Сейчас мы говорим «библиотека Ярослава Мудрого», но на самом деле слово «библиотека» впервые появилось в XIX веке. А во времена Руси использовали слова «книгоположница», «книгохранилище», «книжная казна», «архив». Историки утверждают, что Ярослав создавал свою библиотеку. Именно создавал, а не собирал. При Софийском соборе работали переписчики, которые занимались переводом, написанием, переплетом и украшением книг. Сам князь знал несколько языков, поэтому предполагают, что он мог лично принимать участие в процессе создания некоторых книг.
До сих пор точно неизвестно, сколько книг хранилось в Софийском соборе. Летописи упоминают о «множестве» книг, но вот точной цифры не дают. Историки предполагают — от 500 до 950. Также сообщают, что их хранили в десяти дубовых сундуках, окованных железом. Каждую книгу писали на пергаменте, а для написания одной книги использовали кожу из стада телят или овец. После этого украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Для сравнения, на эти деньги можно было купить большой дом или 12 гектаров земли.
Ученые выдвигают разные версии по поводу судьбы библиотеки. Большинство историков считает, что после монголо-татарского нашествия часть библиотеки была разграблена, а часть разошлась по другим монастырям. Есть предположение о том, что некоторые книги попали в библиотеку Ивана Грозного, которая тоже бесследно исчезла.
Другие предполагают, что часть книг была передана в Киево-Печерскую Лавру. Об этом свидетельствуют данные путешественника и писателя Павла Алеппского, который посетил Киев в 1653 году. Он оставил сведения о том, что в Лавре есть много книг, в том числе пергаментных, которые были написаны около 500 лет назад. Но в 1718 году в Лавре случился очень большой пожар и монастырь очень сильно пострадал. Возможно, тогда же сгорела коллекция книг. Очевидцы сообщали о том, что огнем были уничтожены тысячи книг, огромное количество рукописей, настоящие грамоты князей. Утраты были невосполнимые.
Еще одна версия предполагает, что книги были спрятаны в пещерах на территории Софийского собора. Об этом заговорили после того, как в 1916 году возле собора случился обвал грунта. Археологи нашли вход в пещеру и записку, написанную на старославянском языке на березовой дощечке: «Кто найдет этот вход, тот найдет большой клад Ярослава». Ученые активно взялись за раскопки, но вскоре прекратили работу. Официальная версия — бесперспективность исследований. Сейчас на территории есть место, где находится вход в пещеры, но попасть туда практически нереально.
Высказывают мнение, что книги могли быть спрятаны в пещерах Зверинецкого, Выдубецкого или Межигорского монастырей. Но, несмотря на то что эти пещеры периодически исследуются, никаких особых ценностей там не находят.
Вряд ли мы приблизимся к разгадке тайны библиотеки Ярослава, но вот предполагают, что одна книга все-таки сохранилась. Когда французский король Генриха І попросил руки Анны Ярославны, ее начали собирать в далекую дорогу. Летописи сообщают, что среди ее приданого было несколько книг и рукописное Евангелие. Во время свадебной церемонии она положила Новый Завет на алтарь, и пара на нем дала присягу. Со времен средневековья оно стало известно как Реймское Евангелие, и французские короли принимали на нем присягу, начиная с Генриха ІІІ вплоть до Людовика XIV. Судьба книги была интересной и тоже полна загадок. Она до сих пор хранится в Реймсе в муниципальной библиотеке.
Сейчас о «книжной казне» напоминает только памятный знак, который находится на лужайке между входом в собор и Домом митрополита. Автором его был известный скульптор Иван Кавалеридзе. Это небольшой гранитный камень, на котором изображен Ярослав Мудрый и слова из «Повести временных лет: «В літо 6545. Сей же Ярослав, син Володимер, насея книжными словесы серца вєрных людей. Велика бо польза бывает чловєку од учення книжного».
Археологи нашли вход в пещеру и записку, написанную на старославянском языке на березовой дощечке: «Кто найдет этот вход, тот найдет большой клад Ярослава».
Возникают ассоциации со сказкой про камень на развилке дорог, на котором написано: направо пойдешь...налево...
Осталось найти дощечку с предостережением, что клад охраняет Змей-Горыныч.
Первая берестяная грамота действительно, как пишет Люба Мельник, была найдена в Новгороде, в 30-х гг., экспедицией Арциховского.
4 Ответить
Ирина Михайловская, это, наверное, даже не я пишу, а где-нибудь в википедии написано. Общеизвестно, и все грамотки сосчитаны, и опубликованы.
2 Ответить
Люба Мельник, верно, об этом и в википедии написано и где только не написано. Еще давно в каком-то печатном журнале впервые читала об этом. Серьезная находка, сенсация в свое время. А про киевскую записку в первый раз слышу.
2 Ответить
Ирина Михайловская, если вы изучаете историю, на наверное слышали о таком явлении, как впервые найденные исторические и археологические материалы и впервые научно зафиксированные. Берестяные грамоты в Новгороде были научно зафиксированы. В той же Википедии есть информация о том, что "Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени". Конечно, историческая наука во внимание берет достоверные и зафиксированные факты. Но это совершенно не означает, что подобных документов не было в других местах.
0 Ответить
Елена Гончарук, Да, в КП от 2011 г. есть такая статья. И как-то коротко и не ясно. Но тот же С. Хведченя еще в журнале «Вокруг света» (1995 г.) более подробно писал об этом. И не совсем то, что чрез годы в КП. В «ВС» он пишет и про туманные причины, по которой заморозили исследование, а также то, что далее нашли место разграбленного клада. И опять как в сказке надпись (не дословно): «ничего вы не найдете, мы уже все гроши взяли до вас». Конечно, кладоискателям-ворам больше делать нечего, как ограбить сокровищницу и написать (какие, однако, грамотные воры, да еще в те времена!) на стене (!) такое. Еще наверно чайку попили, посидели, куда спешить, в самом деле?
