «под древность», это не умаляет его художественных достоинств.
Сильной стороной поэмы является ее пространственная и временная широта, поскольку автор то обращается к историям прошлого, то углубляется в географию, упоминая, например, довольно далеко находящиеся друг от друга Дон и Волгу. Эти приемы наводят на мысль, что автор «Слова» был опытным литератором, и «Слово» — не единственное его произведение (тем более странно, что о других его шедеврах мы ничего не знаем).
«Слово о полку Игореве» — произведение-метафора, где определенные предметы и явления подменены другими предметами и явлениями. Ярославна — высшие силы, наблюдающие за происходящим, Святослав — пророк будущего Руси, намекающий на то, что произойдет с ней, если русские люди не последуют его совету (и это наводит на мысль, что автор «Слова» жил не в XII веке, а уже после избавления от татаро-монгольского ига).
Правитель малозначительного Новгород-Северского княжества, конечно, не является главным героем произведения. Игорь являет собой лишь обобщенный образ русского человека — честного, мужественного, но, увы, полагающегося на «авось».
А поскольку мы, русские, так и не научились видеть вещи в перспективе и предугадывать те неблагоприятные последствия нашего легкомыслия, которые не так уж сложно предсказать, «Слово о полку» остается для нас мудрым и актуальным произведением. И неважно, кто и когда его написал.
Статья - образчик школьного сочинения, пафосного и шаблонного. Боян.
Игорь легкомысленно пытался отстоять в одиночку
Отстоять? Он оборонялся, что ли? В произведении речь идет о грабительском набеге Игоря.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Хорошая статья. Вот только упоминание "величия России" и крымских татар несколько напрягло, буде оно неладно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уж очень напоминает "Кающуюся Марию Магдалину" в исполнении Ефима Шифрина. Все что то обозначает
Оценка статьи: 3
2 Ответить
Поход князя Игоря состоялся в 1185 году. В интернете можно найти сведения о том, что некоторые историки датируют поход 1184 или 1183 годом.
В 1783 году Екатерина II, в рамках борьбы за выход к Черному морю, упразднила Крымское ханство, унаследовавшее земли половцев. (Обратите внимание на странное совпадение дат: 118(3-5) - 1783).
Как именно и когда коллекционер Мусин-Пушкин обнаружил "Слово", до сих пор достоверно неизвестно. Единственной опорой для нас является то обстоятельство, что в 1795 г. копия произведения была изготовлена для библиотеки Екатерины II.
Что примечательного еще происходило в России в 1780-е годы (вплоть до 1795 года)?
Параллельно с событиями по завоеванию Крыма в 1772, 1793 и 1795 гг. состоялись три раздела Польши (Речи Посполитой) между Пруссией, Австрией и Россией. Россия в ходе этих разделов возвращала себе земли Правобережной Украины, поглощенные Речью Посполитой в период Смутного времени (в начале XVII в).
Таким образом, "Слово" появилось именно тогда, когда понадобилось идеологическое обоснование борьбы с Крымом и воссоединения Правобережной Украины с Россией.
г. Новогород Северский принадлежит территории Украины (это бывшая часть Черниговского княжества). Таким образом, украинский князь Игорь сражался со степняками-половцами, не опираясь на поддержку других князей, в частности, северных. Во всяком случае, известно, что накануне войны с половцами, в 1180 г., князь Игорь конфликтовал со Смоленском.
0 Ответить
Владината Петрова, где я пишу, что в 1181?! Врать не надо со своей больной головы на мою здоровую. "Слово" попало к обер-прокурору Синода Мусину-Пушкину от бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля (Быковского) около 1787 года, чего тут неизвестного? Ваша якобы "единственная" опора под 1795 годом имеет среди предшественников, в частности, первое упоминание "Слова" в печати в 1792 году (журнал "Зритель", февраль). Остальные ваши писания и вовсе притянуты за уши. Раз нужно было поэмой обосновать присоединение Крыма (1783), чего ж её издали-то лишь в 1800? Меньше верьте интернету, в нём не только 1184 и 1183 годы можно найти (хотя время похода абсолютно достоверно известно из летописей). Я когда-то писал рецензию на исследование жулика (между прочим, носившего звание учёного секретаря комиссии по "Слову" при Союзе писателей), утверждавшего, будто похода и вовсе не было, а была свадебная поездка: Игорь направлялся женить сына. Не множьте чепуху.
0 Ответить
Владината Петрова, "Виктор Жигунов пишет нам даже, что поход был в 1181 г." Виктор Жигунов пишет нам, как может увидеть каждый, что "Поход Игоря состоялся в 1185 году, а не в 1181". 1181 - это Вы нам написали, в статье, в первом абзаце, проверьте свои исходники, сейчас я уже изменила текст, о чем сообщила Вам комментарием редактора.
0 Ответить
Только профаны могут утверждать, что "Слово" - подделка, т.к. нет первоисточника, а список "якобы с первоисточника" тоже оказался утраченным, как только про него спросили.
Я, как профан в филологии, полагаю, что незнание филологии тут совершено ни при чем.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Поход Игоря состоялся в 1185 году, а не в 1181. О том, будто "Слово" - подделка, ещё можно было говорить 200 лет назад, а теперь говорят только те, кто абсолютно не знает предмета.
0 Ответить
Виктор Жигунов, откуда сведения, что в 1181?
0 Ответить
Владината Петрова, вот именно, откуда? Прочитайте первую фразу собственной статьи.
0 Ответить
(и это наводит на мысль, что автор «Слова» жил не в двенадцатом веке, а уже после избавления от татаро-монгольского ига).
Все больше убеждаюсь, что это правда. "Слово..." очень напоминает поучение: как не надо поступать. Интересная статья.
Оценка статьи: 5
1 Ответить