Сергей Курий Грандмастер

Как Алексей Рыбников сочинил заставку для «Ералаша» и создал детскую мини-оперу про волка и семерых козлят?

Прошлый раз я рассказал о первых киноопытах композитора Алексея Рыбникова. А ведь он написал немало музыки и песен для жанра мультипликации.

Скрин, заставка к тележурналу «Ералаш»

«Ералаш» (1974)

Песенку из анимационной заставки детского юмористического журнала «Ералаш» слышал, наверное, каждый из нас. Но далеко не все знают, что этот задорный мотивчик придумал именно Рыбников. Случилось это так.

Сначала создатели «Ералаша» — Александр Хмелик и Борис Грачевский — сами сочинили знаменитый стишок:

Мальчишки и девчонки, а также их родители,
Весёлые истории услышать не хотите ли?
Весёлые истории журнал покажет наш,
Весёлые истории в журнале «Ералаш»!!!

К поиску композитора для своего текста они подошли очень серьёзно — устроили целый конкурс, при этом строго анонимный, чтобы никто из претендентов друг о друге не знал.

Первый удачный вариант принёс знаменитый детский хитмейкер — автор «Антошки» и «Чебурашки», Владимир Шаинский. Мелодия была хороша, вот только композитор осмелился изрядно укоротить текст, а это Хмелику и Грачевскому категорически не нравилось.

В результате победу одержал Рыбников.

А. Рыбников:
«Я написал музыку, записал песню в собственном исполнении, и после мне сообщили, что она и будет заставкой к „Ералашу“. Музыка родилась очень быстро, а изюминкой в ней, на мой взгляд, стали те небольшие фразочки, которые я придумал насвистывать».

Эх, знал бы Алексей Львович, что вскоре шутники-пошляки начнут насвистывать текст песенки со скабрезным сексуальным намёком: «Мальчишки и девчонки… тютю-тютю-тю-тю… а также их родители… тютю-тютю-тю-тю…».

Вплоть до 1997 года, а точнее — до 117 выпуска «Ералаша» — заставка звучала в исполнении Елены Камбуровой. Однако спустя годы плёнка с записью так устарела, что песню решили перезаписать. На этот раз решили пригласить не тётеньку, а настоящих мальчишек и девчонок из группы НЕПОСЕДЫ. Говорят, что на новой заставке можно услышать и голос будущей эстрадной звезды — Сергея Лазарева. Ну, а характерный свист исполнил сам Борис Грачевский.

Как Алексей Рыбников сочинил заставку для «Ералаша» и создал детскую мини-оперу про волка и семерых козлят?
Cкан, обложка диска

Не обошёл песню вниманием и российский «ремиксер всего и вся» ди-джей Грув. Как водится, он не только записал свой микс, но и наполнил его множеством цитат из разных выпусков «Ералаша» (например, знаменитое: «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои…»).

Кстати, спустя время Грачевский не без оснований заподозрил, что идею из заставки «Ералаша» с промежуточным насвистыванием, Рыбников разовьёт и использует ещё один раз в небезызвестном хите про Буратино (помните, «Бу! Пада-пада-ба-папа! Ра! Пада-пада-ба-папа!» и т. д.). Но об этом — позже…

Как Алексей Рыбников сочинил заставку для «Ералаша» и создал детскую мини-оперу про волка и семерых козлят?
Cкан, обложка диска

«Волк и семеро козлят на новый лад» (1975)

А пока мы коснёмся музыки Рыбникова к м/ф Леонида Аристова «Волк и семеро козлят на новый лад». Так как мультфильм, по сути, представлял детскую мини-оперу на стихи Юрия Энтина, то роль композитора в его создании была чуть ли не важнее роли режиссёра.

Немало рок-меломанов тут же уловили в песенке Козы («Ах, козлятушки вы ребятушки…») отголоски… песни Марии Магдалины «Everything's Alright» из культовой рок-оперы Ллойда Уэббера «Иисус Христос Суперзвезда», которой не один раз восхищался сам Рыбников. Конечно, сходство чисто ритмическое (у Уэббера — мажор, у Рыбникова — минор), но оно явно есть…

Арию Козы исполнила Татьяна Дасковская, а за козлят пела дочка композитора — Аня Рыбникова, вместе с квартетом УЛЫБКА. Ну, а на роль безголосого Волка режиссёр позвал непрофессионального певца — своего коллегу Гарри Бардина.

Как Алексей Рыбников сочинил заставку для «Ералаша» и создал детскую мини-оперу про волка и семерых козлят?
Скрин, кадр из м/ф «Волк и семеро козлят на новый лад»

Леонид Аристов:
«Его вокальные данные очень сочные. Своим голосом он находил какие-то краски, нюансы, которые великолепно сочетались с характером. Вспоминаю такой момент: когда Волк стучал в дверь, он вместо того чтобы выругаться, выдавал такие звуки: „Ба-ба-ба-ба! Бу-бу-бу! Бу-бу-ба!“. Это и по ритму, и по тональности сочеталось с характером персонажа».

В отличие от оригинальной сказки, Волк в мультфильме козлят так и не съел. Всё заканчивалось в духе радужного хиппи-оптимизма — искусство победило кровожадные инстинкты, козлята подружились с волком, а коза даже вручила «просветлённому» хищнику ромашку.

Как Алексей Рыбников сочинил заставку для «Ералаша» и создал детскую мини-оперу про волка и семерых козлят?
Скрин, кадр из м/ф «Волк и семеро козлят на новый лад»

Леонид Аристов:
«В Госкино мне за это врезали — вот-де пацифистский жест».

Мини-опера про козлят продолжала жить своей жизнью и вне мультфильма. Например, лично я, впервые услышал её лишь в 1977 году — в одном из выпусков детской передачи «Будильник», где роль Козы играла Ирина Муравьёва, учителя пения — Евгений Стеблов, а Волка — прославленный «усатый нянь» Сергей Проханов.

Писал Рыбников для мультфильмов и чисто инструментальную музыку. Иногда ему становилось жалко, что некоторые из инструменталов не раскрывают свой потенциал полностью, и он превращал их в песни для других проектов.

Так, например, произошло с музыкой из режиссёрского дебюта упомянутого Гарри Бардина — мультфильма «Достать звезду» (1974). Надо сказать, что Бардин с Рыбниковым крепко дружил и частенько захаживал к композитору в гости, где не раз слушал всяческие музыкальные наброски хозяина. И тут в жизни Бардина произошло важное событие. Он принёс на «Союзмультфильм» свой сценарий о мальчике, нашедшем упавшую звезду и пытающемся вернуть её на небо. А руководство возьми да и скажи — бери и сам снимай. Так сценарист стал режиссёром, ну, а музыку для своего дебюта Бардин выпросил у Рыбникова.

Спустя год, когда шла работа над рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», композитор решил, что негоже столь красивой мелодии оставаться бессловесной, и превратил её в «Песню Хоакина» (2-й трек на пластике).

А. Рыбников:
«Удивительно, как легли на нее стихи Неруды, ведь текст и мотив сочинялись совершенно независимо друг от друга!».

Так же точно Рыбников поступил и с мелодией из м/ф «Бедная Лиза» 1978 года, которую он написал «в стиле „наивного сентиментализма“, соответствующем эпохе, в которой происходит действие повести Карамзина». Сам мультфильм уже мало кто помнит, а вот песня про «Белый шиповник, страсти виновник…» хорошо известна по другой рок-опере «Юнона и Авось».

А. Рыбников:
«Я вообще люблю через кинофильмы накапливать материал для крупных серьезных сочинений. Меня так мой великий учитель Арам Ильич Хачатурян наставлял: кино — твоя лаборатория, пробуй сперва там, а потом переноси в симфоническую музыку».

Вторым переломным событием в творческой карьере Рыбникова после музыки к к/ф «Остров Сокровищ» стало создание песен для фильма «Приключения Буратино». И эта история достойна отдельной статьи.

А пока желающие могут послушать музыку в первом комментарии к этой статье.


Что еще почитать по теме?

Как Юрий Энтин и Владимир Шаинский написали песни про Антошку и Чунга-Чангу?
Как история Резанова и Кончиты стала поэмой, рок-оперой и спектаклем? Часть 1
Евгению Крылатову — 80! Как «Колыбельная медведицы» изменила судьбу композитора?


Обновлено 18.01.2017
Статья размещена на сайте 12.07.2014

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: