Глиняная сказка
Возник промысел в селе Абашево Пензенской губернии в XIX веке. Богатые месторождения глины позволили активно развивать гончарное ремесло в тех краях. Первоначально основным занятием мастеров было производство посуды. Игрушки же были своеобразным дополнением. Забавные свистульки неизменно вызывали восторг у ребятишек.
В начале XX века гончарный промысел угасает — посуду ручного изготовления вытеснили фабричные изделия. Мастера более серьёзно занялись созданием игрушек. Известность промысел получил в 30-е годы. Большое влияние на его развитие оказало творчество замечательного мастера Тимофея Зоткина. Его игрушки стали эталоном для последующих поколений умельцев. В 1962 году была открыта керамическая фабрика в городе Беднодемьяновске (в 2005 году ему возвращено историческое наименование — Спасск).
Причудливая простота
Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент — это руки. Очень ответственный этап — проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Формы игрушек очень своеобразны. В них лаконичность сочетается с причудливостью, даже фантастичностью.
Бараны, олени, козочки иногда похожи на экзотичных жирафов — их длинные шеи сразу привлекают внимание. Ноги же чаще всего короткие. Шерсть напоминает чешую. Головы увенчаны величественными рогами, подобными ветвистым елям. Великолепием отличаются гривы, бороды, чёлки. Кроме животных, мастера изображают лихих всадников и нарядных барынь. Встречаются и совсем необычные персонажи — такие как городовой в виде кентавра. Подобным образам присуща некая сатиричность.
Символизм красок и устремлённость ввысь
Основные цвета — красный, синий и зелёный. В этом прослеживается глубокий символизм. Красный цвет олицетворяет солнечный свет, синий — небо и воду, а зелёный — траву и весеннее пробуждение природы. Они берутся в самых разных, иногда весьма неожиданных, сочетаниях. Однако игрушка не обязательно окрашивается — ей может быть оставлен естественный цвет глины. Рога нередко покрываются золотом или серебром.
В игрушках чувствуется идея устремлённости ввысь. Удивительные животные устойчиво стоят на земле, что не мешает им тянуться к небу. Зрители тоже невольно приобщаются к чему-то возвышенному и прекрасному, когда смотрят на фантазии художников. Уникальное народное искусство живо в наши дни, и ещё многие поколения будут с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...