Направляясь к храму, возможно, вы будете несколько разочарованы — издали храм кажется больше. Поднимитесь по ступеням лестницы и поймёте, как трудна дорога к храму — ступени непривычно высоки: 30 см. Вам придётся преодолеть 9 ступеней, сядете на одну из верхних, и у вас появится возможность разглядеть карниз и плафон — пространство между колоннами и святилищем. Теперь, поняв величие и красоту храма, вы обойдёте его вокруг: колоннада из 24 колонн расположена по всему периметру. Остановитесь у задней стены храма, чтобы насладиться живописным пейзажем, оглядеть ущелье. Вы узнаете, что чувствовали царь и царица, ведь этот храм принадлежал царям. Само святилище небольшое: внутри находилась лишь статуя бога солнца.
Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».
Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».
Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К.В. Тревер) (Гелиос — солнце, греч., агарак — дворец, тэр — владыка, пер. с арм.)
Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета. Согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.
Храм Гарни (I век н. э.) периптер, внешне напоминает памятники Сирии (Баальбек), Греции, Рима, однако выполнен с учётом местных традиций — культовые здания прямоугольного типа с колоннами на Армянском нагорье известны с времён Урарту. Храм целиком построен из базальта на месте урартского с размерами храма Суси в Эребуни, сохранена ориентация север-юг. Обычно в Армении храмы строили вдоль оси восток-запад, так же ориентированы все христианские храмы: алтарь располагается в восточной части.
На пилонах по сторонам лестницы высечены обнажённые атланты, стоящие на одном колене, поддерживающие жертвенники. Фриз, карнизы, плафон и вход в святилище украшены искусной резьбой, в которых присутствуют: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Львиные головы венчают карнизы боковых фасадов. Резьба по базальту — свидетельство высокого мастерства армянских каменотёсов.
Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.
В южной части крепости находился двухэтажный царский дворец, на остатках его штукатурки сохранились следы розовой и красной краски — свидетельство богатого убранства. В северной части размещались войско и прислуга. В западной части, рядом с храмом, был парадный зал. На месте парадного зала в VII веке построили христианскую ротонду: церковь Святого Сиона — в плане тетраконх, возможно, предшественник Звартноца.
Многие путешественники и учёные посещали развалины храма — даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье, этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.
Главный архитектор Еревана
Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.
Пояснения:
Пилон — массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх — древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.
Карин Андреас, приятно прогуляться по местам, наполненных "особой энергетикой" языческих богов. Жаль, что не бывала в Армении... Потому, благодарна вам за интересную и познавательную экскурсию в прошлое армянского народа .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Дементьева, будет возможность, приезжайте!
У нас всегда рады гостям.
0 Ответить
Первая мысль при взгляде на фото: "Это же греческий Акрополь" . Спасибо за интересную статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, ВООБЩЕ ТАКИЕ ХРАМЫ ВПЕРВЫЕ НАЧАЛИ СТРОИТЬ В АРМЕНИИ ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА УРАРТУ ПРАВДА В ЭТОМ ХРАМЕ ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ АРМЯНСКАЯ И ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ
0 Ответить
Елена Максимовская, благодарю!
0 Ответить
Елена Максимовская, конечно он намного меньше Акрополя. Этот храм был царской собственностью, может потому и сохранился, что охрана крепости не впустила толпу на территорию крепости. А статую бога переплавили для нужд царского дворца - статуя могла быть бронзовой или золотой. Огромные храмы были в Багаване (городе богов), на месте храмов Рипсиме, Звартноца, Татева - это точно.
Гарни, Рипсиме, Звартноц, Татев - самые посещаемые места - может там особая энергетика.
0 Ответить
Дорогая Карин! Огромное Вам спасибо за статью!
С теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, благодарю!
0 Ответить
И напоследок - цветочек из Гарни
0 Ответить
Татьяна Прокофьева, спасибо! Снимки украсили статью.
0 Ответить
Следы истории
0 Ответить
ротонда на месте парадного зала.
0 Ответить
И еще - вот какие там скалы
0 Ответить
"базальтовый орган"
0 Ответить
Там же
0 Ответить
И еще
0 Ответить
Еще
0 Ответить
Мой вклад)
0 Ответить
Татьяна Прокофьева, спасибо! Это холм-скрипка.
0 Ответить
Очень интересно! Люблю такие архитектурно-исторические экскурсы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, cпасибо! Рада что вам понравилось.
0 Ответить
Еще фотография, где лучше видны руины храма Святого Сиона (VII в.) - ротонда, в плане тетраконх
0 Ответить
В Гарни снимают клипы, концерты; Гарни служит декорацией в художественных фильмах. Здесь отмечают народные праздники: Рождение Ваагна (Аманор), Вардавар, День Весеннего Равноденствия, Навасард и другие; организуют театрализованные представления. Храм Гарни красив и в свете прожекторов.
Интересно: жители села Гарни, произносят его название так, как во времена Аргишти и звучит примерно так: Гиарни. Здесь пекут двухслойный лаваш, который так и называется: лаваш «Гарни». Гарни славится своими ягодами и фруктами – у входа в музей, около касс бабушки торгуют вареньем.
0 Ответить
Ущелье реки Азат славится базальтовыми столбами - результат потока вулканической лавы. Этот природный памятник называют «Симфония камней» или «Базальтовый Орган». Шестигранные и пятигранные базальтовые столбы удивительно симметричны и кажутся рукотворными. Под ними стоять опасно – может быть камнепад. Местные жители подбирают упавшие базальтовые глыбы и используют их для своих нужд.
0 Ответить