Приключения Тарзана пересказывались сотни раз в кинематографе, драматических и музыкальных театрах, книгах, анимации, виртуальных играх и из уст в уста, разумеется. Но история человека-обезьяны не потеряла актуальности и сегодня. Она берет людей за живое, оставляя после себя больше вопросов, чем ответов. Почему люди, живущие ради любви, от любви бегут?! А любовь, самое сильное земное чувство, побеждает все, но победой не пользуется?! Чего же ей еще нужно? Люди, ищущие любовь и бегущие от нее, знают, чего хотят, или просто убивают свое время?!
Мюзикл Владимира Качесова «Тарзан. Love Story» создан по мотивам знаменитого романа Эдгара Райза Берроуза «Тарзан, приемыш обезьян» (1912) — первой книги о приключениях сына английского лорда, выросшего в джунглях. История Тарзана перекликается с историей Маугли. Только здесь больше внимания уделено Love Story. К постановке Геннадий Чихачев шел с 1995 года. На премьере он заметил, что роман написан тяжелым языком. Для музыкального спектакля его пришлось перекраивать, переписывать, сотни раз переосмыслять. В результате получилось новое произведение — драматическая, романтическая, смешливая, назидательная и умная сказка для взрослых.
Надо заметить, что это уникальный жанр искусства. Встречается редко, но потрясающе действует на современного зрителя. Потому что сказок в хорошем смысле ему рассказывают мало. Все больше — наоборот. По откровенно правдивым, добрым историям люди соскучились. Назидание, переданное через сказку, работает ненавязчиво и точно. Потому что все мы родом из детства. Все правду чувствуем тонко и к ней тянемся.
Плотная работа над спектаклем длилась два с половиной года. Она проходила при отсутствии сцены (на ремонте 23 года) и при наличии высокого человеческого энтузиазма. Количество занятых артистов, музыкантов, творческого и технического персонала поражает. Нельзя не заметить, что уровень вокала, хореографии и сценического движения выходят за рамки мюзикла. Они достигают уровня качественной оперетты с реальным участием заслуженных артистов России и лауреатов международных конкурсов. Константин Скрипалев, исполнитель Тарзана, — дипломант всероссийского конкурса. Исполнители не скрывали, что спектакль создавался под Константина. Он оправдал доверие. Харизматичный, воздушный, яростный, он летал по сцене и заставлял сопереживать своим терзаниям.
Спектакль должны посетить все в возрасте от 3 до 93 лет (раньше и позже не стоит, потому что активного внимания у таких зрителей на два с половиной часа не хватит, и они заберут все внимание на себя). Только посетившим спектакль удастся увидеть, услышать, познать и прочувствовать следующее:
Поставленную по законам музыкального театра оперетту с профессиональным вокалом (хормейстер — дипломант международного конкурса Елена Конорева), хореографией (балетмейстер — лауреат международного конкурса Екатерина Фомичева), акробатическими трюками, постановочными дуэлями, драматургией, функциональными декорациями, качественными историческими и «зоологическими» костюмами (лауреат премии Правительства Москвы Елена Бочкова).
Живое сопровождение полного струнно-духового оркестра под управлением дирижера, заслуженного артиста России Владимира Янковского. Дирижер управлял оркестром в черной шелковой рубашке (в такой же был замечен Зураб Соткилава), что придавало спектаклю камерности, а зрителям — манерности.
Мощный энергетический посыл красивой сказки, где добро находится на своем месте. А любовь побеждает обстоятельства, потому что всегда остается с людьми. Любовь освещает их жизнь даже в разлуке. Наверное, это одна из главных тем мюзикла.
Тонкий интеллектуальный юмор, наполняющий спектакль смехом, интеллигентностью, самоиронией и бесспорной легкостью (либретто Льва Яковлева и Геннадия Чихачева).
Бесконечную грусть умной Джейн, восторженную влюбчивость, душевную чистоту и нечеловеческую непосредственность Тарзана.
Ассоциации с временами Шерлока Холмса, Маугли, Собора Парижской Богоматери, Трубадура и другими персонажами, возникающими не только благодаря визуальному ряду, но и музыкальным партиям.
Композитор Владимир Качесов сказал:
— Работая над мюзиклом, я старался максимально отойти от академической манеры письма и насытить партитуру современными интонациями и ритмами джаз-рока, блюза; использовать стилистику чарльстона, фокстрота, танго, паркового вальса и других жанров.
Мы увидели историю чистой любви, в которой замешаны люди, звери, поколения и миры. Эта история Тарзана не имеет классического внешнего хэппи-энда. Но каждый зритель ушел со спектакля с ощущением внутреннего триумфа. Как будто только что стал свидетелем чего-то вечного. Прикоснулся к прекрасному, отчего появилось приятное чувство самоуважения. Оно просматривалось на лице каждого выходящего из зала. Мы заметили. Интервью у зрителей брать не хотелось, чтобы сокровенные переживания не расплескались. Понятно, что на следующее утро впечатления разнесутся над Москвой сдержанными или эмоциональными восторгами:
— Опять Чихачев дал жаре жару! Расшевелил расплавленные мозги, вернул людям сказку! Напомнил, как нужно сопереживать и ставить правду с головы на ноги!
Спектакль добрый. Он добрее слов, эмоций или пересказов о добрых людях. Потому что заставляет сопереживать и грустить так, как люди редко делают не по собственному поводу. А чтобы современный взрослый загрустил над сказкой — совсем артефакт сегодняшней жизни. Ведь нам совсем не до сказок. Где мы, а где сказки? А здесь вдруг собрались и расчувствовались. Надо же! Очень неожиданно и свежо получилось.
Спектакль умный. В этом он превосходит все ожидания от мюзикла. Потому что, идя смотреть историю мальчика-обезьяны, не ожидаешь того, что во время спектакля будешь думать, размышлять и удивляться… себе. Вот, мол, как я солидарен с Тарзаном. Или такие мысли: «Вот бы стать таким „ботаном“, как профессор Портер (великолепная игра Олега Зимина). Собирал бы себе тараканов, и трава не расти». Или: «Вот если бы у меня было столько куражу, сколько у миссис Хадсон, я бы пришел к начальнику и объяснил, как он не прав…» (Заслуженная артистка России Людмила Полянская создала образ красивой, пожилой дамы. На сцене это удается редко. Даже трудно вспомнить, кому такие типажи удавались лучше, чем Людмиле Юрьевне). Или: «Как же так, Джейн не захотела остаться с Тарзаном, вышла замуж по расчету?!» Она разумно объяснила то, что Тарзан не сможет жить в лживом и корыстном мире: «Ты всегда будешь делать, что другим нельзя. Я не хочу слез». Джейн отвергает любовь пылкого «зверя». И душа рвется от несправедливой правды, которую не обойти, не объехать.
Спектакль еще не успел сыграться. Динамичные сцены порой сменяются монотонными ариями. Но в целом он создает мощный эмоциональный посыл искренности, чувственности, сказочности и справедливости. В нем все по-честному. Много слез от горя и радости. И финал мог бы быть получше. «Просветленным» назвал финал спектакля режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Геннадий Чихачев. Пожалуй, так оно и есть. Финал грустный, но оптимистичный: каждый выбрал верный путь.
Спектакль однозначно поднимает уровень мюзиклов на высокую творческую планку. «Tарзан. Love Story» реанимирует утраченную надежду на силу добра, бессилие лжи и немощь подлости. Опять убеждаешься, что любовь прекрасна. Все люди бывают нечаянно глупы и предсказуемо мудры. Все не одиноки в своих сомнениях, но очень одиноки в толпе. Все одинаково ищут счастья там, где его не может быть. И убегают от него, вовремя не распознав. Тарзан живет в каждом, но не каждый дает волю своему Тарзану. Может быть, тоже потому, что вовремя ничего не распознает.
И, конечно, выводы. Спектакль актуальный. Жара ему ни по чем. Его нужно посмотреть всем, чтобы укрепить музыкально-эстетическое мировоззрение, чтобы не замылить чувства справедливости, чести, искренности, доброжелательности. Чтобы еще раз убедиться, что добро всегда будет добром, а остальное — там, где ему положено бы находиться. Чтобы вспомнить, что любовь — это чувство, которое есть у каждого, но иногда оно дремлет. Что порядочность, честь, совесть никто не отменял, и они не тонут в потоках лжи, официальной конъюнктуры и колоссальной непорядочности. Что живая оркестровая музыка так сильно берет за душу, что покидая спектакль, несколько дней напеваешь главную мелодию мюзикла «А-а-а-а». Потом она забывается и ты думаешь: «Нужно еще раз сходить на Тарзана, чтобы мелодия зацепилась покрепче и больше не забывалась».
Площадка: Московский музыкальный театр под рук. Геннадия Чихачёва.
Форма проката: репертуарный.
Музыка: Владимир Качесов.
Либретто: Лев Яковлев, Геннадий Чихачёв.
Режиссер: Геннадий Чихачёв.
Хореограф: Екатерина Фомичёва.
Декорации: Юрий Доломанов.
Костюмы: Елена Бочкова.
Музыкальный руководитель: Владимир Янковский.
В ролях: Константин Скрипалёв, Наталия Репич, Наталья Реброва, Юрий Красов, Григорий Захарьев, Вадим Поповичев, Антон Фадеев, Олег Зимин, Людмила Полянская, Анна Альт, Наталья Замниборщ, Татьяна Петрова, Елена Яздовская, Зинаида Громоздина, Наталья Кармелюк, Сергей Рязанов, Станислав Якубовский, Ирина Химина, Владлен Михалков, Евгений Башлыков.
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут c одним антрактом. Адрес Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д. 1.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...