Еще там сказано, им же (С. Хведченей), что клад искать не стали, время было неспокойное……Что это за археологи такие? А потом? Всегда, что ли неспокойное время было?
Почему же в КП об этом не сказано? Как-то несерьезно. Вот потому и напрашивается мысль о подделке. И опровергнуть или подтвердить это времени было предостаточно.
А тема статьи очень интересная, просто следует более серьезно с источниками работать. Они для нас и существуют, в конце концов.
1 Ответить
Ирина Михайловская, вы правы, я читала обе эти статьи. С источниками надо работать серьезно, если статья пишется для научного издания и претендует на научную новизну, которую потом будут цитировать другие историки. Суть этой статьи - показать, что ученые пока что так и не приблизились к разгадке - куда пропала библиотека Ярослава Мудрого. Так что если вы серьезно занимаетесь научными исследованиями - тема открыта. Я пока что таких исследований не провожу.
1 Ответить
Первая половина 19 века - время, когда в России интерес к древнему прошлому возрос, а знаний особых не было. На этой почве появилось столько фальсификаторов, впаривавших несведущим охотникам до старины свои поделки, что они обогатили простецов мифами и легендами на век вперед - что мы тут и видим.
Начало 20 века меж тем в области археологической было уже временем совсем другим - появились профессионалы, исследователи, археологи, которые в большом количестве публиковали итоги своего научного поиска. Чтобы в начале 20 века нашли берестяную грамоту - и не опубликовали ее - это просто невозможно.
Сейчас я покажу, как родятся мифы и легенды.
Миф и легенда - "Другие предполагают, что часть книг была передана в Киево-Печерскую Лавру. Об этом свидетельствуют данные путешественника и писателя Павла Алеппского, который посетил Киев в 1653 году. Он оставил сведения о том, что в Лавре есть много книг, в том числе пергаментных, которые были написаны около 500 лет назад".
На самом деле у Павла Алеппского написано: "Мы нашли у архимандрита Печерского монастыря древние грамоты прежних патриархов константинопольских, почти за 500 лет назад, на пергаменте; содержание их в том, что монастырь независим. Мы нашли также у него грамоту покойного Феофана, патриарха Иерусалимского, и позднейшую — теперешнего Паисия. Была также написана для него грамота на их языке, к которой наш владыка патриарх приложил свою подпись и печать; содержание грамоты в том, что архимандрит действует (канонически) правильно, что монастырь этот независим и пр.".
Да и побывал в Киеве Павел Алеппский в 1654 году, а не за год до этого. Вы, Елена, просто-напросто переписали недостоверную сказку откуда-то - не удосужившись даже проверить.
0 Ответить
Люба Мельник, по поводу Павла Алеппского вы правы, действительно 1654 год
1 Ответить
))) И действительно грамоты патриархов, если добрались до книги любознательного монаха)))
0 Ответить
Но лучше не добираться. Любое знание вредит вере.
0 Ответить
Люба Мельник, Но лучше не добираться. Любое знание вредит вере.
у вас прям мышление средневекового человека. Только вера, никаких знаний. Если б Вы жили много сотен лет назад, великим человеком стали бы
1 Ответить
Елена Гончарук, да я и щаз не мала. По крайней мере, имею представление о критике источников и о методике научной работы. А также о гнусности обычая переходить на личности и навешивать ярлыки. Нашли книжку-то?
0 Ответить
Люба Мельник, во-первых, я нигде не употребляла слово "берестяная грамота". Я писала про березовую дощечку. Во-вторых, информация об этом была взята из интервью украинского историка, опубликованного в газете "Комсомольская правда" в Украине. Историк Сергей Хведченя в свое время защитил диссертацию по лаврским пещерам, значит, его можно считать специалистом по теме, которая касается подземелий в Киеве. В данном случае, я этой информации могу доверять. А касательно правдивости и объективности, то в истории есть очень много белых пятен, известные профессора спорят и не могут прийти к единому мнению. Особенно это касается истории Руси. Историки постоянно пересматривают свою точку зрения по некоторым вопросам, если появляется какая-то новая информация, и это нормально.
0 Ответить
Елена Гончарук, да верьте во что хотите, божемой. Велесова книга вам в помощь.
0 Ответить
Люба Мельник, я историк по образованию. И главное, что я поняла - это то, что надо быть толерантным по отношению к оценке прошлого. Потому что сегодня мы знаем одно, завтра открываются новые факты - мы пересматриваем нашу точку зрения. Либо новые факты не открываются вообще - тогда мы учим различные версии историков, и нельзя точно сказать, чья версия - истинная правда. Насколько я поняла Вы учили историю в советские времена. Сейчас школьникам дают те же самые знания, что и Вам?
1 Ответить
И дух Сулакадзева.
0 Ответить
В отношении записки на бересте - имело смысл отметить, что это лажа. Фальсификация. Первая берестяная грамота обнаружена была в советское уже время - в Новгороде, так что киевская "записка" - просто-напросто сказка.
2 Ответить
Люба Мельник, возможно. Но я не могу точно утверждать, так как пока что не встречала научных книг, которые бы подтверждали или опровергали этот факт. А откуда у вас информация, что это фальсификация?
1 Ответить