• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карин Андреас Мастер

Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской Армении

Всего в 28 км от Еревана сохранился единственный после принятия христианства языческий храм Армении: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов — богу солнца, небесного света и справедливости Митре (Михре). Храм расположен близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.

Направляясь к храму, возможно, вы будете несколько разочарованы — издали храм кажется больше. Поднимитесь по ступеням лестницы и поймёте, как трудна дорога к храму — ступени непривычно высоки: 30 см. Вам придётся преодолеть 9 ступеней, сядете на одну из верхних, и у вас появится возможность разглядеть карниз и плафон — пространство между колоннами и святилищем. Теперь, поняв величие и красоту храма, вы обойдёте его вокруг: колоннада из 24 колонн расположена по всему периметру. Остановитесь у задней стены храма, чтобы насладиться живописным пейзажем, оглядеть ущелье. Вы узнаете, что чувствовали царь и царица, ведь этот храм принадлежал царям. Само святилище небольшое: внутри находилась лишь статуя бога солнца.

Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».

Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:

«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».

Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К.В. Тревер) (Гелиос — солнце, греч., агарак — дворец, тэр — владыка, пер. с арм.)

Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета. Согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.

Храм Гарни (I век н. э.) периптер, внешне напоминает памятники Сирии (Баальбек), Греции, Рима, однако выполнен с учётом местных традиций — культовые здания прямоугольного типа с колоннами на Армянском нагорье известны с времён Урарту. Храм целиком построен из базальта на месте урартского с размерами храма Суси в Эребуни, сохранена ориентация север-юг. Обычно в Армении храмы строили вдоль оси восток-запад, так же ориентированы все христианские храмы: алтарь располагается в восточной части.

На пилонах по сторонам лестницы высечены обнажённые атланты, стоящие на одном колене, поддерживающие жертвенники. Фриз, карнизы, плафон и вход в святилище украшены искусной резьбой, в которых присутствуют: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Львиные головы венчают карнизы боковых фасадов. Резьба по базальту — свидетельство высокого мастерства армянских каменотёсов.

Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.

В южной части крепости находился двухэтажный царский дворец, на остатках его штукатурки сохранились следы розовой и красной краски — свидетельство богатого убранства. В северной части размещались войско и прислуга. В западной части, рядом с храмом, был парадный зал. На месте парадного зала в VII веке построили христианскую ротонду: церковь Святого Сиона — в плане тетраконх, возможно, предшественник Звартноца.

Многие путешественники и учёные посещали развалины храма — даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье, этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.

Главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям ЮНЕСКО памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.

Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.

Пояснения:

Пилон — массивные столбы, стоящие по сторонам входа.

Тетраконх — древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.

Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.


Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.

Статья опубликована в выпуске 15.10.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: