• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Питер де Хох, «Мужчина предлагает бокал вина». И только?

Голландец Питер де Хох (1629−1684) — художник, явно недооцененный искусствоведами. В кажущейся незамысловатости сюжетов скрыты пружины поступков его героев, их прошлое, настоящее и будущее. Надо только повнимательнее присмотреться к полотнам.

Maglara, Shutterstock.com

…Лето, солнце, конюшня. За точеным треугольным столиком сидит мужчина в красной косынке с трубкой в правой руке. Перед ним — кувшин с вином. От мужчины видно несколько частей: правая рука с трубкой, кусок туловища с белой рубашкой и голова в красном колпаке.

Остальное загораживает от зрителя длинноволосый молодой человек с аккуратненькими усиками. Он наклонился вперед к сидящей перед ним женщине, в его правой руке бокал. В левой руке у него шляпа, которую он, видимо, снял в полупоклоне, предлагая вино своей визави. Молодой человек одет щегольски: красные гетры, короткие брюки с отделкой по низу и по боковым швам, белая рубашка видна из-под замшевой курточки с разрезными рукавами.

Перед ним сидит кухарка. Она одета для работы: чепчик на гладко зачесанных волосах, фартук, белая блузка с засученными рукавами, жакет со шнуровкой на груди. У нее в левой руке рабочий инструмент, на коленях еще необработанные овощи, в кадушке с водой плавает чистая продукция — похоже, что половина работы сделана.

Ее лицо выражает некоторое удивление: «Мне выпить с вами?» Ее правая рука прижата к груди: это жест одновременно и благодарности за предложение, и удивления такому предложению (да еще в непривычно галантной форме, со снятием шляпы и полупоклоном). В глазах просвечивает недоверие к искренности такого жеста: она заметно старше молодого человека!

В воротах стоит мальчик, с некоторым недоумением наблюдающий за происходящим.

Как эти люди оказались вместе? Что их свело? Какую-то маленькую подсказку дает персонаж в красном платке. Можно предположить, что это — муж хозяйки дома, который спустился в цокольный этаж, подальше от супружеских глаз, чтобы спокойно опустошить кувшин вина.

Кто этот молодой франт со шляпой в руке? Явно не его сын — слишком вырядился для такого не очень выдающегося события. Собутыльник? Казалось бы, они должны быть ровесниками или близки во возрасту. Но молодой человек, видимо, точно знал, куда и зачем он идет.

Бокал — один на всех, и тот в руках гостя. Может быть, посетитель пришел не за выпивкой. Может быть, за советом. Или еще за чем. Может быть, хозяин дома — его мудрый родственник? Или наставник?

Какое отношение ко всей этой компании имеет непричесанный и как-то небрежно одетый (одна гетра спущена) мальчик в воротах? Может быть, это сын кухарки, который пришел за какой-то надобностью к матери и застал такую сцену? Скорее, это нищий забрел за милостыней, мама привела бы его в порядок.

А с чего вдруг юноша расчувствовался? Почему он решил угостить кухарку? Может быть, именно он принес вино, да не очень вовремя — кухарка помешала. И чтобы выполнить задуманное, он решил ее сделать участницей маленькой пирушки? Или ему нужно нечто другое (заметим, что в конюшне есть сеновал, лестница к которому видна в правой части картины). И если это так, то скрытый за фигурами мужчина — сводник? А выпивка — инструмент для достижения цели и средство оплаты услуги? А мальчик в воротах — неожиданная помеха?

Еще несколько мгновений — мальчик получит милостыню и уйдет, сводник удалится якобы по делам, а служанка выпьет бокал (может быть, еще пару для настроения), и молодой человек предложит ей… (лестница — как указатель направления движения)…

Статья опубликована в выпуске 3.04.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: