Сергей Курий Грандмастер

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?

На «Приключениях Буратино» сотрудничество режиссёра Леонида Нечаева и композитора Алексея Рыбникова не закончилось. Следующей совместной работой стал фильм «Про Красную Шапочку», который Нечаев позиционировал как «продолжение старой сказки».

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»? Фото: Depositphotos

«Про Красную Шапочку» (1977)

В новом фильме снова были задействованы замечательные актёры, многие — из старой «буратинной» гвардии: Владимир Басов, Ролан Быков, Рина Зелёная и сам «Буратино» — Дима Иосифов (теперь он играл Волчонка). Из новых именитых актёров можно отметить Евгения Евстигнеева, Галину Волчек и Николая Трофимова.

Сбылась и старая мечта Нечаева — наконец-то слова к песням сочинял Юлий Ким. Однако по причине шлейфа «неблагонадёжности» в титрах Кима пришлось указывать под псевдонимом «Н. Михайлов».

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?
Кадр из к/ф «Про Красную Шапочку», 1977 г.

Сценарий, как и в случае с «Буратино», принадлежал Инне Веткиной, которая развернула на почве коротенькой назидательной сказки настоящую притчу, главным тезисом которой можно считать диалог Красной Шапочки с избалованным малышом:

— У меня есть дело, и я сначала сделаю его.
 — А мне нет дела до твоего дела! У меня-то нет дела.
 — У всех людей есть дела.
 — А я ребёнок.
 — Не городи чушь! Ты — человек и должен жить по-человечески.

Сама Красная Шапочка вышла в фильме, с одной стороны, по-взрослому дерзкой, самостоятельной и ответственной, с другой — по-детски метательной и жизнерадостной.

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?
Кадр из к/ф «Про Красную Шапочку», 1977 г.

ВОЛК. Тебе страшно?
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Мне не страшно. Мне противно.

По сути, героиня как бы противостояла миру взрослых — когда обывательскому, когда трусливому, а когда хищному.

Я и не знал, и не помнил,
Что значит «зуб», а что «клык».
Правда, потом-то я понял,
А уж потом и привык.

Но тёмною ночью спросонок
Слышу я даже теперь:
 — Милый мой мальчик,
Пока ты волчонок,
Ты не совсем ещё зверь.

Конечно, фильм вышел несколько «завёрнутым» и проигрывал «Буратино» в фееричности и динамичным. Но и при этом популярность его была очень высока. Ну, а саундтрек и вовсе ни в чём «Буратино» не уступал.

Теперь уже актёры не стеснялись петь: мы можем слышать голоса Басова, Быкова, Зелёной и Евстигнеева. Визитной же карточкой фильма и классикой детской песни, безусловно, стала авантюрная песня Красной Шапочки про то, что «если долго-долго-долго топать, ехать и бежать, можно в Африку прийти». Задорный куплет и пронзительно-красивый припев покорили сердца не только детей.

Из интервью с А. Рыбниковым:
 — Кто придумал петь «Ааааа!» — вы или автор стихов, Юлий Ким?

 — Я, я, я. Ким написал: «Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины, ах, здравствуйте, горы вот такой вышины!» И я, честно говоря, когда получил эти длинные строки, вообще не знал, чего с этим делать. Очень долго мучился, пока не нашел это «ааааа». А иначе как спеть?

Кроме самих актёров песни исполняли и профессионалы. Например, партию Волчицы пригласили исполнить певицу Жанну Рождественскую. Та явилась на съёмочную площадку не одна, а вместе с 8-летней дочерью Олей. Оля неожиданно оказалась настоящей находкой. Когда Рыбников предложил девочке исполнить песню про Африку, та справилась с этим с первого дубля. Восхищённый композитор произнёс: «Это не человеческий голос, так поют ангелы». Именно голос Оли мы слышим также в песнях про звёзды и необитаемый остров.

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?
Скан, обложка диска

Но главной находкой для фильма, безусловно, стала исполнительница главной роли — Яна Поплавская. Она буквально обаяла всю съёмочную группу, а затем и телезрителей. И это несмотря на то, что поначалу режиссёр не хотел брать Яну из-за её «лягушачьей» внешности.

И некрасивая она, никуда не годная,
И глаза у нее кривые, да и нос тоже,
Ой, и корзиночка у нее такая плевая,
Да и бабка-то у нее, небось, здоровая.
И нос в лапше, и губа в борще, и вообще…

Удачным оказался и тот факт, что голоса Яны и Оли совпали по тембру. Правда, по признанию Поплавской, в фильме она исполнила своим голосом только одну песню — «ту, что звучит около колодца» (имеется в виду «Первая песня о звёздах»).

А. Рыбников:
«Два юных существа, совсем дети ещё — Яна Поплавская и Оля Рождественская — во многом сделали фильм».

«Усатый нянь» (1977)

После блестящего кинодебюта Оля Рождественская очень быстро стала востребованной детской певицей. Её голос можно слышать в мультфильме «Девочка и дельфин», фильме про Петрова и Васечкина и даже в рок-опере Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Звучит он и в знаменитом вокализе из к/ф «Усатый нянь», который так любят ставить в качестве телефонного рингтона сердобольные мамы и бабушки.

Интересно, что режиссёром этого фильма стал Владимир Грамматиков, которого Рыбников знал ещё со времён работы над «Островом сокровищ», где тот сыграл роль слуги Ричарда Джойса. Тогда Грамматиков был ещё актёром, и именно «Усатый нянь» стал его дебютом в качестве режиссёра.

Весёлая, добрая и трогательная история про великовозрастного раздолбая Кешу, которого отправили на «исправительные работы» в детский сад, была снята ещё задолго до западного «Полицейского из детсада» и стала одним из лидеров советского кинопроката 1979 года.

Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?
Скан, обложка диска

Фильм в одночасье сделал знаменитыми и режиссёра, и исполнителя главной роли — актёра Сергея Проханова. Главным доводом в пользу Сергея стало умение ладить с детьми. Режиссёр вспоминал, как на пробах оставил актёра с 18 «бармалейчиками» и спустя время услышал, как шум и гам за дверьми затих. Зайдя в комнату, Грамматиков увидел, как Проханов вместе с детьми лежит на полу и повторяет: «Мы рыбы, а рыбы молчат!»

Собственно из песен в фильме присутствует лишь одна — импровизационная шутка про Колобка, написанная Юлием Кимом («Колобок-колобок, докатился, голубок»). Но отсутствие слов отнюдь не помешало зрителю запомнить тот самый вокализ, который стал так же ассоциироваться с детской темой, как и замечательный инструментал В. Космы из французского фильма «Игрушка».

Что до Рыбникова, то он напишет ещё пару знаменитых вокализов для следующего фильма Грамматикова «Шла собака по роялю» (1978): имеются в виду прежде всего темы «Вертолёт» и «Мечты Татьяны».

О музыке к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен» и «Вам и не снилось» я расскажу уже в заключительной статье из цикла, посвящённого киноработам Алексея Рыбникова.

Ну, а саму музыку, как всегда, можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.


Что еще почитать по теме?

Дети-актеры: сбываются ли мечты?
Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 3: «Красная Шапочка»
Шарль Перро: недетские сказки. Выжила ли Красная Шапочка?

Обновлено 24.07.2018
Статья размещена на сайте 15.07.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: